Пойдет ли казахстанский газ через Каспий?
Автор: ИАЦ МГУ
Чем жарче разгораются споры вокруг новых вариантов прокладки различных магистральных газопроводов в регионе Центральной Азии и Каспийского моря, тем больше вокруг «газовой трубы» возникает множество рода комбинаций. В разного рода вариантах и схемах нет недостатка: чуть ли не каждый день то Россия предлагает странам региона свой «газовый путь в Европу», то Иран выдвигает собственную задумку, то европейцы вновь и вновь посылают на Каспий своих гонцов для того, чтобы добиться прокладки газопровода Nabucco под дном седого Каспия.
Каждый из этих вариантов имеет как свои плюсы, так и минусы, но как считают эксперты, ключевые страны, находящиеся на перекрестке всех возможных газовых комбинаций (Азербайджан, Туркменистан и Казахстан), могут на самом деле немало выиграть от сохраняющейся неопределенности как с самими газопроводами, так и со статусом все еще не поделенного с 1991 года Каспийского моря.
Россия боролась и будет бороться с Nabucco
Как известно, много копий в последнее время было сломано специалистами и экспертами в сфере энергетики вокруг так называемого проекта Nabucco по доставке газа из Центральной Азии на европейские рынки под дном Каспийского моря через территорию Азербайджана и Турции. Главной затеей этого проекта является желание европейцев (а заодно - и американцев) сделать «старый континент» полностью независимым от российского монополизма по поставкам природного газа.
Ветка через Азербайджан и Турцию по идее должна не просто диверсифицировать газовые потоки, идущие в Европу, но и лишить Москву шансов диктовать свои условия европейским клиентам по продаже и поставкам газа, идущего по российским трубам из стран Центральной Азии - Туркменистана и Казахстана.
Именно поэтому российская сторона с момента возникновения самой идеи прокладки газопровода Nabucco делала все возможное для того, чтобы этот проект либо вовсе не состоялся, либо его возможное осуществление не нанесло России удара в плане сокращения транзитных поставок из стран Центральной Азии на Европу.
Для этого весной прошлого года Россия предложила Казахстану и Туркменистану (с возможным подключением к проекту Узбекистана) построить так называемый Прикаспийский газопровод, по которому через российскую территорию центральноазиатский газ будет поступать европейским клиентам. И Астана, и Ашхабад такую идею России поддержали, и сейчас вроде бы (пока не очень спешно, но все же) идут согласования технических условий прокладки этой магистрали.
Между тем и Казахстан, и Туркменистан дали понять России, что прикаспийский вариант - вовсе не единственный для доставки газа в Европу, и обе страны будут рассматривать альтернативный вариант с проектом Nabucco как только станет ясно, каковы будут от этого им финансовые выгоды и насколько объединенная Европа будет готова раскошелиться на его прокладку.
Поскольку в нынешнем году европейские представители чуть ли не ежемесячно посещают регион Каспия и буквально принуждают и Баку, и Ашхабад, и Астану поддержать этот проект, то свою «игру на опережение» решила вести и Россия. Так, для того чтобы упредить европейцев и не дать возможности ЕС окончательно убедить своих партнеров в Центральной Азии в важности и выгодности Nabucco. Москва предложила недавно Азербайджану новый вариант доставки газа из Центральной Азии на европейские рынки.
Газ из Центральной Азии в Европу попадет.
Но только кружным путем
Суть российского предложения - убедить Азербайджан, Казахстан и Туркменистан в том, что любой газопровод под дном Каспия будет неизбежно сопряжен с большими политическими рисками, поскольку статус Каспийского моря до сих пор не определен. А посему в любой момент даже самый выгодный с финансовой точки зрения проект под водами, на которые свои права предъявляют и Иран, и четыре бывшие республики СССР, может оказаться просто никому не нужным листком бумаги, не имеющим никакой законной силы.
Именно поэтому Россия предлагает весь центральноазиатский газ перекачивать по прикаспийскому маршруту на территорию России, а затем этот газ может быть доставлен в Азербайджан по уже существующему газопроводу из Северной Осетии из района Моздока.
Напомню, что район этот находится в непосредственной близости от территории Чечни, и когда там шли военные действия, о подобной альтернативной идее говорить было просто бессмысленно. Теперь же ситуация вокруг Чечни стабилизировалась, а посему Россия пытается развернуть прикаспийский газовый поток из Центральной Азии в направлении Азербайджана и далее в Европу.
При этом получается, что и Туркменистан, и Казахстан получают столь желаемый для них альтернативный газовый маршрут на европейские рынки, а Азербайджан будет зарабатывать неплохие деньги на газовом транзите. Россия же в таком случае сохраняет фактически полный контроль над газовыми потоками, идущими из Центральной Азии и в любой момент может вмешаться в процесс снабжения газовой трубы, идущей из Центральной Азии в Европу.
В этой ситуации важно будет то, как поведет себя объединенная Европа, а также поддерживающие ее Соединенные Штаты. Дело в том, что идея Nabucco - лишить Россию монополии газового транзита из Центральной Азии. Предлагаемый же Москвой вариант практически эту монополию сохраняет - только «под другим соусом» и в другом техническом и маршрутном исполнении.
Однако, скорее всего, и европейцы, и американцы вряд ли смогут помешать России подобный вариант доставки газа из Центральной Азии осуществить. Ведь в этом случае Россия будет получать лишь транзитную плату, а цену на свой газ страны Центральной Азии будут устанавливать сами, исходя из собственных интересов и конъюнктуры мирового рынка.
Есть в этой затее и чисто прагматический финансовый смысл. В ЕС, где деньги умеют считать неплохо, могут действительно пойти на предлагаемый Россией вариант газового маршрута через Дагестан и Северную Осетию, поскольку он не потребует огромных расходов, которые неизбежно влечет за собой прокладка под дном Каспия газопровода Nabucco.
Однако, как известно, финансовые и экономические выгоды в мировых сделках зачастую уступают место чистой воды политике, да еще если она замешана на геостратегических интересах крупнейших мировых держав в этом регионе.
И Соединенные Штаты, и страны Евросоюза прекрасно понимают, что Россия в подобном случае оставляет за собой фактически право перекрыть газовый вентиль в любой момент, если правительства тех же Казахстана или Туркменистана станут поступать в отношении Москвы слишком самостоятельно и не прислушиваться к российским указаниям-советам.
Поскольку и у стран Центральной Азии есть перед глазами примеры «братского взаимодействия» между Москвой, с одной стороны, и Киевом и Минском - с другой, то никто не может дать никаких гарантий того, что в случае каких-то политических или экономических разногласий между, скажем, Москвой и Ашхабадом Россия не перекроет под тем или иным предлогом газовую трубу и не лишит Туркменистан возможности поставлять на европейские рынки свой природный газ.
Азербайджан намерен поторговаться.
Его примеру могут последовать Казахстан и Туркменистан
Предложения России увести газовый поток из Центральной Азии через свою территорию, на первый взгляд, выгодны Москве, но одновременно они же открывают простор для тонких дипломатических интриг для Азербайджана, Казахстана и Туркменистана. Дело в том, что в подобных комбинациях на первый план всегда выходит большая политика. И как бы ни пытались руководители некоторых государств на словах уверять общественное мнение в приоритете экономической выгоды того или иного варианта прокладки газопроводов, на первое место все же выходят неизменно политические расклады.
Что касается Азербайджана, то он достаточно неплохо поднаторел в последнее время на разного рода политических «торгах» с Россией. Это и предложение Владимира Путина использовать радарную станцию в Габале совместно для наблюдения с американцами за во многом мифическими иранскими ракетами. Это и вопросы разграничения территориальных вод Каспия. Это и целый ряд двусторонних соглашений, которые Баку достаточно гибко выбивает у Москвы с помощью внешнеполитической «многовекторности» при одновременном расширении дружеских связей с США и Евросоюзом.
Теперь же, когда на стол переговоров ложится самая весомая и в денежном исчислении привлекательная карта - газовая, азербайджанская сторона намерена всерьез поторговаться с Россией по поводу предлагаемых вариантов отказа от прокладки газопровода под дном Каспия и разворота трубы через российскую территорию сначала на север, а потом - вновь на юг в сторону Азербайджана.
Между прочим, подобное российское предложение может быть «скомпоновано» и с последними договоренностями-торгами между Азербайджаном и Туркменистаном. Напомню, что в 1997 году Азербайджан подписал договор с российскими компаниями по разработке нефтяного месторождения под названием «Кяпаз», которое Туркменистан именует «Сердар», и ни в какую не намерен признавать азербайджанским.
Тогда протесты Ашхабада о чуть ли не посягательстве на его суверенитет на Каспии были услышаны, и в итоге российско-азербайджанский консорциум так и не начал свою работу. В свою очередь туркмены подписали соглашение с американской компанией «Мобил», но тут уж возмутились азербайджанцы, и вновь разработка месторождения, потенциально важного для этого региона, оказалась замороженной.
А тут еще в «каспийские распри» вмешался Иран, который в 2002 году буквально выгнал азербайджанские поисковые суда, проводившие работы на месторождениях, расположенных по мнению Тегерана в его территориальных водах.
В итоге Азербайджан сейчас «торгуется» по нефтегазовой тематике по всем направлениям. Так, Баку оплатил свои прежние долги за туркменский газ, в благодарность за что Ашхабад вернул в Азербайджан своего посла. Также Азербайджан вместе с Россией практически добился единой позиции всех постсоветских республик, выходящих на Каспий по разграничению его территориальных вод. И вот теперь Баку может с большими выгодами для себя (что политическими, что финансовыми) договариваться с Россией по поводу газопровода, который вовсе не обязательно нужно будет прокладывать под дном Каспийского моря.
При этом не надо забывать, что против того же проекта Nabucco, за который столь ратует Евросоюз, может элементарно выступить Иран, а соответственно - даже самые радужные договоренности, которые смогут достигнуть между собой Азербайджан, Туркменистан и Казахстан, окажутся в итоге не имеющими реального осуществления.
И в этой ситуации российское предложение Азербайджану доставлять центральноазиатский газ по прикаспийскому газопроводу может дать хорошие козыри на переговорах и Ашхабаду, и Астане. Понятно, что речь не может здесь идти о каком бы то ни было политическом или экономическом шантаже Москвы, но, учитывая нынешние «многовекторные» комбинации в районе Каспия по «газовым вопросам», и Казахстану, и Туркменистану можно очень даже неплохо поторговаться.
Вопрос только в том, как на подобные «региональные торги» прореагируют и Евросоюз, и Соединенные Штаты. Ведь сама идея альтернативности нефте- и газопроводов предусматривает отсутствие какой бы то ни было монопольности в поставках, завязанных на одном, пусть даже и максимально с виду вменяемом, клиенте. Но с учетом того, что Россию ни в Вашингтоне, ни в Брюсселе потенциально к таким «надежным партнерам» явно не относят, то подобное российское предложение об отказе от самой идеи Nabucco может самым серьезным образом не понравиться Евросоюзу и США.
И здесь уже и Баку, и Ашхабаду, и Астане следует ожидать новых челночных поездок комиссаров из ЕС и спецпредставителей госдепартамента США, которые будут всеми силами увещевать руководство Казахстана, Туркменистана и Азербайджана в ошибочности следования в «российском фарватере». В свою очередь на правоте собственной позиции будет продолжать настаивать и Москва. А в результате для стран Центральной Азии и Азербайджана тем самым откроются новые и весьма выгодные политические и экономические перспективы для использования «газовой дипломатии» в своих национальных интересах.
Юрий Сигов, Вашингтон
Поделиться: