«РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ СОТРУДНИЧЕСТВА»

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Впервые в Казахстане (г Алматы) был проведен Международный Форум «Региональная интеграция и экономическое партнерство стран Центральной Азии: открытыйдиалог сотрудничества». В работе Форума участвовали работники органов государственного управления, политические и общественные деятели, видные ученые-эксперты и практики стран Центральной Азии, России, а также США и Великобритании.
«РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ    ПАРТНЕРСТВО СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ:    ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ СОТРУДНИЧЕСТВА»

ПРОЕКТ

РЕКОМЕНДАЦИИ

Международного форума

«РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

ПАРТНЕРСТВО СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ:

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ СОТРУДНИЧЕСТВА»

г. Алматы 13 ноября 2009г.

Впервые в Казахстане (г Алматы) был проведен Международный Форум «Региональная интеграция и экономическое партнерство стран Центральной Азии: открытый диалог сотрудничества». В работе Форума участвовали работники органов государственного управления, политические и общественные деятели, видные ученые-эксперты и практики стран Центральной Азии, России, а также США и Великобритании.

Участниками форума отмечается, что мировой экономический кризис во многом связан с истощением некогда богатых месторождений углеводородного сырья, ростом производства и населения, неосвоенностью ряда крупных запасов в Центральной Азии, что может спровоцировать ужесточение конкуренции между великими державами за источники энергии и сырья, стать причиной напряженности и нестабильности в регионе. Данное обстоятельство предполагает объединение усилий государств региона для защиты своих национальных интересов, выработки эффективных подходов и взаимовыгодного сотрудничества на основе тесной внутрирегиональной интеграции, что позволит, во» первых, обеспечить надежную систему высокой взаимодополняемости экономического потенциала региона, и во-вторых, регион может представлять интерес для иностранных инвесторов только как единое целое и как крупный рынок сбыта. При таком подходе в долгосрочной перспективе регион Центральной Азии может превратиться в новую зону мирового экономического роста.

Для достижения этой цели страны региона должны выработать особые подходы, обеспечивающие, с одной стороны, их полновесное включение в процессы глобализации и, с другой стороны, нейтрализацию ее негативных последствий. Как известно, процесс глобализации, кроме положительных моментов, таят в себе скрытые и явные угрозы развитию национальных экономик стран с переходной экономикой.

Опыт показывает, что странам, создавшим региональные интеграционные группировки, легче противостоять отрицательным эффектам процесса глобализации и внешним угрозам.

В условиях глобального экономического кризиса всесторонняя консолидация и региональная интеграция Центрально-Азиатских государств имеют большие перспективы для расширения экономических, научно-технических, политических и культурно - гуманитарных связей. Этим и обусловлена актуальность проведения Международного Форума, Своевременной и необходимой представляется выработка концепции использования интеграционных преимуществ в интересах повышения конкурентоспособности Центрально»Азиатских стран и развития национальных инновационных экономик.

Обобщая доклады и выступления участников. Форум рекомендует принять к руководству положения, которые способствуют экономическому сотрудничеству стран Центральной Азии и обеспечению конкурентоспособности их экономик»

1. Одной из основных задач интеграции государств Центральной Азии региона на ближайшую перспективу является завершение формирования зоны свободной торговли, использование механизмов и рычагов общего рынка, создание валютно-экономического союза. Назрела необходимость выработки единой Концепции экономической интеграции стран Центрально азиатского региона^ строгого соблюдения и выполнения принятых Межправительственных Соглашений, Договоров, обязательств, нацеленных на осуществление реальных интеграционных проектов.

2. Необходимо сменить ориентиры в экономической политике стран Центральной Азии с поддержки макроэкономической финансовой стабилизация за счет всенарастающего объема внутренних и внешних кредитных заимствований на рост реального сектора производства. Следует обратить особое внимание на совершенствование структуры экономик стран Центральной Азии с увеличением доли технологической составляющей. В средне- и долгосрочном периоде необходимо также облагородить структуру экспорта, в том числе путем инвестирования доходов от экспорта сырья в развитие экспортных производству выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью.

3. На уровне Правительств необходимо принять кардинальное решение по вопросу формирования механизма взаимовыгодного сотрудничества стран Центральноазиатского региона в сфере использования водно-энергетических ресурсов трансграничных рек. Урегулирование спорных вопросов использования водных ресурсов трансграничных ректребует активного взаимодействия всех заинтересованных стран в области водопользования и энергетики. Выработка общей региональной политики по приемлемому и выгодному для всех стран рациональному освоению и использованию водно-энергетических ресурсов, учитывающему нормы международного права, может способствовать формированию механизма взаимовыгодного сотрудничества в освоении водно-энергетических ресурсов трансграничных рек.

4. Кризисная ситуация назрела и в сфере функционирования Объединенной энергосистемы Центральной Азии. Решение отдельных государств о выходе из ОЭС ЦА и ко- ординационно-диспетчерского центра (КДЦ) «Энергия» становится источником возникновения конфликтных ситуаций между странами-участницами в вопросах сохранения устойчивой работы национальных энергосистем. Позитивный исход данной проблемы возможен путем принятия компромиссных решений глав государств стран Центральной Азии.

5. Переход к инновационной экономике в странах Центральной Азии требует действий по многим направлениям, в том числе необходимо стимулирования посредством налоговых льгот и преференций. Следует развивать механизмы коммерциализации и трансферта технологий, формировать институты технологических посредников, обеспечить до- ступ его субъектов к государственным и частным финансовым ресурсам через создание системы научно-технических и инновационных фондов.

6. В' рамках создания газового альянса необходимо скоординировать действия Казахстана, Узбекистана и Туркменистана и создать централизованный координационный орган по добыче, экспорту и транспортировке природногогаза в Европу и Азию.

7.Региональная интеграция и экономическое сотрудничество в аграрном секторе не должны ограничиваться сферой торговли, а наполняться реальными экономическими проектами. Интеграция и координация совместных действий придаст развитию сельского хозяйства и АПК в целом широкомасштабный и более поступательный характер. Необходимо перейти от заключения отдельных тор говых соглашений к разработке и реализации совместных межправительственных производственных проектов (совместное производство и переработка овощей и фруктов, мясомолочной продукции, сахара, растительного масла, хлопка, совместное использование пастбищ и др.). В целом это приведет к значительному росту аграрного потенциала региона и превращению его в ведущую региональную агропродовольственную систем)', занимающую устойчивые позиции на мировом рынке.

8. В условиях неустойчивости глобальных экономических процессов в целях обеспечения продовольственной безопасности и сдерживания роста цен на продовольственные товары необходимо:

а) разработать соответствующие нормативные и правовые акты, регулирующие долевое участие в цене производителей продукции и посредников;

б) гарантировать сбыт сельскохозяйственным производителям произведенной ими продукции, используя соответствующую рыночную инфраструктуру, где государство осуществляет свою регулирующую роль;

в) увеличение прямой и кредитной поддержки сельхоз- производителей;

г) регулирование цен на базовые продукты питания, входящие в минимальную продовольственную корзину.

9. Повышение конкурентоспособности национальных экономик должно основываться и на развитии человеческого капитала. Поэтому особое значение имеет повышение качества жизни населения и рост образовательного и квалификационного уровня человеческих ресурсов стран Центральной Азии. Необходимо обоснование методики оценки уровня развития человеческого капитала. В частности, основным критерием такой оценки предлагается считать следующие базовые индексы развития человека:

- долголетие на основе здорового образа жизни;

- образованность путем расширения и обновления знаний, создания собственного человеческого капитала:

- достойный уровень жизни путем обеспечения полной продуктивной занятости как одного из ключевых факторов экономического роста.

10. В целях устойчивого экономического и социального развития, региона Центральной Азии особое внимание должно быть уделено принятию комплексных мер по по- вышению конкурентоспособности и росту занятости молодежи, предупреждению молодежной безработицы, чему должны способствовать действия, направленные на решение проблемы "первой работы" через доступ к рабочему месту после обучения (обучение на рабочем месте, ярмарки вакансий, подготовка молодых специалистов на основе договоров с работодателями, договоров учебных заведений с работодателями и другие меры). Необходимо создать систему постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций,

И. Усиление региональной интеграции на базе создания различных экономических блоков и союзов становится доминирующей тенденцией современных мировых геополитических и геоэкономических процессов. Альтернативы интеграции нет, и объединение хозяйственной жизни государств Центральной Азии здесь не будет исключением.Только на основе эффективной интеграции страны Центральной Азии можно обеспечить:

- защиту национальных интересов;

- укрепление корпоративных интересов;

- объективное воздействие новым вызовам и угрозам, которые во многом обусловлены процессом глобализации мировой экономики.

12. Целесообразно создать Координационный совет ученых но анализу и оценке конкурентоспособности национальных экономик в посткризисный период с целью выра ботки продуктивных стратегий по повышению уровня конкурентоспособности стран региона на глобальном уровне,объективных подходов и критериев оценки, идентификации наиболее проблемных сфер, препятствующих росту конкурентоспособности, взаимного обмена и адаптации опыта ведущих стран по наращиванию потенциала конкурентоспособности.

Поделиться: