Рауф Мирзабабаев: Путь в никуда постсоветской науки

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В советское время фундаментальные исследования были объектом пристального внимания со стороны руководителей государства. Центральные и республиканские академические и отраслевые институты проводили дорогостоящие эксперименты практически во всех значимых направлениях. Для привлечения молодежи в науку советское правительство в голодные 30-40-50 годы разрухи выдавало высокие по тем временам стипендии для аспирантов и студентов. В результате, за короткий исторический период в Советском Союзе была создана мощная научно-техническая и производственная база, которая вопреки двум разрушительным войнам способствовала превращению отсталой страны в супердержаву.
Рауф Мирзабабаев: Путь в никуда постсоветской науки

В советское время фундаментальные исследования были объектом пристального внимания со стороны руководителей государства. Центральные и республиканские академические и отраслевые институты проводили дорогостоящие эксперименты практически во всех значимых направлениях. Для привлечения молодежи в науку советское правительство в голодные 30-40-50 годы разрухи выдавало высокие по тем временам стипендии для аспирантов и студентов. В результате, за короткий исторический период в Советском Союзе была создана мощная научно-техническая и производственная база, которая вопреки двум разрушительным войнам способствовала превращению отсталой страны в супердержаву. Рауф Мирзабабаев, Университет Газиантепа (Турция), факультет электротехники и электроники. В книге "Future Shok" известный футуролог и философ Alvin Toffler утверждает, что 97,5% от всего многообразия культурных, духовных, научных, технологических достижений человечества за 50000 летнюю историю существования Homo Sapiens созданы в течение последних 60 лет. 1,5% приходится на предыдущие 60 лет. И только всего 1% от всего наследия человечества, включая все достижения древнего Египта, Китая, Греции, Рима, Византии, творчества Микеланджело, Ньютона, Баха, Пушкина, Толстого и других выдающихся деятелей, приходятся на все предыдущие поколения человечества. С этим утверждением трудно не согласиться. Достаточно оглянуться вокруг, чтобы убедиться в том, как много качественно новых составляющих нашей жизни возникло за последние годы. Лазеры, цветные телевизоры, полеты в космос, мобильные телефоны, компьютеры, Интернет, генная инженерия, уникальные достижения в медицине - все это появилось у нас недавно и стало привычным в нашем обиходе. Такое быстрое поступательное развитие человечества, стремительное расширение границ нашего познания стало возможным, главным образом, за счет непрекращающегося развития фундаментальных научных исследований, набирающего все больший темп за всю обозримую нашу историю. Фундаментальные исследования, открывающие путь к новым явлениям природы, дают импульс ко всему многообразию прикладных исследований в различных областях естествознания, развитию техники и технологии. В советское время фундаментальные исследования были объектом пристального внимания со стороны руководителей государства. Центральные и республиканские академические и отраслевые институты проводили дорогостоящие эксперименты практически во всех значимых направлениях. Для привлечения молодежи в науку советское правительство в голодные 30-40-50 годы разрухи выдавало высокие по тем временам стипендии для аспирантов и студентов. В результате, за короткий исторический период в Советском Союзе была создана мощная научно-техническая и производственная база, которая вопреки двум разрушительным войнам способствовала превращению отсталой страны в супердержаву, укреплению ее обороноспособности и обеспечению независимости. Существовало ясное понимание того, что страна, не проводящая собственных исследований на переднем крае науки, обречена подбирать крохи со стола ведущих государств и соответственно не претендовать на ведущие роли в мировой политике. Ныне ситуация совершенно иная. В постсоветском пространстве наука потеряла свой престиж, в целом перестала быть ориентиром для общества и привлекать людей. Появились другие приоритеты, направленные на скорейшее и как можно большее обогащение, любой ценой. Появился класс богатеев, которые позволяют себе жить нагло, аморально, вызывающе, не считаясь с тем, как живет народ. Сейчас людям недоходных специальностей нет благополучного места в нашем обществе. В нем властвует культ денег, поэтому оно разобщено. Видя все это, молодежь не хочет больше заниматься естественными науками. Наука - сложная ипостась, заниматься ею трудно, она требует самоотверженного труда, но она крайне нужна для общества. Материальное вознаграждение за такой труд в наше очень мизерно. Раньше лучшие умы шли на учебу в МФТИ, МИФИ, МВТУ, на физические, химические, математические и другие подобные им факультеты ВУЗов. Сейчас происходит, как говорится, массовый заплыв на прокурорские, экономические, финансовые и другие денежные специальности. Но не они определяют развитие общества. Такая картина характерна для всего постсоветского пространства. При всем многоцветии новообразованных государственных флагов мы все имеем общий менталитет, общее культурное, экономическое, языковое прошлое. У людей, не связанных непосредственно с системами образования, науки, культуры ведущих зарубежных стран, может сложиться ложное представление о том, что описанная ситуация носит в мире повсеместный характер. Отнюдь. Интерес к точным наукам в мире никак не ослабевает, а наоборот растет. Старшее поколение хорошо помнит, что еще совсем недавно было "все кругом советское, все кругом мое". Произошло очень быстрое перераспределение общественных благ, которые оказались в руках сравнительно небольшой кучки людей, пересевших из бывших директорских кресел в приватизированные частные. Вопреки утверждениям ортодоксальных коммунистов, частная собственность, материальное благополучие не являются сами по себе чем-то постыдным, если за ними стоит предпринимательская активность в рамках установленных законов, если основной капитал и прибавочная стоимость заработаны легитимными путями. Однако если материальный достаток достигается путем коррупции, взяток, вымогательства, всех тех противоправных действий, которые, к сожалению, приняли повсеместно массовый и откровенно вызывающий характер, то создается крайне неблагоприятная обстановка для воспитания нового поколения молодежи. Создаются ложные стимулы, разлагающе действующие на психику и сознание людей и препятствующие их привлечение в науку. Поэтому если есть понимание того, что наука необходима, если действительно есть желание ее поднимать, то возрождение науки необходимо начинать с оздоровления общественно-социальной обстановки в странах. Путь, которым идет сейчас постсоветское общество, это тупиковый путь, путь в никуда. Если так будет продолжаться и дальше, то будущего у нас не будет. Отставание постсоветской фундаментальной науки от ведущих зарубежных стран с каждым годом становится все больше. Все труднее обеспечивать преемственность развития научных поколений. Если не предпринять сейчас неотложных мер, то в дальнейшем процесс деградации науки станет необратимым. В качестве небольшого, но характерного показателя каждый желающий может мысленно сопоставить количество книжных магазинов у себя на родине и ассортимент продаваемых там книг раньше и сейчас. Как говорят в Одессе, это две большие разницы. Среди ряда первоочередных задач, которые необходимо решать параллельно каждой бывшей республики в отдельности и в то же время в тесной координации друг с другом, равно как и с мировой общественностью, важнейшее место занимает определение и разработка основополагающих целей развития экономики и народного хозяйства. Они позволят сформулировать и задать наиболее важные приоритетные направления научно-технического прогресса, которые в свою очередь дадут импульс развитию остальных областей науки и техники. Необходимо создать государственную программу по пропаганде и популяризации научно-технических знаний в обществе. Особое место в этом должна занимать воспитательная работа с молодежью на школьном, производственно-техническом и университетском уровнях. В свое время воспитательная работа была важнейшим инструментарием коммунистической пропаганды, который позволял целенаправленно проводить государственную политику в массы. Подобно тому, как отрицательная обратная связь в технических системах уменьшает уровень выходного сигнала, демократические институты в обществе не могут обеспечить быстрого преодоления отставания. Как это странно ни звучит, на какое-то короткое время должны быть востребованы элементы авторитарного подхода к управлению. Ницше утверждал, что добродетель не может достигаться добродетельными методами. Необходимо увеличить до приемлемого уровня государственное финансирование научно-технических программ, повышая тем самым материальную заинтересованность для привлечения в науку молодых кадров. Из бывших советских республик в этом плане наиболее предпочтительна ситуация в России. Но и там как размеры общего финансирования, так и финансирование на единицу научных кадров отстают от западных стандартов. Парадоксально, но сейчас суммарный бюджет и валовый национальный продукт стран постсоветского пространства ниже, чем в свое время в СССР. Тем не менее, немыслимый ранее гигантский отток средств на личные банковские счета за рубежом, происходящий сейчас, еще больше сужает рамки регулирования инвестиционной политики в науке. Необходимо унифицировать систему оценки деятельности ученых и привести их в соответствие с общепризнанными международными стандартами. Публикации в журналах, входящие в категорию Science Citation Index, гранты на научные исследования, участие в региональных и международных научных проектах могут в значительной степени определить ценность научных результатов и деятельность НИИ в целом. Однако, абсолютизировать их не следует, особенно, при оценке исследований под грифом "секретно". Например, в свое время при разработке в СССР ядерных, космических и других жизненно важных программ всякие зарубежные гранты и публикации в открытой печати полностью отсутствовали. Тем не менее, оценка деятельности ученых была практически полностью адекватной. Она определялась степенью соответствия результатов исследования тем задачам, которые изначально ставились перед научно-техническими кадрами со стороны руководства страны. Нужно спешить. Возможно, пока еще не поздно. Рауф Мамедович Мирзабабаев - доктор физико-математических наук, профессор. Окончил факультет радиоэлектроники и автоматики Московского института нефтехимической и газовой промышленности им И.М.Губкина. Места предыдущей трудовой деятельности: Институт атомной энергии им.И.В.Курчатова, Институт физики АН Азербайджанской ССР, Johns Hopkins University, Harward University, ВНИИОЭНГ, Инженерно-строительный институт Азербайджана.

Источник -CA-NEWS
Теги: История

Поделиться: