Путин намекает Киеву «русскими» проблемами: способы давления Москвы на фоне политической нестабильности в Украине.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Путин встал на сторону той части российского истеблишмента, которая всерьез готова «повоевать» за Украину широким арсеналом средств. Действия Москвы могут разворачиваться на многих уровнях параллельно. В открытой форме публичной дипломатического давления, и в более неприятной, но реально существующей закрытой форме (влияния на группы местных элит и различные оперативные действия спецслужб). О непубличной составляющей российской политики в Украине мало кто знает, но кто в ней будет сомневаться, с учетом непосредственного влияния на процесс планирования такого серьезного специалиста как президент Путин. Главное здесь, в том, что полностью потенциал давления на Украину Кремлем до сих пор не использован, а от сравнительного поражения 2004 года в Кремле уже оправились, как говориться – они и не такое видали.
Путин намекает Киеву «русскими» проблемами: способы давления Москвы на фоне политической нестабильности в Украине.

Путин намекает Киеву «русскими» проблемами: способы давления Москвы на фоне политической нестабильности в Украине.

Юлия Тимошенко выгодно выделяется яркостью в сравнении со своим российским коллегой из позавчера. Но даже если бы они были «равны», как представляется нерв российско-украинских отношений проходит в других сферах, нежели строительство моста через неделимитированый пролив, объединение авиастроительных предприятий и увеличение товарооборота.

Нерв этих отношений - Путин.

Он достаточно бережно относиться к своим выступлениям, строго дозируя их нужными смыслами, даже когда он изъясняется эмоциональной метафорой. Помня об этом, вернемся к широко обсуждаемому закрытому заседанию глав стран НАТО в Бухаресте, на котором Путин, в качестве аргумента против расширения НАТО, сказал американскому коллеге нечто серьезно угрожающее безопасности Украины. В «утечке» пересказанной газетой «Коммерсант» фраза звучит так: «Ты же понимаешь, Джордж, что Украина - это даже не государство. Что такое Украина? Часть ее территорий -- это Восточная Европа, а часть, и значительная, подарена нами!».

То, что было сказано что-то сильно похожее по смыслу, сомневаться не приходиться. Уровень контроля публикаций о словах и действиях первого лица в РФ крайне высок, в пример тому недавний «желтый» скандалу с якобы женитьбой Путина - ту газету просто молча закрыли. В последующие же дни после саммита тему развил глава Генштаба и глава МИД Лавров, он, выступая на радиостанции «Эхо Москвы» в мягкой форме фактически подтвердил сказанное Путиным.

Таким образом, нам позволили заглянуть за кулисы политеса и увидеть, что Путин встал на сторону той части российского истеблишмента, которая всерьез готова «повоевать» за Украину широким арсеналом средств. В значительной степени, виновником данной радикализации взглядов российского лидера явилась скорость и напор Вашингтона в деле полной интеграции Украины в НАТО. Что же касаться желания самих оранжевых лидеров вступить в военный альянс, этот раздражающий фактор в Москве воспринимают скорее как следствие первого, «американского».

Если кратко, то кулуарные разговоры, ставшие явными президентскими высказываниями сводятся к трем постулатам. Первый -- Украина играет с огнем двигаясь в НАТО. Второй - страна исторически не состоялась как государство (Крым и Восточная Украина «подарены»). Третий - если Киев не будет учитывать геополитические интересы Москвы и права своих «русскоязычных» граждан, данный этнический компонент разрушит нынешнюю Украину как государственную систему изнутри.

У меня нет желания полемизировать с этим, доказывая степень правоты или ложности данных постулатов. В данном случае речь идет о прямо заявленной конкретной политической позиции, речь о наличии определенного плана или группы сценариев, направленных на торможение дрейфа Украины в НАТО.

Действия Москвы могут разворачиваться на многих уровнях параллельно. В открытой форме публичной дипломатической конфронтации, и в более неприятной, но реально существующей закрытой форме (влияния на группы местных элит и различные оперативные действия спецслужб). О непубличной составляющей российской политики в Украине мало кто знает, но кто в ней будет сомневаться, с учетом непосредственного влияния на процесс планирования такого серьезного специалиста как президент Путин.

Главное здесь, в том, что полностью потенциал давления на Украину Кремлем до сих пор не использован, а от сравнительного поражения 2004 года в Кремле уже оправились, как говориться - они и не такое видали.

Поэтому с одной стороны, мы будем видеть сочетание дежурных и заочных перепалок по всему комплексу вопросов от «газа» до «флота» и «геноцида» с умеренным оптимизмом улыбок во время официальных встреч, как это мы наблюдали во время визита Зубкова. Ближайшая дата таких умеренных столкновений-рукопожатий 13 мая - 225 лет городу Севастополю. Комиссию по подготовке к празднику возглавляет Тимошенко, запланированные мероприятия масштабны. Но кто приедет из Москвы, инаугурированный президент Медведев, новый глава правительства Путин, мэр Лужков или тот же Зубков в должности вице-премьера? Подходящая фигура новый президент Медведев. Но вряд ли ему удастся надолго сохранить «нейтралитет» в острых вопросах российско-украинских отношений.

С другой стороны. Есть и будет Путин - идеолог внешней политики РФ -- с антинатовским консенсусом всего поля силовиков и МИДа РФ. Какие инструменты они могут использовать чтобы ограничить, а точнее, сделать движение Украины в НАТО крайне болезненным?

Этих инструментов достаточно мало, но они есть и пока не «включены» в арсенал.

На легальном поле могут быть подняты многие радикальные силы, потенциал которых скрыт за казалось бы беззубыми официальными партиями типа социалистов Натальи Витренко и «Союза левых сил» Василя Волги. Пока, максимум, что они демонстрируют - серии митингов в юго-восточной части страны при солидарном участии ряда групп партии «Регионов Украины». Другой признак скрытого влияния в легальном поле - финансовая помощь. К примеру, московская мэрия на 9 мая выплатит разовую помощь всем военным пенсионерам Севастополя в размере тысячи рублей (около двухсот гривен). Сумма не бог весть какая, но чем не формирование социальной базы пророссийской поддержки? В «оранжевой» интерпретации - организация «пятой колоны».

Казалось бы, а что изменилось с конца 1990-х, когда Москва также оказывала ограниченную морально-финансовую поддержку пророссийским группам?

Изменился контекст. Сегодня российский политический истеблишмент готов воспринимать тот же Крым не только как курорт, а еще и как «котел» противоречий и конфликтов, которые можно использовать против «оранжевой» власти. Из маргинальной плоскости, где живет какой-нибудь союз православных граждан эти теоретические построения открыто переходят в разряд инструментов политики.

Единственное, чего не хватает пророссийским группам - отсутствие пассионарности и достаточных средств. Они всегда были сильно заинтересованы в более активной финансовой помощи, а ее пока нет. Но это может быть компенсировано «призывом» из Москвы, которая в силах содействовать различным деструктивным процессам в Украине: как минимум акциям гражданского неповиновения и сопротивлению Киеву на уровне региональных властей...

На нескольких московских аналитических сайтах опубликованы публицистические версии сценария военного столкновения с Украиной вплоть до применения тактического ядерного заряда. Конечно, существуют и даже должны быть сценарии на все случаи жизни. Но в подобной страшной фантасмагории в отношении к Украине нет необходимости, таких целей в здравом уме не ставят, и нет у Москвы ресурсов для их обеспечения (в военной и дипломатической плоскости).

Гораздо реальнее сценарий более тонкого и мягко воздействия. Ведь задача стоит известная - сделать движение в НАТО болезненным до невозможности. Значит целью окажется еще более глубокий раскол элит. За возможным сценарием первого шага в этом направлении далеко ходить не придется. У соседей в восточной Европе есть одна проблема, которая многократно усиливается с переносом на почву СНГ - шпионские скандалы. Представьте, как в одно прекрасное утро в украинских газетах «обнаружиться» документ, по которому начальник СБУ одной из областей - российский агент. А затем посыплется поток разоблачений об инфильтрованных российскими спецслужбами за последние годы в МВД, в обладминистрациях, в министерствах и прочих госучреждениях не только на востоке страны. Киев просто вынужден будет начать кампанию по их увольнению и выдавливанию из политики. Начнется настоящая шпиономания. Если Украину удастся втолкнуть в эту игру, Киев и его элита станет заложником такой отравленной атмосферы, с которой они еще не сталкивались в междоусобных экономических и политических войнах. Украина еще не осознала опасности с этого «непаханого поля». Вспомним пример Грузии, в условиях острой конфронтации, небольшой по масштабу скандал, арест четырех российских военных и два десятка граждан Грузии, обвиненных в шпионаже в пользу РФ, на полтора года оборвал российско-грузинские отношения, до предела обострив ситуацию внутри, позволив Саакашвили инкриминировать буквально всей оппозиции «саботаж» в пользу Москвы.

Кроме того, Крым и юг в целом будет оставаться долгие десятилетия полем раздора, миной замедленного действия под любые украинские власти. Несмотря на административную силу Киева, сделать местные муниципалитеты, контролируемые в большинстве русскими и частично татарскими общинами, полностью лояльными центру невозможно...

В Киеве конечно понимают угрозы и реальную озабоченность значительной части российской элиты, силовиков, озабоченность лично Путина украинской внешней политикой. Но вероятно они считают, что эти угрозы не выполнимы и так и останутся в словах.

Ющенко и Тимошенко заняты собой. Их коалиция только на бумаге. Во всяком случае, сейчас им важнее «реальные проблемы»: борьба между собой, позиционная борьба в Раде, тупик с конституционной реформой, выборы мэра Киева, вопрос продажи земель, приватизация промышленных активов, принятие текущего бюджета, с учетом выплат компенсаций советских вкладов. У Тимошенко до сих пор нет программы действия ее же правительства, согласованной всем кабинетом министров. Продолжается галопирующий рост цен. Инфляция за три месяца составила около 9.7% (в РФ официально 4.8%, реально 7%, прогнозируется 12%). Но для Украины 17-18% годовой инфляции (если тенденция сохраниться) первый серьезный экономический кризис за прошедшие 10 лет, и он может ударить по населению сильнее российского кризиса. Но «оранжевым» не хватает на это времени, они заняты политикой. Да, по-прежнему можно сказать, что они едины в стратегии внешней политики страны, но страшные противоречия в частностях внутри страны обнуляют любую внешнюю стратегию. Поэтому оптимизма в отношении украинской стабильности мало.

Пока Киев занят внутренними разборками и противоречиями, одновременно игнорируя озабоченность Москвы относительно внешнего курса Украины, они рискуют оказаться вовсе «у разбитого корыта». Опасно не считаться с интересами сильного и напряженного соседа, не имея чем ему ответь или защититься. Тем более в нынешней политической ситуации, когда в Москве уверены, что Россия уже сделала максимум уступок новой Украине за полтора десятилетия ее независимости.

Теги: Украина

Поделиться: