Проблема адаптации казахов-оралманов из Китая в Казахстане.
Автор: ИАЦ МГУ
Проблема адаптации казахов-оралманов из Китая в Казахстане. |
Возвращение этнических казахов в Казахстан привело с 1991 по 2008 гг. к увеличению числа населения Казахстана на 700000 тыс. чел . Вместе с увеличением числа населения, миграция этнических казахов привнесла в общественную жизнь Казахстана свои нюансы, некоторые из которых приняли общереспубликанский характер. Также характерной чертой является длительность протекания этих проблем, что в свою очередь находит отражение во внутренних процессах Казахстана. Примечательно, что только из Китая прибыло 65191 чел . На 2009 г. численность казахов в Китае, по разным оценкам колеблется от 1,5 до 2 млн. чел., что в долгосрочной перспективе накладывает отпечаток на казахстано-китайские отношения. Положение казахов в Китае: Казахи, являются одними из 5 этносов КНР, которые имеют «статус государственного уровня». Данный статус в Китае имеют монголы, тибетцы, уйгуры, казахи и корейцы. Несмотря на более высокие перспективы экономического развития КНР, большинство этнических казахов мигрируют на историческую Родину, желая самореализовать себя на родине, с расчетом на помощь государства. Однако казахи, пожелавшие вернуться в Казахстан, сталкиваются с целым рядом проблем, которые между собой связаны и имеют хронический характер. Что связано, прежде всего, с проблемами реализации политики возвращения этнических казахов с 1991 года, объявленной Казахстаном, которая создает одну из главных и основополагающих проблем адаптации: Несовершенная нормативно-правовая база: Нечетко проработанные механизмы приема документов и их оформление. Так, требования, выдвигаемые Комитетом по миграции, нарушают требования миграционной полиции: Например: Лицо, претендующее на получение статуса «оралман» для того чтобы попасть в квоту должен привезти семью в Казахстан, и предоставить в Комитет документальные подтверждения (прописка, справки с места учебы, работы) того, что его семья уже находится на исторической родине. После этого, мигрант, получивший статус «оралмана» попадает в квоту иммиграции, которая дает право на материальную помощь со стороны государства. Миграционная же полиция с 2007 г. прописывает совершеннолетних членов семьи по месту жительства при условии сдачи документов на получение казахстанского гражданства. Согласно Законодательству РК, получив гражданство, мигрант теряет свой статус «оралмана». Лица, потерявшие статус «оралмана», не могут претендовать на финансовые выплаты, не прописав семью, мигрант не может претендовать на включение в квоту, но прописка осуществляется лишь при условии подачи документов на гражданство. Вследствие несогласованности действий Комитета миграции и миграционной полиции возникает определенная бюрократическая путаница. Результатом этой путаницы становятся проволочки в рассмотрении документов, задержки в присвоении миграционной квоты и пособии. Такой подход объясним логической обоснованностью выдачи миграционных квот и пособий, оказанием государственной поддержки и помощи тем, кто действительно решил стать гражданином Казахстана. Однако в целях улучшения механизмов взаимодействия мигрантов и государственных органов следует пересмотреть и утвердить новые правила приема документов в комитете Миграции и миграционной полиции. Необходимо внести в законодательство РК «о гражданстве» поправку, по которой за лицом, вначале получившем статус «оралмана», а затем казахстанское гражданство сохранялись бы привилегии, по закону РК «о миграции населения». Необходимо рассмотреть отдельно проблему порядка приема документов на получение казахстанского гражданства. Основным минусом механизма получения оралманами казахстанского гражданства является время рассмотрения ходатайства, а также проволочки в рассмотрении документов. Причиной этого является незнание оралманами норм и порядка получения гражданства, а также отсутствие должной разъяснительной работы со стороны должностных лиц органов внутренних дел, а также ненадлежащее оформление дел должностными лицами ДВД областей, вследствие чего дела возвращается Управлением на доработку. Из-за чего рассмотрение ходатайства на получение казахстанского гражданства может длиться год, что является нарушением Закона РК «О гражданстве РК» в котором четко прописано, что срок рассмотрения документов не должен превышать срок в 6 месяцев . В целях улучшения механизма приема документов на получение казахстанского гражданства следует внести дополнения в Инструкцию по гражданству, которые бы регламентировали механизмы возврата материалов на доработку. Отсутствие необходимости самостоятельного выбора места жительства мигрантами: Так, необходимость развития северных, восточных, центральных регионов, в долгосрочной перспективе требует большого количества людей, для покрытия отрицательного сальдо населения, которое уже оттуда уехало. Однако у мигрантов существует своя точка зрения, заключающаяся в желании жить там, где условия жизни лучше. Эта точка зрения идет вразрез с государственными интересами и создает ряд таких проблем как:
- Вторичная миграция в пределах республики;
- Факты стихийного самозахвата земель, что является нарушением земельного Закона РК (к примеру, случай в ауле Нурсултан около г. Астана);
- Рост числа безработных;
Тут следует отметить, что созданные для решения жилищных проблем Центры временного проживания оралманов не справляются с тем количеством людей, которое переехало в Казахстан. Исходя из данных указанных в постановлении Правительства РК от 2 декабря №1126 , всего с 1991 по январь 2009 в Казахстан прибыло 706 тыс. человек. На данный момент создано всего 14 Центров Адаптации и проживания, сосредоточенные в крупных городах Казахстана. Из них 3 центра были построены в прошлом 2008 году и начато строительство типового центра в Актобе. В 2009-2011 гг. планируется создание еще 7 центров районного значения. С учетом охвата территории Республики Казахстан этих центров недостаточно даже для оказания услуг в крупных городах. В результате нередки случаи, когда оралманам приходится жить в помещениях, изначально не приспособленных для проживания людей. Зафиксированы случаи превышения полномочий директорами Центров временного проживания оралманов . Особенно эта проблема характерна для сельской местности, где трудности проживания даже для местного населения до сих пор не решены правительством. Отсутствие питьевой воды, газа, электричества, отопления, работы, дорог являются факторами, имеющими большое влияние на обустройство оралманов в сельской местности. Языковой барьер: Казахи, проживающие в Китае и Монголии, пишут, используя арабскую графику. В Казахстане с 1928 г. Казахи используют кириллицу. В результате этнические казахи не знают письменности родного языка, у них возникают проблемы при оформлении документов. Еще больше усиливается этот барьер для оралманов из Китая из-за незнания ими русского языка, которые является языком межнационального общения в Казахстане. В силу исторических причин, на территории Казахстана сложилась ситуация, когда большая часть казахского этноса лучше знает русский язык, чем родной казахский язык. Это накладывает своеобразный отпечаток на отношения между коренными казахами и этническими казахами. Решением может послужить создание договорно-правовой базы со странами, где проживают казахи о строительстве и размещении казахстанских культурных центров, главная цель которых будет ознакомить этнических казахов с существующими реалиями жизни на исторической Родине. *** Существующие проблемы мешают оралманам полноценно ощутить себя частью казахского народа. Ущерб, наносимый государственным интересам, проблемами оралманов колоссален. При дальнейшей эскалации этих проблем, возможен их рост из экономической плоскости в ряд проблем национального характера. С учетом численности оралманов на территории Казахстана (700000 чел, по официальным данным Комитета миграции) и численности оралманов проживающих за рубежом (5млн чел, из них КНР- 1,5 млн чел.) Государству необходимо создать административную структуру, при Правительстве РК, которая стала бы эффективным механизмом помощи. В п.2 ст. 29 Закона РК «О миграции населения» от 17 декабря 1997 г. четко указано, что «Государство вправе устанавливать дополнительные, кроме перечисленных в настоящей статье, льготы, компенсации, усиливающие адресную помощь репатриантам (оралманам)». В цели и задачи этого ведомства входило бы: 1. Комплексное согласование нормативно-правовой базы по оралманам; 2. Координирование действий Советов Оралманов при областных акиматах по всей Республике. 3. Создания культурных адаптационных центров за рубежом, с целью комплексного ознакомления казахов-оралманов с реалиями современного Казахстана. Таким образом, следует отметить, что проблемы адаптации этнических казахов не только из Китая, но и из других стран требуют пристального внимания Правительства и скорейшего их разрешения с учетом увеличения квоты с 15 тыс. семей до 20 тыс. семей с 2009 года. Если к этому прибавить мигрантов, прибывающих сверх норм иммиграционной квоты, Казахстан столкнется с проблемой не только общественно-социального характера, но и с возможностью получения социальных кризисов, которые могут повлечь за собой социальные кризисы других слоев населения, на фоне мирового экономического кризиса.
Время ВостокаПоделиться: