Проблемы и перспективы цифровой интеграции в ЕАЭС
Автор: Ia-centr.ru
По мнению автора, проблемой интеграции в цифровой сфере остается ограниченность правовой и институциональной среды многих стран Союза.
Передовые усилия проектного офиса Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) за эти годы были нивелированы бюрократической работой традиционных органов — регуляторов стран ЕАЭС и департаментов самой ЕЭК. За время работы проектного офиса в него было подано 98 цифровых инициатив, из которых одобрено только 11, а до стадии непосредственной реализации дошли только четыре инициативы.
Читайте также: Цифровые рубли, тенге и сомы – ЕАЭС готовится к созданию единого финансового рынка
Песочницы на бумаге
Работа «регулятивных песочниц» (специальных правовых режимов. — Прим. Ia-centr.ru), которые являются одним из ключевых инструментов для снятия существующих правовых ограничений, также затруднена.
Разработанные международным научным консорциумом под руководством Фонда Гайдара проекты соглашения ЕАЭС о «регулятивных песочницах» и документов органов Союза об их применении не были реализованы, хотя ещё осенью 2019 года они были согласованы практически со всеми регуляторами стран ЕАЭС.
Читайте также: Для успеха в ЕАЭС странам Центральной Азии нужно договориться между собой
Как отмечает автор, негативную роль могла сыграть смена команды ЕЭК, корректировка приоритетов работы Комиссии в январе 2020 года, а также пандемия, «закрывшая» границы и резко снизившая уровень международного сотрудничества в целом.
При этом за 2020–2022 годы в ряде стран ЕАЭС были запущены национальные модели экспериментальных правовых режимов. Вследствие этого «песочницы» оказались жёстко очерчены национальными границами и вместо инструмента интеграции превратились в элемент конкуренции юрисдикций стран Союза.
Возможна ли цифровая интеграция в новых геополитических условиях?
Автор отмечает, что многолетняя «мода» на глобализацию и интеграцию осталась в прошлом, уступив времени технологического и цифрового суверенитета. Глобальные цифровые платформы всё чаще сталкиваются с национальными ограничениями, в том числе в рамках защиты персональных данных, антимонопольного регулирования и цифрового налогообложения.
Читайте также: У нас утечка: как Казахстан борется с угрозой цифровому суверенитету
Тем не менее, специфика ЕАЭС заключается в том, что высокая зависимость от иностранных цифровых технологий характерна для многих стран-участниц Союза.
По этой причине, считает автор, реальный технологический суверенитет возможен только в рамках технологической кооперации, которая как раз и может стать основой для реальной цифровой интеграции.
Для достижения этой цели нужна единая регуляторная среда, сформированная на основе системы новых международных соглашений в рамках ЕАЭС, которая станет институциональной основой интеграции и позволит снизить конкуренцию юрисдикций стран Союза в цифровой сфере.
Полную версию статьи «Цифровая интеграция ЕАЭС: в тупике или на распутье?» читайте на сайте журнала «Россия в глобальной политике».
Читайте другие материалы по теме:
Казахстан не смог стать «слышащим государством». Почему?
Поделиться: