Провал американской политики на Южном Кавказе

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Политический курс, который проводит администрация Барака Обамы на Южном Кавказе, как показывают последние события, оказался провальным. Усилия США по налаживанию отношений между Ереваном и Анкарой без привязки к Нагорному Карабаху и вопросу "геноцида" оказались напрасными. Триумфально начавшийся с "футбольной дипломатии" и подписания в Цюрихе протоколов процесс нормализации армяно-турецких отношений не пошел дальше и тихо скончался, несмотря на частые призывы США к его продвижению. Стороны так и не смогли придти к конкретной договоренности относительно сроков ратификации документов и формы самих протоколов, внося изменения, пытаясь выдвинуть предусловия и добавить новые пункты в уже подписанный документ.
Провал американской политики на Южном Кавказе

Политический курс, который проводит администрация Барака Обамы на Южном Кавказе, как показывают последние события, оказался провальным. Усилия США по налаживанию отношений между Ереваном и Анкарой без привязки к Нагорному Карабаху и вопросу "геноцида" оказались напрасными. Триумфально начавшийся с "футбольной дипломатии" и подписания в Цюрихе протоколов процесс нормализации армяно-турецких отношений не пошел дальше и тихо скончался, несмотря на частые призывы США к его продвижению. Стороны так и не смогли придти к конкретной договоренности относительно сроков ратификации документов и формы самих протоколов, внося изменения, пытаясь выдвинуть предусловия и добавить новые пункты в уже подписанный документ.

Кроме того, сами стороны сделали все, чтобы процесс остался в подвешенном состоянии. Турецкие официальные лица не уставали проводить параллели между армяно-турецким процессом и нагорно-карабахским конфликтом, заявляя, что процессы эти связанны, и завершить их по отдельности не представляется возможным. В свою очередь армянская сторона настаивала на признании событий 1915 года в Османской империи геноцидом и отступать не хотела. Масла в огонь подлила резолюция палаты представителей Конгресса США о признании геноцида, после принятия которой, Турция отозвала посла из Вашингтона и заявила о недопустимости происходящего. В конечном счете, на недавний саммит в Вашингтоне лидеры обоих государств прибыли во взвинченном состоянии и, несмотря на все усилия американской стороны, к согласию так и не пришли. При этом Вашингтон основательно подпортил отношения Азербайджаном, настаивая на том, что процесс нагорно-карабахского урегулирования никак не связан с армяно-турецким процессом. Тот факт, что президент Азербайджана был единственным президентом закавказских государств, не приглашенным на саммит по ядерной безопасности в Вашингтоне, также не добавил доверия в отношениях двух стран. Турецкие официальные лица, выразив протест в отношении отсутствия Ильхама Алиева на саммите, поддержали Баку и в еще одном вопросе американо-азербайджанских отношений: Анкара вслед за официальным Баку выразила недовольство работой Минской группы ОБСЕ, призвав к активизации переговоров. Азербайджан же пошел еще дальше, предложив Турции занять место одного из сопредседателей Минской группы, заявив о недовольстве работой в этом качестве именно США и давлении Вашингтона на Турцию в вопросе нормализации отношений с Ереваном. Недопонимание между Анкарой и Баку, возникшее после "футбольной дипломатии", осталось в прошлом из-за того, что Турция не удовлетворила требования Запада и не решилась ратифицировать протоколы в ущерб отношениям с Азербайджаном. Важную роль здесь сыграл фактор цены экспортируемого азербайджанского газа для Турции, который стал предметом обсуждений сразу после подписания армяно-турецких протоколов. Решительность Турции в вопросе увязки нагорно-карабахского урегулирования с открытием границ иллюстрирует роль энергетических вопросов и потенциал их влияния на геополитические решения Анкары. Как бы то ни было, но Турция во время остановилась, решив, что отношения с Азербайджаном стоят недовольства Вашингтона. Такое изменение в политическом курсе Анкары можно рассматривать как еще одно доказательство намерений Турции создать геополитическую ось, включающую Азербайджан и Россию и гарантирующую Турции роль влиятельного игрока на Южном Кавказе. Тот факт, что турецкая и азербайджанская стороны заняли единодушную позицию в отношении политики США в регионе, говорит о новой геополитической игре, начавшейся в преддверии 24 апреля, дня памяти жертв событий 1915 года. Между тем Барак Обама в традиционном обращении к армянской общине Америки вновь ушел от произнесения слова "геноцид", а назвал те события по-армянски "большой трагедией" (мец егерн). Вероятно, Вашингтон в ближайшее время попытается наладить отношения с двумя стратегически важными партнерами на Южном Кавказе – Турцией и Азербайджаном. Признав поражение в вопросе нормализации отношений между Арменией и Турцией, США попытаются вернуть доверие Баку и Анкары. Однако насколько усилия США будут успешны, остается большим вопросом, так как сейчас оба государства ориентированы на Россию больше, чем на Запад, ценя усилия Москвы в переговорном процессе по Нагорному Карабаху и сдержанную позицию Кремля в вопросе армяно-турецкого урегулирования. Автор: Эльмира Таривердиева, Баку. Специально для ВК

Теги: США

Поделиться: