Предложение Дархана Калетаева - это серьезная политическая инициатива

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Ключевой вывод, который можно сделать из проекта "Нур Отан" заключается в том, что в посткризисном мире Казахстан должен сделать выбор, определив "свое уникальное место на мировых рынках". Это, замечу, общий тренд и, допустим, советники Обамы, уже неоднократно высказывались в том смысле, что необходимо увеличивать национальную долю в производстве, торговле, ограждая себя от чрезмерного воздействия внешних факторов.
Предложение Дархана Калетаева - это серьезная политическая инициатива

Интервью Андрея Карпова, заместителя генерального директора ИАЦ

Contur.kz: Ваш Центр объявил о проведении в конце сентября целого ряда мероприятий, посвященных Казахстану. Можно ли дать более подробную расшифровку тематики этих встреч?Андрей Карпов: Первое мероприятие уже состоялось в Петербурге 11 сентября. Оно было посвящено обсуждению программы индустриально-инновационного развития Казахстана, разработанной экспертами партии "Нур Отан". Затем, в начале октября пройдет более широкое обсуждение этой темы уже в Москве. Очевидно, мероприятие состоится в МГУ. Ну, а 24 сентября на историческом факультете пройдет "День Казахстана". С лекцией перед студентами МГУ на русском и казахском языках выступит господин Тугжанов, а затем состоится круглый стол с участием представителей АНК. Так что программа очень насыщенная, тем более что, к сожалению, соединить Москву и Питер общеэкспертной сетью мы пока еще не можем.

С.: Каковы первые итоги питерской части семинара?

А.К. : Я уже отмечал, что казахстанский проект индустриально-инновационного развития вызвал большой интерес в России. Другое дело, что от проектной стадии до реализации всегда очень большое расстояние, по крайней мере, если отталкиваться от российского опыта, но, думаю, что и в Казахстане существуют сходные проблемы. С другой стороны, в северной столице, гораздо меньше знают о казахстанских реалиях. Кстати, на обсуждении как раз и присутствовали политологи и экономисты из Петербурга. Они высказали однозначно положительное отношение к представленному проекту, подчеркнули его актуальность и глубину научной разработки. Кстати, как я понимаю, в подготовке проекта принимали активное участие и российские эксперты, что само по себе очень приятно и свидетельствует о дальнейшем "соединении" экспертного потенциала России и Казахстана и не только в каких-то теоретических областях политологии и экономики, но и, что называется, на практике. Ключевой вывод, который можно сделать из проекта "Нур Отан" заключается в том, что в посткризисном мире Казахстан должен сделать выбор, определив "свое уникальное место на мировых рынках". Это, замечу, общий тренд и, допустим, советники Обамы, уже неоднократно высказывались в том смысле, что необходимо увеличивать национальную долю в производстве, торговле, ограждая себя от чрезмерного воздействия внешних факторов. Для Казахстана такой подход более чем актуален, и в принципе, изложенные в проекте направления развития, будут способствовать достижению необходимого баланса, который был нарушен в силу ряда объективных и субъективных причин в 2007 году. Иными словами, именно этот путь реальной диверсификации и преодоления избыточного влияния сырьевой экономики, на ближайшие годы должен стать определяющим и для Казахстана, и, я полагаю, для России.

С.: Сейчас много говорят о повышении качества человеческого капитала. Это реальная программа или же очередной пиар-проект, не подкрепленный в кадровом и финансовом отношении?

А.К.: На самом деле, это очень сложный вопрос, потому что на первый взгляд программы развития человеческого капитала и реальное состояние образовательных систем находятся как будто в разных плоскостях и такое впечатление - мало коррелируют друг с другом. В проекте "Нур Отан" предусмотрен целый комплекс мер, направленных на улучшение качества человеческого капитала, но трудно сказать, какие именно из этих мер удастся в короткие сроки реализовать на практике. Если судить по России, то именно чиновничье-бюрократические преграды - это самое страшное зло. И не случайно, что именно в адрес МОН раздаются столь жесткие заявления, причем не только со стороны родителей абитуриентов и школьников, но и со стороны представителей ректорского корпуса. Поэтому очень важно, чтобы не получилось как в знаменитой присказке времен Русско-Японской войны: "Славно было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить". Вообще, это хорошая тема для "Нур Отан" и "Единой России": создать нормальную систему общественного контроля за качеством образования в школах и вузах - чем не новый национальный проект?

С.: Были ли высказаны какие-то критические замечания в адрес проекта?А.К.: С точки зрения содержательного анализа, практически никаких негативных высказываний я не услышал. Все сомнения и претензии - к формату реализации, который зачастую отстает от проектной идеологии. Хотя, с другой стороны, нуротановский менеджмент за последние полгода показал, что может выходить из самых сложных ситуаций, не только аппаратных, но и креативных. Не случайно, что в последнее время Дархан Калетаев так часто упоминается в числе наиболее доверенных лиц в ближайшем окружении Президента. На московскую часть мероприятия мы ожидаем представителей "Нур Отан", в том числе и тех, кто принимал непосредственное участие в разработке проекта. Не сомневаюсь, что будет, о чем предметно поговорить и надеюсь, что моим московским коллегам удастся собрать более представительную аудиторию, в сравнении с питерской частью семинара. Такие темы заслуживают самого пристального внимания.

С.: НДП "Нур Отан" предлагает принять конституционный закон "О лидере нации". Ваше мнение об этом проекте?А.К.: Российские эксперты расценили это предложение как очень здравое и, самое главное, вполне отвечающее логике развития современного политического момента в РК. Дело в том, что все разговоры о пожизненном президентстве в рамках личных инициатив принимают какой-то уж слишком сервильный характер. Предложение Дархана Калетаева - это, напротив, серьезная политическая инициатива, в рамках которой предполагается решить вопрос о статусе президента не в рамках субъективных рассуждений, а в правовой логике. Именно этот путь через законодательную инициативу, которой будут предшествовать самые серьезные экспертные обсуждения, на мой взгляд, как раз и представляется наиболее оптимальным сценарием. Вообще желание угодить, мне почему-то кажется, не очень позитивно воспринимается президентом Назарбаевым, которые далеко не в восторге от подобных инициатив. В данной же ситуации реализуется абсолютно иной сценарий, заточенный не под фигуру общенационального лидера, а под базовые тренды, в рамках которых развивается независимый Казахстан. Я думаю, что обсуждение и принятие такого закона может самым положительным образом сказаться на состоянии казахстанской элиты, которая слишком зациклена на уже упоминавшихся субъективных моментах. А предложение со стороны Нур Отан формирует новую повестку дня, направляя ход дискуссии в более взвешенное, спокойное, свободное от личных пристрастий или антипатий направление.

С.: И последний вопрос. Как Вы полагаете, почему все чаще президент Казахстана в качестве реальной точки опоры обращается к партии?А.К.: Я думаю, что аналогичную ситуацию мы наблюдаем и в России. На самом деле, партия власти и в РФ, и в РК - это очень эффективный инструмент оптимизации общественного диалога. На современном этапе развития политических систем наших стран его востребованность стала очевидной даже для тех представителей элит, которые раньше предпочитали действовать в режиме ручного управления. Ну, а Назарбаев и Путин как раз изначально принадлежали к тем политикам, которые ясно видели перспективы партийного строительства. С приходом новых менеджеров в Единую Россию и Нур Отан, стратегии, связанные с деятельностью партии власти получили необходимую динамику в реализации. Не замечать это могут только ангажированные эксперты.

Contur.kz

Поделиться: