Путин «признал» Абхазию и готовит план ее развития.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Cильным ответом Тбилиси на этот ход Путина было бы предложение присоединить к этим инициативам развития Абхазии грузинский бизнес. Не яркую риторику для очередной схватки МИД, а именно расписать и предложить Медведеву-Путину шаги в направлении инкорпорации грузинского бизнеса в эти будущие проекты развития, которые логично ожидать от путинского правительства. В таком случае Кремлю было бы сложнее игнорировать Тбилиси. Но возможно это слишком рано и смело для сегодняшнего состояния дел в этом регионе.
Путин «признал» Абхазию и готовит план ее развития.

Путин «признал» Абхазию и готовит план ее развития.

Президент России Владимир Путин издал поручение представительствам МИД РФ в Краснодаре и Северной Осетии осуществлять консульские функции для граждан РФ, проживающих в Абхазии и Южной Осетии. Российским федеральным органам исполнительной власти поручено осуществлять сотрудничество с Абхазией и Южной Осетией в рамках правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.

Правительству РФ поручено в этих целях взаимодействовать с органами власти Абхазии и Южной Осетии, "включая организацию сотрудничества в торгово-экономической, социальной, научно-технической областях, в сфере информации, культуры и образования, в том числе с привлечением российских регионов".

МИД РФ указывает - «Признается правосубъектность юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством Абхазии и Южной Осетии, которая рассматривается в качестве личного закона таких юридических лиц. Российская Федерация установила перечень документов, выдаваемых физическим лицам фактическими органами власти Абхазии и Южной Осетии и признаваемых в РФ. Предусмотрена подготовка дополнительных предложений по ряду конкретных направлений дальнейшего взаимодействия с Абхазией и Южной Осетией в интересах социально-экономического развития этих республик, защиты прав проживающего в них населения, в том числе российских граждан».

Комментарий Александра Караваева.

Смело. И в принципе неплохо для начала, хоть и в конце срока. Правда связывать Абхазию и Цхинвали в будущем одним планом развития не верно, но тактически, на сегодня, это возможно оправданно. В свете перехода на новую работу он как бы заранее обозначил план действий себе и для своего кабинета министров. Лучше поздно и так, чем тихо и стесняясь «реакции»: давайте вспомним, почти все российские политологи-публицисты-наблюдатели, от сторонников "охранительной" линии в СНГ до либералов, признавали - этим грузинским регионам нужны нормальные связи с Россией и миром. Пускай и в таком, «отрезанном» от Грузии виде. А политика, и главное История, все расставит на свои места, но потом. Европейской Грузии ведь тоже нужна процветающая Абхазия, кто бы там не жил.

Еще одна мысль - о мотиве такого шага, за несколько дней до «дембеля». Про то, что в Кремле долго готовятся, долго взвешивают «за» и «против» и все прочее понятно.

Есть и другое. Путин, как премьер, будет «грести на галере» как обычно формируя стратегическую линию. Но он не будет прямо оказывать воздействие на тактические решения Медведева, его будущие заявления и инициативы. Такой ход по линии усиления Сухуми и обострения с Тбилиси не даст возможности Медведеву «либеральничать», то есть не даст оказаться неопытному Дмитрию Анатольевичу в положении вынужденного уступать или искать компромиссы, либо, что также сложно и непрятно, искать контраргументы против искусно лавирующего Саакашвили. Основания для такого суждения есть если вспомнить интервью Саакашвили газете «Коммерсант» от 31 марта «Мне и России повезло», где он слишком самоуверенно обещает «подружиться» с нашим вновь избранным. У Медведева не должно быть возможностей для колебаний линии партии и правительства в отношении путинской стратегии этих территорий. А у Саакашвили не должно быть иллюзий кто формирует курс.

О реакции Тбилиси.

Разрыва дипломатических отношений не будет. Откуда уверенность?

Во -первых, Совет безопасности Грузии в среду ночью еще ничего не озвучил, а значит сами на себя они эту ответственность не возьмут, а только «разделив» ее с Вашингтоном.

Во-вторых, для Грузии в этом разрыве мало смысла. Максимум что сделают - отзовут посла из Москвы (как сделала Сербия в отношении тех стран, что признали Косово), а это не разрыв дипотношений. Затем, если решаться отозвать посла (что разумно для большей уверенности в победе правящей партии на парламентских выборах), последует постепенное и медленное разряжение ситуации.

В-третьих, не дело на пороге НАТО разрывать отношения с членом G8. Демонстративные шаги - да, могут быть в экономике - типа как отмена авиасообщений (то малое, что успели вернуть после российских санкций, но к этому привыкли). Но, опять же, выглядеть это будет очень «по-путински», что, с точки зрения Саакашвили вроде привлекательно, но подражательно, он уже сам диктатор не меньшего калибра, однако хотел бы иметь более уравновешенный облик «стратега». Тут же надо указать -- им все-таки выгодно развивать СЭЗ в западной Грузии с участием российско-грузинских капиталов, что возможно через оффшоры. Задача СЭЗ в районе Поти, постепенно создать региональную экономику более привлекательную для Абхазии, чем Краснодарский край. Для Тбилиси мысль здравая, но уж очень амбициозная, почти также как Россия должна сделать в отношении Украины, переориентировав ее в свою сторону от ЕС, если тут уместны такие сравнения: войны между украинцами и русскими все-таки не было.

В-четвертых. Ноты и острые про-тбилисские заявления от лица глобальных организаций - Кремлю как дробина. Более того, высказывание Генсека НАТО - «...я призываю Российскую Федерацию отозвать эти меры, а также обращаюсь к грузинским властям с просьбой продолжать проявлять сдержанность» -- почти как «бабушка на двое сказала». После известных трений с Альянсом, Москва лишь улыбнется. На будущее заявление Госдепартамента США, которое возможно будет к московскому утру, Кремль к вечеру выдаст своё.

О реакции на уровне ГУАМ.

Ситуация своеобразная. Участники организации должны показывать солидарность - сепаратистские конфликты их объединяют. Они наверняка примут не одно громкое заявление. Но это лишь на поверхности и для «простоты» работы на саммитах и общей координации: ГУАМ гибкий альянс и не претендует на жесткость позиций в отношении РФ каждого участника в отдельности.

В реальности картина по каждому конфликту весьма отличается и участники это понимают. Для Молдовы Кремль активный миротворец и без всяких кавычек. Причем Кремль не требует от Кишинева каких-то «сделок с совестью», изменений вектора или выхода из ГУАМ. Просто и четко - военный нейтралитет. И если вновь выбранный парламент, который изберет будущего президента Молдовы, подтвердит намеченную формулу интеграции с Приднестровьем, Кремлю можно будет засчитать чистую, почти «альтруистскую» победу.

В Баку понимают, что интересы России в далеком для Москвы карабахском конфликте «читаются» совершенно по-иному, чем в грузинских конфликтах, где таковые интересы налицо. Более того, Москва на такой же «дистанции» от решения в чью-либо пользу, как и Вашингтон (не говоря о проармянском Париже), в этом проблема для Баку, но и «спасение» для Москвы и Вашингтона не желающих портить отношения со стратегически важной Арменией и экономически сильным Азербайджаном: отпасовывать решение до неопределенного будущего, где расклад сил измениться таким образом, что решение само падет к ногам, как будто «всем очевидное».

Московский аргумент на возражения и ноты грузинских союзников хотя и иезуитский, но вполне достаточный и работающий - Россия развивает грузинское экономическое пространство. В заявлении МИД РФ так и указано - «Наши действия в отношении Абхазии и Южной Осетии не означают, что Россия делает выбор в пользу конфронтации с Грузией. Мы - за снятие всех санкций и ограничений, мешающих социально-экономическому развитию региона. Это подтверждается возобновлением воздушного и морского сообщения с Грузией, другими шагами, которые составляют позитивную альтернативу курсу нынешнего грузинского руководства».

Собственно говоря, а как быть? Вот вопрос мировому сообществу - если грузинский президент предлагает Абхазии «неограниченную автономию в составе Грузии, полный федерализм, гарантии безопасного и мирного развития в рамках единого государства, пост вице-президента страны» и так далее, а абхазские лидеры не согласны в принципе, то почему бы не рассмотреть российскую инициативу как компромиссный способ развития этих грузинских территорий?

Если в Тбилиси считают Абхазию своей, то почему им не согласиться с таким сценарием, учитывая мнения грузинских граждан абхазской национальности, признав этот вариант в качестве «временного» компромисса, а не как аннексию. Что можно возразить на высказывание посла РФ в Тбилиси: «Мы заинтересованы в том, чтобы развивать торгово-экономические связи в регионе, повышать благосостояние людей и нужно думать о том, чтобы создать, быть может, общее экономическое пространство в этом регионе»?

Не пускают, невозможно? Так именно поэтому сильным ответом Тбилиси на этот ход Путина было бы предложение присоединить к этим инициативам развития Абхазии грузинский бизнес. Не яркую риторику для очередной схватки МИД, а именно расписать и предложить Медведеву-Путину шаги в направлении инкорпорации грузинского бизнеса в эти будущие проекты развития, которые логично ожидать от путинского правительства. В таком случае Кремлю было бы сложнее игнорировать Тбилиси. Но возможно это слишком рано и смело для сегодняшнего состояния дел в этом регионе.

Поделиться: