Проблемы и перспективы цифровой интеграции в ЕАЭС

Дата:
Автор: Ia-centr.ru
Одной из тем заседания Евразийского межправительственного совета в мае 2023 года стала цифровая интеграция и трансформация ЕАЭС. Профессор кафедры международного и евразийского права Воронежского государственного университета доктор юридических наук Алексей Ефремов считает, что говорить о серьезной цифровой трансформации Союза пока преждевременно. Об основных вызовах, стоящих на повестке цифровой интеграции в ЕАЭС, читайте в его статье.
Проблемы и перспективы цифровой интеграции в ЕАЭС

По мнению автора, проблемой интеграции в цифровой сфере остается ограниченность правовой и институциональной среды многих стран Союза.

Передовые усилия проектного офиса Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) за эти годы были нивелированы бюрократической работой традиционных органов — регуляторов стран ЕАЭС и департаментов самой ЕЭК. За время работы проектного офиса в него было подано 98 цифровых инициатив, из которых одобрено только 11, а до стадии непосредственной реализации дошли только четыре инициативы.

Читайте также: Цифровые рубли, тенге и сомы – ЕАЭС готовится к созданию единого финансового рынка

Песочницы на бумаге

Работа «регулятивных песочниц» (специальных правовых режимов. — Прим. Ia-centr.ru), которые являются одним из ключевых инструментов для снятия существующих правовых ограничений, также затруднена.

Разработанные международным научным консорциумом под руководством Фонда Гайдара проекты соглашения ЕАЭС о «регулятивных песочницах» и документов органов Союза об их применении не были реализованы,  хотя ещё осенью 2019 года они были согласованы практически со всеми регуляторами стран ЕАЭС.

Читайте также: Для успеха в ЕАЭС странам Центральной Азии нужно договориться между собой

Как отмечает автор, негативную роль могла сыграть смена команды ЕЭК, корректировка приоритетов работы Комиссии в январе 2020 года, а также пандемия, «закрывшая» границы и резко снизившая уровень международного сотрудничества в целом.

При этом за 2020–2022 годы в ряде стран ЕАЭС были запущены национальные модели экспериментальных правовых режимов. Вследствие этого «песочницы» оказались жёстко очерчены национальными границами и вместо инструмента интеграции превратились в элемент конкуренции юрисдикций стран Союза.

Возможна ли цифровая интеграция в новых геополитических условиях?

Автор отмечает, что многолетняя «мода» на глобализацию и интеграцию осталась в прошлом, уступив времени технологического и цифрового суверенитета. Глобальные цифровые платформы всё чаще сталкиваются с национальными ограничениями, в том числе в рамках защиты персональных данных, антимонопольного регулирования и цифрового налогообложения.

Читайте также: У нас утечка: как Казахстан борется с угрозой цифровому суверенитету

Тем не менее, специфика ЕАЭС заключается в том, что высокая зависимость от иностранных цифровых технологий характерна для многих стран-участниц Союза.

По этой причине, считает автор, реальный технологический суверенитет возможен только в рамках технологической кооперации, которая как раз и может стать основой для реальной цифровой интеграции.

Для достижения этой цели нужна единая регуляторная среда, сформированная на основе системы новых международных соглашений в рамках ЕАЭС, которая станет институциональной основой интеграции и позволит снизить конкуренцию юрисдикций стран Союза в цифровой сфере.


Полную версию статьи «Цифровая интеграция ЕАЭС: в тупике или на распутье?» читайте на сайте журнала «Россия в глобальной политике».



Читайте другие материалы по теме:

Казахстан не смог стать «слышащим государством». Почему?
Теги: ЕАЭС

Поделиться: