Распространение братства Кадырийа в Средней Азии в XIX веке и Great Game in AsiaЧ.1
Автор: ИАЦ МГУ
Эльер Каримов
доктор исторических наук Woodrow Wilson Center Fellow член Общества историков Узбекистана
Распространение братства Кадырийа в Средней Азии в XIX веке и Great Game in Asia
В конце XIX и, особенно, в начале XX века большой размах по всему мусульманскому миру приобретает движение за реформацию ислама, представители которого вступают в острую полемику, и с мусульманскими традиционалистами, и со сторонниками светских концепций общественного развития.
Обострившаяся на Востоке в XIX веке потребность в социально-экономических преобразованиях ставила мусульманских богословов и правоведов перед необходимостью нового осмысления целого ряда традиционных положений ислама. Например, это отразилось в полемике по поводу допустимости или запрета в мусульманских странах банковской системы. Наиболее выраженную форму она приобрела в Египте, где муфтий Мухаммад Абдо (1845-1905) в 1899 году издал фетву, разъяснявшую, что банковские вклады и взимание с них процентов не являются ростовщичеством и, следовательно, не относятся к категории осуждаемого в исламе взимания ссудного процента (риба ). Эта фетва способствовала приведению существовавшей тогда финансовой системы в соответствие с интересами национальной буржуазии.
Изменения происходили и в сфере общественного сознания. Это касается, прежде всего, процесса становления национального самосознания и возникновения буржуазного национализма. В русле этого процесса получило новое осмысленние традиционное положение ислама о единстве всех мусульман. Джамал ал-дин ал-Афгани (1839-1897) формулирует идею солидарности мусульман, вылившуюся затем в концепцию панисламизма и получившую широкое распространение по всему мусульманскому миру.
В этот же период появляются серьезные теоретико-религиозные аргументы в пользу возрождения халифата. Особо выдающейся фигурой стал Мухаммад Рашид Рида (1865-1935), опубликовавший в 1922 году знаменитый трактат «Халифат, или Великий имамат», который и ныне является фундаментальным исследованием по мусульманской теории государства.
Параллельно с панисламизмом, направленным на объединение всех мусульман на конфессиональной основе, развивается и мусульманский национализм, сторонники которого выступают за обособление мусульманских общин от представителей других конфессий. Мусульманские религиозно-националистические идеи имели объективно двойственный характер: с одной стороны, они на определенном этапе способствовали развитию национально-освободительного движения, с другой, в конечном счёте, оказывались орудием в руках наиболее реакционных сил. В этот период религиозно-обновленческие процессы в исламе были связаны в первую очередь с проблемой освоения научно-технических достижений Запада. Сторонники реформаторского направления высказывались за модернизацию установлений ислама, тормозивших процесс внедрения достижений Запада. Им противостояли традиционалисты, выступавшие за возрождение норм и ценностей раннего ислама, противясь нововведениям западного образца.
Следует учитывать, что Средняя Азия издревле была местом переплетения различных культурно-этнических, религиозных и исторических традиций. Распространяясь в регионе, ислам соединился с богатым традициями местным обществом и стал его религией. В конечном счёте, именно благодаря этому процессу ислам, из ограниченной, локальной арабской веры стал одним из столпов мировой религии.
В период IX-XII веков Средняя Азия внесла колоссальный вклад в развитие общеисламской цивилизации, дав мусульманскому миру великих религиозных теоретиков. В ходе соединения ислама с духовным миром Средней Азии начался процесс разработки исламской догматики. Учёные Центральной Азии развили религиозную доктрину, доведя до классического расцвета исламские науки.
Распространение ислама в Средней Азии было весьма сложным и многогранным явлением. Этот процесс, начавшийся в VIII веке, продолжался вплоть до XX века, а общая религиозная картина Центральной Азии всегда была очень сложной и многокрасочной.
Для рассматриваемого нами периода истории Средней Азии характерна активизация участия в политической борьбе суфийских братств. На базе некоторых из них возникают мощные новые исламские религиозно-политические движения, как, например, движение сануситов в Северной Африке. Также хорошо известен пример с накшбандийа-муджадидийа, которые вернулись в Среднюю Азию из Индии и оказались вовлечены в реформаторскую борьбу уже с местными накшбандийа.Один из наиболее известных примеров, связанных с другим суфийским братством кадырийа, касается антиколониального движения в Алжире в середине XIX века. Менее известен пример с братством кадырийа и его деятельностью в Средней Азии.
Возникновение братства кадырийа связано с именем Абд ал-Кадира ал-Джилани (1077-1166). Организационно братство оформилось к концу XIII века. Его отличительной особенностью являлась трактовка суфизма как морально-этического учения, очищенного от экстатических и теософских элементов. В братстве строго запрещено нищенство. Эмблема кадырийа - зеленая роза с тремя рядами лепестков по 5-6-7 соответственно. Эти лепестки означают пять столпов ислама, шесть основ веры и семь слов в формуле зикра. Братство кадырийа знаменито ритуалом громкого зикра (джахр). В связи с последним на Северном Кавказе их часто именовали «зикристами». Также следует отметить, что в традиции братства Кадырийа разрешается участие в зикре женщин.
Продолжение следует.
Поделиться: