Р. Юсупов: Может ли ОДКБ реально являться элементом глобальной системы безопасности?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Первоначальной целью заключения Договора была попытка участников создать национальные вооруженные силы, чтобы с внешней стороны обеспечить безопасные условия для строительства независимых государств, что, на мой взгляд, имеет локальный характер. Другими словами, на момент заключения Договора вряд ли рассматривались планы участия в обеспечении безопасности в европейском или азиатском региональном масштабе. Но добившись первоначальной цели, то есть создав независимые государства, ОДКБ может претендовать на то, чтобы реально стать составной частью системы общей безопасности в Европе и Азии.1 Этот аспект о том, что , вслучае создания системы коллективной безопасности во всем регионе, ОДКБ проведет консультации по вопросу включения в эту систему постоянно подтверждается во всех документах ДКБ: «Объединяя свои усилия в сфере коллективной безопасности, государства-участники видят создаваемую ими систему коллективной безопасности составной частью общеевропейской системы безопасности, а также частью возможной системы безопасности в Азии»2.
Р. Юсупов: Может ли ОДКБ реально являться элементом глобальной системы безопасности?

Юсупов Р.А.

Организация Договора о Коллективной Безопасности и ее роль в обеспечении безопасности в регионе.

Первоначальной целью заключения Договора была попытка участников создать национальные вооруженные силы, чтобы с внешней стороны обеспечить безопасные условия для строительства независимых государств, что, на мой взгляд, имеет локальный характер. Другими словами, на момент заключения Договора вряд ли рассматривались планы участия в обеспечении безопасности в европейском или азиатском региональном масштабе. Но добившись первоначальной цели, то есть создав независимые государства, ОДКБ может претендовать на то, чтобы реально стать составной частью системы общей безопасности в Европе и Азии. 1 Этот аспект о том, что , вслучае создания системы коллективной безопасности во всем регионе, ОДКБ проведет консультации по вопросу включения в эту систему постоянно подтверждается во всех документах ДКБ: «Объединяя свои усилия в сфере коллективной безопасности, государства-участники видят создаваемую ими систему коллективной безопасности составной частью общеевропейской системы безопасности, а также частью возможной системы безопасности в Азии» 2 .

Возможности Договора использовались осенью 1996 года, летом 1998 года в связи с опасным развитием событий в Афганистане в непосредственной близости к границам центральноазиатских государств-участников ДКБ, для предотвращения попыток экстремистов дестабилизировать обстановку в этом регионе.

В 1999 и 2000 годах в результате оперативно осуществленных мер государствами-участниками ДКБ, с участием Узбекистана, была нейтрализована угроза, созданная широкомасштабными действиями вооруженных группировок международных террористов на юге Киргизии и в других районах Центральной Азии.

Вообще эти события имеют очень важный оттенок в контексте совместных действий государств-участников ДКБ. Трагически незабываемый оттенок событий Баткен-1999 отмечает бомбардировка двумя самолетами узбекских ВВС кыргызского села Кара-Тейит, в результате которого погибли 3 человека, 5 получили ранения, десятки домов были разрушены и некоторые до сих пор не восстановлены. Это вопрос, возможно, не мог быть поднятым на встречах А.Акаева и И.Каримова - демократическая культура наших стран исключает смешение государственных и общественно-гражданских интересов. К слову, в странах западной демократии подобное - обычная практика.

В Баткенских событиях 2000 года погибло 30 солдат и 23 ранено. Более 120 боевиков убито и более 200 ранено. Данные по потерям боевиков, как показывает подобная мировая практика, завышены, но все же приближенно отражают реальные последствия.

В 1999 году Баткенские события закончились неутешительными результатами для нас и вызывающими потерю духа перспективами.

Погибли 20 военнослужащих и 54 были ранены. Относительно убитых боевиков, даже в самых смелых предположениях, не превышали 50 человек.

Итоги 1999 года разительно отличаются от 2000 года, поскольку тогда руководство страны и командование армии, во-первых, не были готовы к подобной террористической акции боевиков Исламского движения Узбекистана, во-вторых, из-за захвата заложников в

1 «В случае создания в Европе и Азии системы коллективной безопасности и

заключения с этой целью договоров о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться договаривающиеся стороны, государства-участники вступят в незамедлительные консультации друг с другом с целью внесения необходимых изменений в настоящий Договор».(Статья 1 ДКБ).

Декларация государств-участников Договора о коллективной безопасности.

самом начале событий по всему ходу процесса у них были "связаны руки"; в-третьих, ни военная, ни материально-техническая база не позволяла вести эффективные боевые действия - иное могли привести к большим трагическим последствиям, и в этом плане руководство страны поступило мудро, использовав весь спектр инструментальных средств, вплоть до каналов народной дипломатии; в-четвертых, государственный административный аппарат не имея ни практики, ни механизмов решения проблем подобного рода, действовал неапробированными методами, откровенными импровизациями, проявляя несогласованность в поручении выполнения задачи всем сразу - МО, МВД, Национально гвардии и вряд ли было бы возможно выйти из этой ситуации без поддержки союзных сил в лице государств-участников ДКБ.

Руководящие деятели Таджикистана неоднократно отмечали важную военно-политическую роль ДКБ в процессе достижения национального примирения. И сейчас в рамках ОДКБ этой стране оказывается существенная политическая, военная и военно-техническая помощь. По всему видно, что данная Организация не является только фиктивной политической единицей, а реально проводит политику, направленную на предотвращение возможных попыток дестабилизации на границых или непосредственно в самих государствах-участниках Договора. Также предпринятые действия подтверждают оборонительный характер ОДКБ.

18 сентября 2003 года сотрудничество в рамках Договора преобразовано в Международную региональную организацию, по смыслу Главы VIII Устава ООН -Организацию Договора о коллективной безопасности.

ОДКБ является Евразийской не только по географическим показателям, но и через непосредственное участие входящих в него государств в соответствующих европейских и азиатских структурах безопасности, в первую очередь ОБСЕ и «Шанхайской организации сотрудничества».

О поенциале совместной деятельности ОДКБ с другими миротворческими

организациями.

До появления на международной арене ОДКБ в 2003 году, естесственно, уже существовали организации, которые занимались вопросами миротворчества. Наиболее важную роль играют НАТО, ЕС и ООН. Какие же существуют перспективы совместной деятельности ОДКБ с этими организациями в деле поддержания мира и как дела обстоят сейчас? Навреное, главенствующую роль в этих вопросах занимает Организация Объединенных Наций, поддержание коллетивными силами мира и безопасности закреплено в Уставе и является ключевым смыслом деятельности этой организации. Но в последнее время наряду с оперциями под эгидой ООН сформировался новый тип миротворческих операций, которые проводятся региональными организациями. Это создало очень сложную схему взаимоотношений между различными субъектами международного права, участвующими в миротворческой деятельности. В этом контексте следует рассмотреть подходы к миротворчеству ключевых организаций, обладающих миротворческим ресурсом - НАТО, ЕС и ОДКБ.

Миротворческая деятельность НАТО регламентируется Стратегической концепцией Североатлантического союза, одобренная на сессии НАТО в Вашингтоне в апреле 1999 года. Концепция относит к источникам нестабильности, которые могут потребовать вмешательство альянса конфликты на этнической и религиозной почве, нарушение прав человека и распад государств, акты терроризма, саботажа и организованной преступности, а также нарушение потока жизненно важных ресурсов, неконтролируемое передвижение большого числа людей. Концепция предполагает использование НАТО как важнейшего военно-политического инструмента, центрального звена в осуществлении политики США и их союзников в области обеспечения безопасности в Евроатлантическом регионе. На основе принятой альянсом концепции противодействия угрозам одним из ключевых является решение о создании Сил быстрого реагирования НАТО (СБРН).

В соответствии с ведущейся в рамках НАТО разработкой европейской составляющей в области безопасности и обороны формируется стратегическое партнерство между НАТО и ЕС. Серьёзное внимание уделяется координации перспективных планов военного планирования в области развития военных потенциалов двух организаций.

Сотрудничество между Европейским союзом и НАТО в военной сфере включая миротворчество строится на основе решений, принятых министрами иностранных дел стран НАТО в 1996г (Берлин плюс), на которой Североатлантический союз впервые согласился предоставить силы и средства для операций под руководством ЕС. Разделению задач между НАТО и ЕС основывается на характере кризиса и выбора вида требуемого вмешательства в зависимости от обстановки. НАТО, например, оставляет за собой проведение операций, требующих формирования мощного военного контингента. Европейский Союз развивает потенциал в области миротворчества, гуманитарных операций и помощи при стихийных бедствиях и катастрофах, но не в сфере быстрого развертывания крупных сил на больших расстояниях для проведения боевых действий.

Но, естесственно, существует ряд проблем в области обеспечения миротворчества и самым важным, наврное, является то, что НАТО претендует на роль ключевой организации в этой нише, что ведет к столкновению с позициями ООН.

В этом контексте стоит обратить внимание на идею совместного миротворчества ОДКБ, НАТО и ЕС. Такая деятельность позволила бы создать перспективы в предотвращении конфликтов и кризисов на евразийском пространстве. Появилось бы больше возможностей в выработке совместных позиций, соответствующих нормам ООН. Какое место могла бы занять ОДКБ в рамках такого сотрудничества?

Надо всегда помнить, что ОДКБ в первую очередь региональная организация. ОДКБ веет свою деятельность в полном соответствии с Уставом ООН и общепризнанными нормами международного права.

План коалиционного военного строительства предусматривает, во-первых, завершение формирования и совершенствование военных группировок в системе ОДКБ -восточноевропейской (российско-белорусская), кавказской (российско-армянская) и предполагаемой к созданию военной группировки в Центрально-Азиатском регионе. Во-вторых, совершенствование Коллективных сил быстрого развертывания. В-третьих, переход к практической работе по созданию объединенных систем разведки, управления, связи, противовоздушной обороны. В текущем году в Объединенном штабе ОДКБ завершена работа над проектом Соглашения об Объединенной группировке войск (сил) Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности.

Основой для создания Объединенной группировки послужат Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР). Сегодня это одиннадцать батальонов (по три от РФ, Казахстана, Таджикистана и два от Киргизии) плюс авиационная составляющая - российская военно-воздушная база в Канте (Киргизия). Россия обеспечивает ударную и техническую сферы: батальон связи, танковый батальон и авиационное прикрытие. КСБР при создании Объединенной группировки Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности должны стать частями постоянной готовности вышеназванной группировки.

В целом к числу приоритетных направлений развития ОДКБ главами стран-участниц отнесены:

1. Создание объединенных военных систем.

2. Формирование Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ.

3. Развитие и совершенствование противовоздушной обороны государств - членов ОДКБ.

4. Развитие военно-технического сотрудничества.

5. Подготовка военных кадров.

Миротворческие операции возможны как на пространстве ОДКБ, так и вне его по мандату ООН. В целом, государства-члены ОДКБ считают миротворческую деятельность неотъемлемым инструментом обеспечения региональной и международной безопасности коллективными усилиями. С этой целью последовательно укрепляется взаимодействие ОДКБ по противодействию современным угрозам; военному и военно-техническому сотрудничеству; развитию внешнеполитических связей с такими международными организациями как ООН, СНГ, ЕврАзЭС, ОБСЕ, ШОС. В настоящее время на рассмотрении НАТО находятся конкретные предложения ОДКБ. В частности, Брюсселю предложено наладить взаимодействие на некоторых направлениях противодействия наркотрафику. Только совместными усилиями ОДКБ и альянса можно эффективно решить и ряд других проблем. Например, противодействовать терроризму в Центрально-Азиатском регионе. Помощь со стороны военной группировки США, других стран альянса, действующих в Афганистане, значительно увеличила бы эффективность операции.

В целом, сотрудничество в сфере миротворчества между ОДКБ, НАТО и ЕС позволит заметно расширить диапазон средств мягкого и жесткого воздействия при урегулировании кризисных ситуаций во многих районах мира, будет способствовать повышению эффективности этого вида деятельности.

В целом, как нам кажется, при всех трудностях реализация идеи совместного евразийского миротворчества ОДКБ, НАТО и ЕС на основе принципов ООН в целом имеет перспективу.

Вероятно слеует более внимательно остановиться на проблеме взаимоотношений между ОДКБ и НАТО. Привлекает внимание то, что в основу формирования нормативно-правовой и оборонно-политической базы сотрудничества членов ОДКБ положены принципы взаимного консультирования, а также консенсусного согласования предложений и проектов как на экспертном, так и на политическом уровнях. Выигрышно привлечение научно-экспертного потенциала к формированию стратегических оценок, к подготовке и принятию решений по наиболее перспективным аспектам развития ОДКБ как региональной международной организации. Ориентация государств участников на совместное продвижение интеграционного потенциала Организации определяет основу интереса в наращивании ресурсов коллективной безопасности. Другими словами, ОДКБ нацелено развиваться не по принципу арифметического суммирования потенциала отдельных стран, а за счет синергического интегрирования безопасностных ресурсов.

Принципиально важным шагом в выборе ориентации ОДКБ как международной организации региональной безопасности явилось декларирование своей готовности к заинтересованному диалогу с НАТО с целью планирования и осуществления сотрудничества в определении и преодолении современных вызовов и угроз безопасности международного сообщества, и в первую очередь, в региональных зонах ответственности обеих организаций. Приоритетами подобного сотрудничества объявлены общие интересы ОДКБ и НАТО в контроле за имеющимися запасами оружия массового поражения (ОМП), нераспространении ОМП, борьбе с международным терроризмом, а также такими сопровождающими терроризм явлениями, как наркотрафик, незаконная миграция и т.п. Следует отметить совпадение приоритетов ОДКБ и НАТО в отношении старых разделительных линий в мышлении и практического наследия "холодной войны": обе организации региональной безопасности строят свою деятельность, принципиально дистанцируясь от ценностей и практики "холодной войны".

Актуальность диалога ОДКБ-НАТО обусловлена тем фактом, что НАТО на Стамбульском Саммите сделала официальную заявку на разделение с ОДКБ интересов и деятельности по поддержанию стабильности и безопасности на территории Южного Кавказа и Центральной Азии, представляющих собой существенную часть зоны ответственности ОДКБ 3 .

Для полноты картины целесообразно сопоставить позиции, разделяемые странами-членами ОДКБ, также с мнениями некоторых экспертов из стран-членов НАТО. Такой подход к анализу проблемы диалога ОДКБ-НАТО с выходом из круга так называемых "внутренних" оценок, характерных для специалистов ОДКБ, может послужить полезным фактором их конструктивного оппонирования.

Как известно, инициатива ОДКБ по развертыванию сотрудничества с НАТО отражена в решении Совета коллективной безопасности ОДКБ от 18 июня 2004 года, а также в письме Генерального Секретаря ОДКБ г-на Бордюжи Николая Николаевича от 8 июля 2004 года Генеральному Секретарю НАТО г-ну Яаапу де Хооп Схефферу, в которых определены основные направления диалога и взаимоотношений Организации договора коллективной безопасности с Организацией Северо-Атлантического Договора. С точки зрения целей и мотивации продвижения диалога ОДКБ-НАТО по налаживанию сотрудничества, в первую очередь, важен выбор приоритетов, сделанный с учетом стратегических интересов безопасности обеих региональных организаций, объявивших зонами своей ответственности, пользуясь терминологией НАТО, пересекающиеся геостратегические пространства Центральной Евразии.

Главным приоритетом в предложенном диалоге со стороны ОДКБ, как известно, была выбрана борьба с международным терроризмом. Однако в НАТО продолжает преобладать мнение о том, что формат Совета Евро-Атлантического Партнерства, объединяющего государства как из членов НАТО, так и партнеров по Партнерству ради Мира (ПрМ), включая страны ОДКБ, содержит возможности для развертывания диалога и сотрудничества между всеми заинтересованными сторонами. В то же время сама НАТО является региональной организацией, располагающей установившимися механизмами выражения коллективной политической воли, а также необходимыми ресурсами для принятия и реализации консенсусных решений по их использованию в общих безопасностных, в том числе контртеррористических интересах государств-членов Альянса. На сходных принципах сформирована и региональная Организация Договора Коллективной Безопасности.

С этой точки зрения принятие решения по новой модели диалога и регионального сотрудничества с НАТО в Центральной Евразии буквально в преддверии Саммита НАТО без предваряющего формирования широкого доверия к инициативе ОДКБ, более того -предварительного сближения позиций внутри сообщества государств-членов НАТО, принимающих решения в соответствии с Уставом консенсусным путем, для специалистов НАТО представляется не самым оправданным выбором. И с нашей точки зрения, принятие решений по конкретным конфликтам методом консенсусного решения является не вполне оправданным, как, например, было в Баткенских событиях, когда действия происходили на границе Таджикистана и Узбекистана и не касались напрямую других членов ОДКБ (например Армению). Другими словами, с нашей точки зрения, консенсусное решение является оправданным при решении нормативно-правовых решений и не вполне оправдывает себя в принятии решений при конкретных конфликтах, пример котоых мы привели выше.

Важным фактором в укреплении доверия и налаживании коллективного диалога ОДКБ с НАТО могло бы стать подтягивание уровня партнерства других стран ОДКБ к рубежам партнерства, достигнутым Россией, а также другими государствами, исходя как из их индивидуальных безопасностных интересов, так и коллективных интересов ОДКБ. Другими словами, подобный подход дал бы возможность для более согласованной политической и военно-политической навигации государств ОДКБ в системе двух форматов взаимоотношений с НАТО - индивидуального партнерства и коллективного сотрудничества.

3 Гайк Котанджян, генерал-майор, советник по военной политике министра обороны

Республики Армения, член Научно-экспертного совета ОДКБ.

Теги: ОДКБ

Поделиться: