ПРИНУЖДЕНИЕ К СИЛЕ. Взгляд из Баку.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Для Азербайджана утро восьмого августа 2008 года стало громом среди ясного неба. Решение партнерской и союзнической Грузии решить вопрос своей территориальной целостности силовой военной операцией стало неожиданным, а потому чрезвычайным обстоятельством, реакции к которому не было заготовлено. Президент Саакашвили, естественно, не предупреждал своего азербайджанского коллегу Ильхама Алиева о начале восстановления целостности государства. Посему вполне оправданным выглядело сохранявшееся несколько дней молчание руководства Азербайджана и отсутствие комментариев относительно характеристик горячей фазы конфликта.
ПРИНУЖДЕНИЕ К СИЛЕ. Взгляд из Баку.

Для Азербайджана утро восьмого августа 2008 года стало громом среди ясного неба. Решение партнерской и союзнической Грузии решить вопрос своей территориальной целостности силовой военной операцией стало неожиданным, а потому чрезвычайным обстоятельством, реакции к которому не было заготовлено. Президент Саакашвили, естественно, не предупреждал своего азербайджанского коллегу Ильхама Алиева о начале восстановления целостности государства. Посему вполне оправданным выглядело сохранявшееся несколько дней молчание руководства Азербайджана и отсутствие комментариев относительно характеристик горячей фазы конфликта.

Баку словно дожидался ее скорого окончания. На берегу Каспия были уверены, что если Грузия и решится на подобную операцию, то она не может не оказаться успешной, а ее детали будут тщательно продуманы и уточнены. При этом обязательно будет получено согласие Вашингтона. На деле все оказалось несколько иначе, что и предопределило уже всем известный исход.

Упреждающий удар по противнику, который не идет на уступки в рамках переговорного процесса вполне распространенный вариант развития событий в мировой политике. Концепция применения силы для достижения прочного мира получила сразу несколько обоснований. И, к слову, в российско-грузинском противостоянии Москва также декларировала принцип принуждения к миру, используя армию.

Для Азербайджана с его конфликтом с Арменией из-за Нагорного Карабаха эта концепция была чрезвычайно важна и актуальна. С момента заключения в 1994 году перемирия на карабахском фронте Азербайджан жаждет реванша и не отступает в своей решимости вернуть потерянные земли Карабаха и окружающих семи районов в лоно страны.

Однако Грузия в момент перечеркнула всю прежнюю риторику азербайджанского истеблишмента, создававшего идейное наполнение тезиса о необходимости и правомочности новой войны за освобождение своих земель от армянских оккупантов. И если военный отпор России еще как-то вписывался в рамки событий, то признание независимости Южной Осетии и вместе с ней Абхазии стало неожиданным ходом Кремля.

Азербайджан тогда, казалось, полностью потерял собственную возможность силовым путем восстановить свою территориальную целостность. Однако спустя год слово «потерял» уместно заменить на «отложил». Президент Азербайджана Ильхам Алиев извлекает уроки из грузино-осетинского конфликта и они таковы, что поначалу необходимо добиться максимума от переговорного процесса, а уж потом в случае неудачи твердить о силе.

Кроме того, августовские события показали верность азербайджанской политики на сохранение добрососедских отношений с Россией, которая перестала подставлять свои бока для пинков от соседей, поддерживаемых извне.

Лишь в конце июня 2009 года после целой переговорной серии с армянским президентом Сержем Саргсяном Ильхам Алиев позволил себе вновь напрямую заявить о возможности военного решения конфликта в случае отсутствия конструктива со стороны противоположной стороны. Эта речь в день армии Азербайджана только с первого взгляда могла показаться для внутреннего потребления. На деле это был вполне конкретный месседж медиаторам переговорного процесса из Минской группы ОБСЕ. Если Азербайджан не получит миром свои собственные районы, не относящиеся к бывшей Нагорно-Карабахской автономной области, то вопрос будет решаться силовой операцией.

Подобного ситуативного ресурса у Грузии не было. Южная Осетия до августа 2008 года не контролировала Гори, а Абхазия, скажем, не удерживала Зугдиди в качестве так называемого пояса безопасности. Их сепаратизм четко замыкался в пределах их административных границ. Действия Тбилиси потому и были расценены как вторжение. Однако такой шаг, если смотреть на него абстрагировано, вскрыл гнойник замерзших конфликтов, позволил сегодня вести дискуссию о новом миропорядке не только на Кавказе, но и в целом в мире.

Азербайджан несколько переформатировал свои тезисы, акцентируя внимание на оккупированные армянскими вооруженными формированиями семь районов вокруг Нагорного Карабаха. Именно их освобождения требует официальный Баку и именно применимо к ним может идти речь о некоей локальной военной операции по принуждению к миру Армении, как главного покровителя карабахских армян. Ведь не для кого не секрет, что в армию самообороны непризнанного Нагорного Карабаха призываются юноши из Армении, а самого населения и ресурсов региона недостаточно для поддержания должной боеготовности.

В нынешних обстоятельствах для Ильхама Алиева, несклонного к импульсивным действиям в отличие от его грузинского коллеги Саакашвили, крайне важно получить от Армении собственные районы мирным путем. Такой расклад гарантирует сохранение респектабельности азербайджанских властей, зрелость их отношения к вопросам войны и мира. Наращивание вооруженного потенциала в этих обстоятельствах не выглядит как провокация или направленность на угрозу региональной безопасности. Более того, Россия сама поощряет и помогает Азербайджану вооружаться, обсуждает с ним вопросы военно-технического партнерства.

Москве нет необходимости признавать Нагорный Карабах как независимое государство или тем более как составную часть Армении. Это было бы сродни политическому самоубийству Москвы на Кавказе. На протяжении последних лет чувствуется все возрастающее давление россиян на своих армянских союзников с тем, чтобы они пошли на уступки азербайджанцам и отдали то, что окружает Нагорный Карабах.

Для Армении в таких условиях удерживать азербайджанские районы становится всё сложнее. Переговорный процесс неумолимо катится к принятию решения о поэтапном освобождении семи оккупированных районов. Не исключено, что запустить это решение будет возможным уже концу года, хотя на этом пути сохраняется еще множество подводных камней.

Можно резюмировать, что события вокруг Южной Осетии стали во многом катализатором переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Вопросам безопасности на Кавказе стало уделяться гораздо больше внимания и от решения застарелого противостояния армян и азербайджанцев уже не отмахнешься. Именно после августа 2008 года в дело разрешения армяно-азербайджанского конфликта подключилась Турция. Кавказ забурлил от миротворческих инициатив. И в сегодняшних условиях, если новая война в регионе действительно никому не нужна, то стоит ожидать серьезного прогресса в процессе карабахского урегулирования.

Евгений КРИШТАЛЕВ

Вестник Кавказа.

Поделиться: