Пути российско-азербайджанского сотрудничества в интересах обеспечения безопасности на Кавказе

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В последние годы РФ и Республика Азербайджан достаточно успешно развивают двустороннее сотрудничество. Во-первых, между нашими странами реализуется широкомасштабное политическое взаимодействие, основанное на Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности от 1997 г. и порядка 80 других межгосударственных и межправительственных соглашениях. Наше высшее руководство поддерживает регулярные контакты, что позволяет оперативно решать возникающие проблемы.
Пути российско-азербайджанского сотрудничества в интересах обеспечения безопасности на Кавказе

Владимир Валерьевич Евсеев - кандидат технических наук, старший научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН

**********************************************************************************

В последние годы РФ и Республика Азербайджан достаточно успешно развивают двустороннее сотрудничество. Во-первых, между нашими странами реализуется широкомасштабное политическое взаимодействие, основанное на Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности от 1997 г. и порядка 80 других межгосударственных и межправительственных соглашениях. Наше высшее руководство поддерживает регулярные контакты, что позволяет оперативно решать возникающие проблемы.

Во-вторых, активно развивается российско-азербайджанское экономическое сотрудничество. В 2008 г. внешнеторговый оборот между нашими странами увеличился по сравнению с 2007 г. на 39% и составил 2,4 млрд. долл. (пятое место на постсоветском пространстве после Украины, Белоруссии, Казахстана и Узбекистана). При этом экспорт вырос на 43% - до 2,0 млрд. долл., а импорт увеличился на 25%. Несмотря на прекращение с 1 января 2007 г. поставок российского газа в Азербайджан, товарооборот сохранил положительную динамику, а его структура претерпела изменения в сторону увеличения доли несырьевых товаров. РФ заинтересована в сооружении, реконструкции, модернизации и эксплуатации промышленных предприятий и объектов Азербайджана, осуществлении встречных поставок продовольственных товаров, сотрудничестве в электроэнергетике, машиностроении и других наукоемких отраслях.

Развиваются прямые экономические связи субъектов РФ с Азербайджаном. Так уже открыты соответствующие представительства Дагестана и Татарстана, а также ЗАО «Торговый дом Урал», ООО «Торговый дом Татарстан», представительства региональных авиакомпаний России. Рассматривается возможность учреждения Торгового дома Саратовской области и Торгового дома Республики Мордовия. Кроме этого имеются соглашения о сотрудничестве Азербайджана с Москвой, Санкт-Петербургом, Московской, Астраханской, Саратовской и Свердловской областями.

В-третьих, развивается военно-технического сотрудничества России с Азербайджаном. Так 27 февраля 2003 г. в Баку подписано межправительственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве, а 4 декабря 2006 г. - межправительственное соглашение о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества. На регулярной основе осуществляется обмен визитами руководителей оборонных ведомств обеих стран.

25 января 2002 г. было подписано двустороннее Соглашение о статусе, принципах и условиях использования Габалинской радиолокационной станции (РЛС «Дарьял»), несколько позднее - два межправительственных протокола. РЛС «Дарьял» не только вносит свой вклад в обеспечение безопасности РФ и Азербайджана от ракетного нападения, но и может быть использована при создании общеевропейской системы противоракетной обороны.

В-четвертых, важным компонентом российско-азербайджанских связей является пограничное сотрудничество. Актуальность этого особенно велика ввиду сложной ситуации на Кавказе в целом. Пограничные ведомства двух стран осуществляют сотрудничество на основе ежегодных планов совместных действий, а их руководство поддерживает регулярные контакты. Помимо этого, 25 января 2002 г. подписано Межправительственное соглашение о деятельности пограничных представителей. В стадии согласования находится соглашение об открытии на территориях наших стран официальных представительств пограничных ведомств.

РФ и Азербайджан имеют общую сухопутную границу, протяженностью 337 км. Причем прилегающий российский регион - Дагестан вызывает у Москвы особое беспокойство в отношении безопасности. Именно поэтому крайне необходимо сотрудничество с Баку по предотвращению транзита идей радикального ислама, наркотиков и оружия. А для этого нужно в кратчайшие сроки закончить демаркацию российско-азербайджанской границы. К настоящему времени согласованная линия границы, которая оформлена рабочими протоколами, картографическими и описательными документами, составляет 301 км (порядка 90% длины нашей границы).

В-пятых, наши народы объединяет общая история и культура. Деятельность по этому направлению развивается на основе принятой в декабре 2006 г. межгосударственной Программы сотрудничества в гуманитарной сфере на 2007-2009 гг. В рамках этой программы в российских вузах обучается 390 азербайджанских граждан. В вузах Азербайджана на русском языке получают образование свыше 15 тыс. студентов. В Азербайджане действуют 50 русскоязычных печатных изданий и 10 информационных агентств. В 2008 г. в Баку был открыт филиал МГУ им. М.В.Ломоносова.

Все вышеизложенное убеждает в том, что Москва и Баку имеют прочный базис для сотрудничества, в том числе для обеспечения безопасности на Кавказе. Рассмотрим возможные пути такого сотрудничества.

Формирование новой региональной стратегии в сфере международной безопасности.

За основу такой стратегии может быть взята инициатива Анкары о создании под гарантии России и Турции «Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе». При этом предлагается не поиск взаимоприемлемого для всех решения, что в современных условиях достаточно проблематично, а выстраивание политики взаимного сосуществования двух относительно сформировавшихся союзов: России и Армении, с одной стороны, Турции, Азербайджана и Грузии - с другой.

При этом Россия учитывает, что на Кавказе сохраняется значительный конфликтный потенциал ввиду серьезных межнациональных и межрелигиозных проблем, наличия спорных территорий и относительно низкого уровня экономического и социального развития. Проблема усугубляется историческими причинами, обилием оружия, значительной коррупцией и острой борьбой за власть между различными кланами.

Недостаток турецкой инициативы состоит в том, что из системы региональной безопасности достаточно искусственно выведен Иран, который не меньше Турции имеет оснований для регионального лидерства. Причем, в условиях закрытости армяно-азербайджанских и армяно-турецких границ и крайне напряженных российско-грузинских отношений именно Иран является для Армении окном во внешний мир. Поэтому совершенно не случайно развивается соответствующая инфраструктура: построен из Ирана газопровод и строится новый, более мощный, в 2007 г. открыта современная шоссейная дорога: Мегри-Капан, уже принято решение о постройке между странами железной дороги.

Баку имеет собственное видение системы региональной безопасности. Именно поэтому крайне важно заблаговременно согласовать российско-азербайджанскую позицию по этому вопросу и выдвинуть уже совместную инициативу, учитывающую национальные интересы наших стран.

Последовательное решение проблемы Нагорного Карабаха.

В настоящее время конфликт вокруг Нагорного Карабаха, урегулированием которого уже более 15 лет занимается Минская группа Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), возможен только на основе так называемых «мадридских принципов», сформулированных в ноябре 2007 г. В соответствии с ними «зона безопасности» вокруг Нагорного Карабаха (оккупированные азербайджанские территории) передается под контроль Баку, в зону конфликта возвращаются беженцы, и только потом решается вопрос о статусе республики. В качестве первого этапа реализации «мадридских принципов» целесообразно сосредоточится на «зоне безопасности», возвращение которой Азербайджану необходимо увязывать с созданием транспортных коридоров из Армении в Нагорный Карабах и из Азербайджана в Нахичевань, а также с открытием армяно-азербайджанских и армяно-турецких границ. Гарантом выполнения таких обязательств в регионе могли бы стать Россия и Турция при поддержке со стороны сопредседателей Минской группы ОБСЕ (помимо РФ сопредседателями являются США и Франция). Проблема же возвращения беженцев на территорию Нагорного Карабаха сейчас особой остроты не имеет ввиду предоставления им постоянного жилья в Азербайджане. В этой связи вопрос о статусе республики необходимо отложить на некоторый, согласованный сторонами, срок.

Урегулирование ситуации в случае нанесения военного удара по Ирану.

Несмотря на избрание новым президентом США Барака Обамы, вопрос о военном ударе по Ирану с повестки дня окончательно не снят. В июне 2009 г. в Исламской республике Иран пройдут выборы нового президента, в ходе которых Махмуд Ахмадинеджад может сохранить свой пост. В этом случае, новой американской администрации придется выстраивать отношения с нынешним иранским руководством, не склонным идти на компромиссы. Как следствие, вполне возможно дальнейшее ухудшение американо-иранских отношений, что будет подталкивать к нанесению военного удара, особенно после существенного сокращения присутствия ВС США в Ираке.

Ввиду возможности развития иранской ядерной проблемы по военному сценарию создаваемая система региональной безопасности должна предусматривать пути урегулирования ситуации после такого удара. В частности, особую остроту может приобрести проблема беженцев, в первую очередь этнических азербайджанцев и курдов, численность которых на территории ИРИ составляет 20 и 4-5 млн. чел. соответственно. В одиночку ни одно из государств региона не может справиться со значительным потоком беженцев, поэтому необходимы скоординированные усилия всех расположенных здесь государств. В первую очередь это касается России и Азербайджана, так как наиболее вероятным направлением потока беженцев может стать Дагестан.

Обеспечение безопасности на Каспийском море.

Очевидно, что вопрос о статусе Каспийского моря в ближайшие годы решен быть не может. В этой связи возникает серьезная проблема предотвращения в южной части Каспия возможных военных инцидентов, которые ранее уже имели место. Новая система региональной безопасности, создание которой без Ирана просто невозможно, должна уделять этой проблеме особое внимание.

Таким образом, российско-азербайджанское сотрудничество имеет серьезный потенциал, который может быть использован для обеспечения безопасности на Кавказе. Этому способствует и то, что позиции наших стран по большинству региональных проблем достаточно близки. Следовательно, Москва и Баку могут и должны выступать с согласованных позиций. Только в этом случае создаваемая система безопасности будет устойчивой, что полностью отвечает нашим национальным интересам.

Поделиться: