РЕКОМЕНДАЦИИ расширенного заседания Комитета ТПП России по вопросам экономической интеграции

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Реальностью является то, что все страны Содружества вовлечены в мировой финансово-экономический кризис. Последние месяцы 2008 г. и первые месяцы текущего года это отчетливо показали. Финансы и экономика стран-экспортеров углеводородов и металлов оказались весьма уязвимы к резкому ухудшению ценовой конъюнктуры и падению мирового кредитного рынка.В связи с падением цен на основные экспортные товары в 2009 г. существенно понизятся темпы роста экспорта, а в некоторых странах его объемы сократятся абсолютно. Неизбежно происходит сокращение импорта, как потребительского, так и инвестиционного.
РЕКОМЕНДАЦИИ расширенного заседания Комитета ТПП России по вопросам экономической интеграции

РЕКОМЕНДАЦИИ расширенного заседания Комитета ТПП России по вопросам экономическойинтеграции стран ШОС и СНГ и Института экономики РАН«Сотрудничество России со странами СНГ в условияхмирового финансового кризиса»

Мировой кризис обострил вопрос, который и до этого оставался на повестке дня - каков вектор сотрудничества России со своими партнерами по СНГ, ЕврАзЭС, Союзному государству.

Реальностью является то, что все страны Содружества вовлечены в мировой финансово-экономический кризис. Последние месяцы 2008 г. и первые месяцы текущего года это отчетливо показали. Финансы и экономика стран-экспортеров углеводородов и металлов оказались весьма уязвимы к резкому ухудшению ценовой конъюнктуры и падению мирового кредитного рынка.

В связи с падением цен на основные экспортные товары в 2009 г. существенно понизятся темпы роста экспорта, а в некоторых странах его объемы сократятся абсолютно. Неизбежно происходит сокращение импорта, как потребительского, так и инвестиционного.

В свою очередь, экономики страны-экспортеров рабочей силы оказались сильно уязвимы к понижению инвестиционной активности в России и Казахстане, главных потребителях рабочей силы.

Таким образом, мировой кризис, наиболее сильно ударив по странам, широко включенным в процессы глобализации - Россию, Казахстан, Азербайджан, Украину, затем активно распространился на все остальные постсоветские страны. Взаимосвязанность национальных экономик прослеживается как при их росте, так и при рецессии.

Кризис уже сказался на торговом и платежном балансах стран, а, следовательно, на состоянии их бюджетов, валютных курсах, вызвал сокращение занятости, рост цен на импортные товаров. У многих стран Содружества в 2009 г. сильно возрастет внешняя задолженность, но при этом сократятся доходы. Если общий прирост ВВП в 2009 г. и будет иметь место, то он будет близок к нулю.

В России, равно как и в ряде других стран Содружества, приняты национальные антикризисные программы. Страны сегодня распложены действовать индивидуально, но с учетом того, как действуют партнеры по сотрудничеству. Об этом свидетельствует, в частности, проводимая странами курсовая политика. Практически все страны в качестве реакции на ухудшение состояния платежного баланса и национальной банковской системы были вынуждены девальвировать национальные валюты. Но делали они это по-разному.

Справочно: Белоруссия и Казахстан сделали это с интервалом в один месяц резким понижением курса национальной валюты. Россия в декабре-феврале проводила политику плавного понижения курса рубля.

Одним из важных инструментов борьбы с экономическим спадом для большинства стран, становится тарифная и нетарифная защита национального производителя, а также национального рынка некоторых товаров, прежде всего продовольственных. Это может усилить сокращение взаимных торгово-экономических связей и тем самым ухудшить экономическое положение

2

большинства государств. Это подтолкнет страны к поиску других рынков и, в частности, в ЕС.

Что в этих условиях выступает фактором сплочения постсоветских стран? В рамках Союзного государства и ЕврАзЭс определенную роль в этом плане играет сохранение линии на создание таможенного союза в рамках «тройки» и выделение Россией ряду стран крупных кредитов. В политике России и других стран СНГ прослеживаются моменты, оказывающие негативное влияние на условиях их сотрудничества, и одновременно формируются новые институты, в частности «антикризисный фонд» в рамках ЕврАзЭС, которые смогут сыграть свою позитивную роль в качестве подстраховки в период кризиса и конструктивную роль на этапе посткризисного развития.

Каков потенциал сплочения стран у Стратегии экономического развития стран СНГ до 2020 г. пока сказать трудно. Реализация ее положений потребует от стран определенных бюджетных расходов, на что они в текущем и следующем году могут быть и не готовы. Время экономического кризиса - это время большей координации национальных политик. В целом 2009 г. станет моментом истины для интеграционных группировок и для многих стран - их участниц. В интересах России, которую кризис затронул весьма чувствительно, сохранить и по возможности укрепить свои позиции на постсоветском пространстве. Для этого, безусловно, нужны новые идеи и подходы.

Учитывая вышеизложенное, участники РЕКОМЕНДУЮТ:

- консолидировать усилия стран СНГ в интересах выработки совместных финансово-экономических мер, направленных на повышение в современных условиях конкурентоспособности товарных рынков стран Содружества и инвестиционной привлекательности их экономик.

- усилить взаимодействие деловых кругов СНГ в наукоемких отраслях, прежде всего в области нанотехнологий. Определить инвестиционные приоритеты в отраслевом и территориальных разрезах, способствовать дальнейшей активизации сотрудничества в повышении конкурентоспособности экономик стран Содружества, разъяснять важность поддержки малого и среднего бизнеса как условие его участия в процессах формирования инновационной экономики.

- выработать общую стратегию развития отношений с Евросоюзом. Справочно: действующие соглашения заключены между ЕС и конкретным

государством СНГ. Рамочного соглашения ЕС-СНГ нет, и оно до сих пор не обсуждалось, хотя у ЕС имеется целая серия аналогичных договоров, например с АСЕАН и МЕРКОСУР. Перевод двусторонних отношений в рамочный формат значительно усилит позиции участников СНГ в диалоге с ЕС, позволит им создавать пространства продвинутого сотрудничества без официального членства в ЕС.

- шире использовать потенциал межрегионального и приграничного сотрудничества. Для этого:

сформировать национальное правовое поле и межгосударственная законодательная база стран СНГ в этой сфере

3

  • - продолжить формирование единого информационного пространства,
  • - увеличить число таможенных переходов и пунктов пропуска в приграничных районах, совершенствовать организацию на них процедуры пограничного и таможенного контроля, их техническую оснащенность;
  • - внедрять в практику опыт работы совместных постов, международных центров приграничного сотрудничества
  • - увеличивать число пропускных пунктов со статусом «международный», содействовать созданию соответствующей договорно-правовой базы с зарубежными партнерами. Регионам взять на себя финансовую сторону в реализации подобного рода затратных проектов.
  • - оптимизации количества контролирующих органов на границе, более слаженное взаимодействие пограничных, таможенных, ветеринарных и других служб.

При разработке антикризисных программ учитывать позитивный международный опыт:

  • - усилить контроль за расходованием уполномоченными и корреспондентскими банками бюджетных средств, в том числе выделяемых на антикризисные цели, включая ограничение объемов финансовых потоков в рамках внешних заимствований;
  • - провести в качестве оздоровительных мер скупку государством контрольных пакетов акций неплатежеспособных предприятий, в том числе банковского сектора, являющихся ведущими в своих областях, с последующей их санацией и продажей предпринимательскому сектору;
  • - максимально упростить порядок предоставления государственных гарантий по кредитам для предприятий, с одновременным ужесточением мер по предотвращению спекулятивных финансовых операций на внутреннем рынке;
  • - принять меры по стимулированию конкуренции и потребительского спроса на внутреннем рынке, в том числе за счет увеличения объемов и улучшения условий потребительского кредитования, стимулирования развития ипотечного рынка, а также снижения налогового бремени на производителей конечной продукции (прежде всего, НДС), в том числе малых и средних предприятий;
  • - разработать меры содействия, направленные на отсрочку/замораживание выплат физическими лицами обязательств по ранее взятым кредитам, в случаях потери последними своих рабочих мест в результате финансового кризиса.

Принято участниками заседания25 февраля 2009 года г.Москва

Поделиться: