ПРОЦЕССЫ ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ В БЕЛОРУССКОЙ ДИАСПОРЕ МОСКВЫ
Автор: ИАЦ МГУ

Ибатулина П.В.,
ПРОЦЕССЫ ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ В БЕЛОРУССКОЙ ДИАСПОРЕ МОСКВЫ
Вопросы существования в РФ национальных диаспор актуализировались после дезинтеграции СССР, когда с середины 1990-х гг на российскую столицу обрушилась волна мигрантов из стран СНГ. Люди искали работу: кто-то стремился к быстрому обогащению, кто-то пытался просто заработать на жизнь себе и своей семье. Молодежь приезжала, чтобы поступить в вузы. Кто-то намеревался остаться в Москве навсегда, кто-то пережидал здесь трудности, возникшие на родине, в новых постсоветских государствах. Но и те, и другие усиливали национальную мозаичность столицы, меняя вектор этнокультурных процессов, происходящих в ней.
Со временем этнические образования российской столицы стали активно участвовать в жизни города. А законодательная база РФ, которая откликалась на объективные реалии созданием новых законов (например, Закон о национально-культурной автономии 1996 г.), способствовала статусному оформлению этих процессов, созданию национально-культурных неполитических общественных организаций. В конечном итоге, во второй половине 90-х годов спонтанные процессы этнокультурного единения отдельных народов, составляющих этническое лицо столицы, характерные для начала десятилетия, оформились в крупные национально-культурные структуры, объединенные деятельностью государственного учреждения города Москвы «Московский дом национальностей», созданного по инициативе Правительства Москвы.
Внешнее проявление этих процессов очевидно. Однако они предполагают необходимость научного осмысления внутренней жизни диаспор, выявления этнокультурных и языковых процессов, происходящих в них, определения степени активности членов этнических общностей Москвы, а также роли административного ресурса в жизни этнических диаспор России.
Необходимость в консолидации разных этнических групп возникает в результате проводимой государством национальной политики, которая влияет на межэтнические отношения внутри социума. При этом государство улавливает, оформляет и кодифицирует уже сложившиеся в обществе чаяния о сохранении национальной самобытности.
Белорусская внешняя диаспора - одно из наиболее активных, численно значимых этнических объединений в столице. Изучение этнокультурных и этнополитических процессов у белорусов России стало предметом особого внимания историков и этнологов обоих государств - Российской Федерации и Республики Беларусь - сегодняшние отношения которых устремлены к конфедеративной интеграции с целью создания Союзного государства.
Вследствие внешнеполитических процессов, происходящих между Россией и Белоруссией, во всем их многообразии, в обозримом будущем можно прогнозировать дальнейший приток белорусов в РФ. Языковая, культурная, бытовая, религиозная дистанции белорусов от основной массы россиян остаются весьма близкими. В таких условиях модель социально-экономической и языково-культурной адаптации белорусов, а также фиксируемая среди них тенденция к сохранению этнокультурной самобытности особенно интересны.
Необходимо также учитывать, что национальные диаспоры, и белорусские в том числе, участвуют не только в формировании полиэтничного лица страны, но и в формировании его предпринимательских традиций и финансового благополучия.
Изучая процесс статусного оформления московских диаспор, нельзя не заметить, что, во-первых, в условиях мегаполиса существует конкуренция между этническими группами в стремлении занять ту или иную нишу в социальной, политической и экономической структурах общества. Эти процессы повышают уровень внутренней этнической солидарности, тем самым способствуя формированию диаспоры. Во-вторых, стало очевидно,
что этнокультурная составляющая по-разному важна для разных | членов белорусской диаспоры. Меньшая, наиболее активная часть диаспоры выбирает этничность как образ жизни, связывая собственную национальность с частично или полностью осуществляемой профессиональной деятельностью. Рядовые члены диаспоры рассматривают участие в этнокультурных мероприятиях как неотъемлемую часть своей национальной жизни, по-разному мотивированной в зависимости от возраста, пола и образования. А большая часть диаспоры и вовсе остается за рамками этнокультурной деятельности автономий. Статусное оформление белорусской диаспоры неравномерно влияет на этнокультурную жизнь и сплоченность белорусской диаспоры в целом, при этом улавливая и отражая те тенденции, которые в действительности происходят среди белорусов Москвы.
Поделиться: