Р. Масов.: ТАДЖИКИ В СОСТАВЕ ТУРКЕСТАНСКОЙ АССР. Ч.2
Автор: ИАЦ МГУ

Выступая на 3-й Краевой мусульманской конференции РКП(б) «Об автономии и консолидации Туркестана», Т. Рыскулов особо подчеркивал: «Теперь тюркские коммунисты должны исправить ошибку истории, в частности туркестанского народа. Представители трудящихся тюрков, истинные революционеры, с точки зрения якобы национального единства всех тюркских народов» 1 .
В области просвещения, особенно при создании школ, фактически не учитывались языковые особенности узбеков, туркмен и киргизов, не говоря уже о таджиках, существование которых вообще отрицалось. По сути дела проводилась тюркизация школ на основе сочетания турецких и татарских слов, так как именно османские турки и татары были инициаторами реформ в области народного образования. В пределах Туркестанской республики, даже в тех районах и областях, где не проживало тюркоязычное население, систематически велась насильственная тюркизация школ. Кроме того, «в период пребывания Эффендиева (пантюркиста -P.M.) комиссаром народного просвещения это выразилось в введении военной турецкой муштры и турецких песен и маршей во всех школах, в насаждении всюду турецких учителей из бывших военнопленных, в официальном запрещении вводить новую орфографию и в прямом поощрении религиозной пропаганды» 2 .
3-я Краевая мусульманская коммунистическая конференция РКП(б) и 5-я Краевая конференция РКП(б) постановляли признать Туркестанскую республику республикой тюркских народов и Туркестанскую коммунистическую партию Тюркской коммунистической партией. Вдохновители таких бредовых идей старались превратить отсталый Туркестан, который исторически и этнически являлся родиной таджиков, в центр концентрации всех тюркских народов, проживавших в пределах РСФСР. В основе всего же было не только отрицание таджикского народа, но и стремление отделиться от России, став в дальнейшем сильным противовесом в борьбе между тюрками и славянами, а точнее, русскими, которых считали главным врагом тюрков. С этой целью тот же Эффендиев предлагал «оставить внешнюю политику на усмотрение туркестанского правительства» 3 .
Последующие события и центробежные намерения представителей союзных и автономных национальных образований из числа тюркских народов иллюстрируют оживление в среде пантюркистов, возрождение их сепаратистских устремлений в новых условиях, развитие пантюркизма вообще. Как показывает исторический опыт, подобное происходило и происходит в условиях революционных перемен. Раньше это имело место при распаде Российской империи, позже - в результате разрушения СССР, с той лишь разницей, что в новых условиях пантюркистское движение, иногда с панисламистской окраской, становится гораздо опаснее, агрессивнее, чем когда-либо, в отношении нетюркских народов.
В положении таджикского населения с самого начала образования Туркестанской АССР и за все годы её существования больших изменений не произошло. Особенно это выразилось при выдвижении и расстановке кадров из числа таджиков, создании таджикских органов самоуправления, организации школ, факультетов в вузах, организации выхода изданий периодической печати, подготовки школьных учебников и т.д. Всемирно известные русские, советские востоковеды, истинные знатоки истории народов Средней Азии проявляли беспокойство о национальных интересах таджикского народа. Так, В.В. Бартольд в 1925 г. писал: «Когда в 1920 г. была утверждена Конституция Туркестанской республики, то «коренными национальностями» её были признаны только киргизы, узбеки и туркмены, древнейшие жители края - таджики были забыты. В какой мере будет способствовать возрождению таджикской национальности национальное размежевание 1924 года, покажет будущее» 1 .
Вся высшая партийная и советская структура государственной власти Туркестанской республики, возглавляемая местными руководителями, была подвержена пантюркистской идеологии. Об этом свидетельствуют их стремления к формированию единой «тюркской нации», созданию «Тюркской республики», «Тюркской компартии», «Тюркских военных формирований». В борьбе с такими националистическими взглядами были бессильны и Турккомиссия, и Туркбюро ЦК ВКП(б), и позже образованное Средазбюро ЦК ВКП(б). Проводилась политика насильственной ассимиляции всех нетюркоязычных народов Средней Азии, в первую очередь, таджиков, хотя вся мировая востоковедческая литература, имеющиеся письменные и другие многочисленные источники убедительно свидетельствовали о том, что таджики были и остаются основным древнейшим народом Средней Азии, сумевшим сохранить и преумножить на протяжении многих веков свою самобытную культуру, язык и этнические особенности.
Несмотря на то, что таджики по численности населения занимали второе место в Туркестанской АССР, ТуркЦИК принял 14 июля 1918 г. постановление, в котором говорилось: «Объявить государственным языком, наравне с русским, местный преобладающий язык (узбекский и киргизский)». В докладе Комиссии по организации делопроизводства от 14 сентября 1924 г. отмечались наличие в Туркреспублике множества народностей и необходимость ведения в связи с этим делопроизводства на трех основных языках - узбекском, киргизском, туркменском 1 .
Но все эти «языки», по существу, мало чем отличаются друг от друга, как и их носители - казахи, киргизы, узбеки, туркмены и другие кочевые тюрко-монгольские племена. И если бы, допустим, вместо отдельных этнических республик на территории Средней Азии была бы образована единая и независимая «Тюркская республика», то в ней не было бы ни узбеков, ни казахов, ни киргизов, ни туркмен. А какой же язык стал бы тогда государственным? Естественно, тюркский - их общий язык. Тогда почему и для чего нужно было «городить сыр-бор» с созданием отдельных республик для тех же самых тюрков?!. По сути дела, в Средней Азии в то время проживали два разных народа - таджики и тюрки. От этого и нужно было, как говорится, «плясать».
Вся эта антиязыковая, антитаджикская, политика проводилась вопреки очевидным фактам истории, здравому смыслу. Ни для кого не было секретом, что прекрасный, мелодичный таджикский язык на протяжении многих веков был и остается языком межнационального общения всего Востока. Государственным языком всех стран и национальных образований в Средней Азии, вплоть до национально-территориального размежевания, был таджикский язык. Без знания таджикского языка невозможным было и изучение культурного наследия тюркских народов, хотя новоиспечённые «просветители» его не признавали и отвергали. Почти всю дореволюционную духовную культуру народов Средней Азии можно постигнуть только с помощью таджикского языка. А на протяжении же всего периода существования Туркестанской республики проводилась в разной форме дискриминация экономических и культурных интересов таджикского народа. Обреченность в этом отношении таджиков, их ассимиляция с узбеками откровенно, без всякого стеснения пропагандировались на страницах периодической печати Туркестанской республики.
Так, газета «Туркестан» в начале января 1924 г. опубликовала статью «В стране таджиков», в которой цинично говорилось: «Желание употреблять этот язык (таджикский -Р.М.) означает, во-первых, стремление отделиться от жизни, потому что жизнь в течение истории против него, во-вторых, факт финятия его означает принятие не полезного, а бесполезного лишнего языка, а потому таджикам необходимо простонаросто немедленно перейти на узбекский язык и не придержи-заться «особого таджикского языка», так как «ходом социального процесса» уже решена их судьба» 1 .
Не правда ли, жутко становится от подобного цинизма?!. Главной принадлежностью любого народа, нации является язык, на котором они говорят. С уничтожением языка перестает существовать и его носитель. Не случайно языковая проблема в наши дни выдвинулась на передний план. Все бывшие союзные и автономные республики, образования приняли законы о статусе родного языка как государственного. Вопрос о национальных языках, дальнейшем их развитии занимает одно из первых мест в кругу проблем, касающихся национальных противоречий.
На протяжении всего периода существования Туркестанской АССР мероприятия по проведению социалистических культурных преобразований среди таджиков искусственно сдерживались деятельностью пантюркистов и национал-шовинистов. Если для других национальных республик это время определялось как начало борьбы за ликвидацию фактического экономического и культурного неравенства, некапиталистического пути развития, то для таджикского народа оно являлось периодом борьбы и выживания за правовое равенство в культурном прогрессе. В докладной записке на имя секретаря Средазбюро ЦК ВКП(б) И. А. Зеленского говорилось, что в то время отвергалось даже само существование таджиков, за исключением территории Горного Бадахшана - Западного Памира 1 , хотя их, по официальным данным, в Туркестанской республике насчитывалось до 1,3 млн. человек 2 .
И это при том, что в Туркестане тогда проживали 290 тыс. туркмен, которые имели возможность издавать на своем родном языке книги, журналы, создавать национальные школы. Таджики же были лишены всего этого. Тактика «замалчивания», неприязни к таджикскому народу со стороны пантюркистов оказывала свое влияние и на первых руководителей центральных партийных и советских органов. В циркулярном письме ЦК РКП(б) всем организациям Коммунистической партии Туркестана об улучшении партийной и советской работы среди коренного населения республики от 12 августа 1920 г. указывалось: «Коренными народами Туркестана являются узбеки, киргизы, туркмены. На трудящиеся массы этих народов и должна опираться советская власть» 3 .
Антитаджикская политика пантюркистов и великоузбекских шовинистов приводила к негативным результатам. Понимая, что руководящие посты предоставляются, в первую очередь, лицам тюркского происхождения, что в общеобразовательных школах преподавание ведется на узбекском языке, многие таджики, беспокоясь за свое будущее и будущее своих детей, стали записывать себя по-национальности узбеками. Перепись 1920 г. показала, что по сравнению с дореволюционным периодом общая численность таджиков в Туркестанской республике сократилась почти втрое при одновременном значительном росте численности узбеков.
Особое усердие в туркизации Туркестанской АССР и других регионов Средней Азии проявляли те, кто учился в Стамбуле, выходцы из Турции и лица, вольно или невольно попавшие в Среднюю Азию. Большинство из них нашли место в системе народного образования, в национальных военных формированиях, в административных органах.
Характеризуя подготовку учительских кадров в северных районах теперешнего Таджикистана, академик 3. Ш. Раджабов писал: «На учительских курсах в Самарканде, наряду с опытными русскими, таджикскими и узбекскими педагогами, преподавали и турецкие военнопленные, значительная часть которых пыталась насаждать агрессивные идеи пантюркизма. Поэтому не случайно после окончания курсов учителя в школах нередко изъяснялись с учащимися на ломаном турецком языке» 1 . В свое время самому 3. Ш. Раджабову пришлось выступить на городском митинге в Ходженте среди таджикского населения с написанной его учителем речью на наречии турецкого языка.
Таким образом, в Туркестанской АССР, одной из первых на территории Средней Азии советских социалистических республик, не произошло национального самоопределения таджикского народа. Наоборот, по сравнению с дореволюционным периодом его национальные интересы в значительной степени оказались ущемленными. Революционные преобразования, а затем и социалистические мероприятия Советской власти в экономической, политической и культурной областях в районах с таджикским населением осуществлялись крайне слабо. За период существования Туркестанской республики у её руководителей, в основном из числа нетаджикской национальности, главным было одно стремление - создать тюркское самостоятельное государство, а главным лозунгом: «Туркестан - для тюрков!».
Поделиться: