Потенциал Ассамблеи народа Казахстана в историческом контексте
Автор: ИАЦ МГУ
**********************************************************************************
К.К. Актаева, к.и.н., заместитель директора
Музея Первого Президента РК
Механизм межнационального и межконфессионального взаимодействия самобытен и соответствует сложившейся традиции государственного управления и духовного развития. Разумеется, там, где такое взаимодействие есть. Можно лишь условно говорить о неких образцах для подражания. Глобализация диктует свои условия и правила, которые активизируют поиски единых алгоритмов решения проблемы межэтнического и межрелигиозного диалога и консенсуса. Идентификация и самоидентификация целых народов, социальных групп или отдельных личностей становятся фактором обеспечения устойчивости и политической стабильности. Устойчивость и стабильность - желаемое условие выстраивания всех глобальных типов взаимоотношений - от экономики до культурных связей.
Статус Казахстана как регионального лидера формировался весь период развития суверенного государства, в первую очередь, благодаря «гражданскому миру на основе разумных компромиссов, конструктивного взаимодействия все общественно-политических и национально-культурных образований» [1].
В странах, появившихся на обломках СССР, существенную роль играет фактор Лидера как гаранта стабильности и суверенности. Практика казахстанского регулирования межнациональных отношений представляется наиболее показательной с точки зрения гармонизации общественной инициативы и политической задачи. Проявлением политической воли Лидера нации, государства, переживающего глубокий духовный кризис, следует считать все инициативы Президента Казахстана по институционализации и системному управлению в этой сфере общественных отношений. По словам Н. А. Назарбаева, которые он сказал во время встречи с руководителями национально-культурных центров и представителями Совета ветеранов республики 16 февраля 1995 года: «Мало объявить государство независимым. Необходимо заложить и развивать условия суверенного развития, причем не только экономические или политические, но и духовные... Как внутри Содружества, так и в ряде независимых государств возникли многочисленные межнациональные конфликты, вызванные скопившимся в обществе напряжением, которое вырвалось из-под пресса многолетнего игнорирования национальных интересов и чаяний» [2].
В те самые трудные годы Президент Казахстана акцентировал внимание граждан на главном источнике будущей стабильности и процветания - исторической традиции межнационального диалога и взаимопонимания. «Наши предки, когда это требовалось, отстаивали свою честь и свободу в смертельных схватках с врагами, пытавшимися завоевать нашу древнюю землю. Вместе с тем, они в полной мере использовали возможности дипломатии, стремясь сохранить мир и спокойствие в своем доме. Но самое главное - наш народ во все времена проявлял стремление жить в мире, согласии и добрососедстве с другими народами. Умел сплотиться и быть единым в минуту опасности. Именно благодаря этому он не исчез в потоке истории и через десятилетия смог восстановить свою государственность» [3].
Этот тезис произносится с трибуны Ассамблеи народов Казахстана в марте 1995 года. В это же время распад советской государственности уже отметился явным нежеланием бывших союзных республик развивать межгосударственные, межнациональные отношения на прежней основе. Более того, Российская Федерация, например, всячески дистанцируется от бывших «младших братьев», страшась груза ответственности за их нестабильность и неустойчивость. «Парад суверенитетов» перерос в негативную тенденцию разрыва всех и всяческих духовных взаимосвязей, которые могли бы составить незримую, но прочную общность народов, религий и культур в условиях экономического и политического кризиса. «Время и трагический опыт все же заставили понять, что в условиях этнического многообразия, присущего большинству стран, попытки установить государственные границы в соответствии с этническими рубежами означают угрозу самому существованию молодых государств» [4].
Казахстанский прорыв в этом вопросе определился в Ассамблее народов Казахстана, поскольку она на институциональном уровне зафиксировала казахстанскую специфику подходов к решению самых, казалось бы, неразрешимых социальных проблем. «Для чего созвана Ассамблея народов Казахстана? Чтобы посоветоваться в это сложное время трудных решений, услышать ваш голос, ваши предложения. Сложившаяся обстановка подготовила немало вопросов. 1) Как сохранить и укрепить общественную стабильность? 2) Как мы намерены вести дела в условиях отсутствия парламента? 3) Что нас ждет? Вы должны услышать ответ на этот т некоторые другие вопросы, которые в уме и на устах людей, не от случайных претендентов на власть без знания и навыков государственного управления, а от той власти, которая сегодня ведет дела и вместе с вами, можно сказать, преодолела самый трудный участок пути, вышла на преддверие подъема» [5].
Этот тезис крайне важен для понимания секрета успеха модели межнациональных отношений, политической жизнеспособности и устойчивости казахстанского варианта государственного развития. Сочетание опыта государственного управления, ясного понимания того, что неприемлемо с общественно-исторических позиций, единство общественных и государственных задач - все это сложилось в единый концепт, который и позволил сформировать институт Ассамблеи. Помимо институционализации, любая модель должна иметь базовую платформу функционирования, которая является гарантом реализации на всех вертикальных и горизонтальных уровнях идей и мероприятий, позволяющих говорить о наличии или отсутствии цельных подходов и способов решения того или иного общественно значимого вопроса. Такой платформой стала система государственного регулирования межнациональных отношений, сложившаяся благодаря «повседневной кропотливой деятельности всех ветвей власти нашего государства, политических партий и движений, национально-культурных образований и каждого человека, видящих в этом благородный гражданский долг, воплощение общенационального патриотизма и дружбы народов» [6].
1995 год зафиксировал структуру казахстанской системы регулирования межнациональных отношений. Идея Ассамблеи согласия и единения народов Казахстана, как неполитической и неправительственной организации была провозглашена на Форуме народов Казахстана в декабре 1992 года. Ассамблея сформировалась как консультативно-совещательный орган при Президенте, имеющая свою исполнительную вертикаль во всех регионах страны. Она показала свою эффективность в последующих политических процессах и в условиях высокой электоральной активности заняла свою нишу как общенациональный орган, направляющий своих представителей в Парламент страны.
Политический ресурс Ассамблеи был подчеркнут Президентом Казахстана в докладе «Общественное согласие - основа демократического развития Казахстана»: «...стабилизирующая и консолидирующая роль Ассамблеи народов Казахстана в нашей новейшей политической истории уже очевидна. Поэтому проблемы большого общественного значения - развитие евразийского интеграционизма, демократизация общества и формирование новой гражданской идентичности также должны быть обсуждены на этом высоком форуме» [7].
Более того, модель межнационального согласия вышла на уровень фундаментальных ориентиров всей государственной политики, когда четко, недвусмысленно обозначена идея гражданской идентичности представителей разных национальностей. «В наших условиях базой межэтнической интеграции должна стать общегражданская принадлежность, политическое самоопределение людей с судьбами казахстанской государственности. Проще говоря, одним из оснований идеологической работы должен стать принцип не только этнического, но и гражданского самоопределения граждан» [8]. Этот идейный концепт обрел окончательную формулу на 3 сессии Ассамблеи народов Казахстана в апреле 1996 года. Эволюция его может быть рассмотрена с точки зрения формирования новой казахстанской гражданственности. Если в 1992 году в стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства даются основные измерения общественного согласия, то в 1993 году идейная консолидация общества провозглашается условием прогресса Казахстана как суверенного государства с полиэтничным и поликонфессиональным устройством. Напряженная работа по формированию новой политической модели функционирования казахстанского общества позволила к 1996 году рассматривать народ Казахстана как общность граждан разных национальностей, а не как новую этническую общность. Это в драматичных условиях межнациональных конфликтов на постсоветском пространстве позволило в Казахстане снять все возможные недомолвки и интерпретации, препятствующие системному регулированию межнациональных отношений. «Гражданин должен постоянно носить в себе чувство сознательной принадлежности к данному государству, нераздельности собственной судьбы и судьбы страны. Именно это подведет к пониманию того, что благополучие каждого человека тесно связано с благополучием всей страны» [9].
Н. А Назарбаев, как основатель модели межнационального согласия, акцентирует общественное внимание на принципиальных условиях развития этого феномена. Он подчеркивает значение рыночных, демократических принципов в развитии общественной и личностной мотивации, которая гарантируется в открытом обществе.
Следует подчеркнуть, что взвешенность и обоснованность в смене ориентиров, формулировании новых стратегических задач обусловлены внутренним динамизмом развития всей общественно-политической системы Казахстана, ядром которой является президентская вертикаль. Внутренняя динамика обеспечивается постоянным анализом и критической оценкой достигнутого и планируемого политического прогресса.
По прошествии десяти лет после обнародования стратегических целей страны в докладе «Историческая память, национальное согласие и демократические реформы - гражданский выбор народа Казахстана» Президент Казахстана с полным основанием говорит о том, что «уникальный опыт толерантности и бесконфликтного развития многоконфессиональной и полиэтничной страны как наша носит не пропагандистский, а вполне прикладной характер» [10]. Формула общественного успеха - в общности национальной идентичности и казахстанской гражданственности. «Существует прямая зависимость между эффективностью проводимой национальной политики и конкурентоспособностью государства. Если политика ведет к национальному единству, к консолидации общества, то это высвобождает скрытые резервы и удесятеряет потенциальные возможности страны, позволяет ставить задачи на уровне «исторического максимума» [11].
Амбициозные, далеко идущие планы и задачи основываются на понимании важности человеческого фактора, слагающегося из многих категорий, в первую очередь, духовных. Например, готовясь к выступлению на открытии второй сессии Парламента Республики Казахстан четвертого созыва, Н. А. Назарбаев пишет: «Наша молодежь, наши дети учатся, готовятся к будущей своей жизни, веря, что они будут жить в условиях стабильности, свободы, мира. Только при таких условиях они могут осуществить свои цели возможности. Можем ли мы гарантировать им это - зависит от нас» [12]. Вопрос гарантий стабильности и прогресса зависит и от еще одного аспекта жизнеспособности многонационального общества - толерантности в вопросах веры.
Президент Казахстана, являясь руководителем светского полиэтничного государства, подчеркивает: «...религия является, пожалуй, единственным глобальным явлением до наступления эпохи глобализации, сохранившим и несущим миру идеи гуманизма и культурного диалога. Кроме духовного универсализма, религия являет собой и действенный институт международного сотрудничества... Роль религиозных традиций, в основу которых положены высочайшие образцы нравственности, в нашем бурно, порой хаотично меняющемся мире, невозможно переоценить.» [13]. Столь красноречивые, исчерпывающие оценки духовного потенциала религиозного мировоззрения не могли не привлечь внимания мировой общественности к идее Съезда лидеров мировых и традиционно-национальных религий. К моменту созыва первого Съезда Казахстан стал общепризнанным региональным лидером и ядром центральноазиатской интеграции. Присущая казахстанской политической природе интегративность выразилась в этом масштабном мероприятии, которое превратилось в глобальную диалоговую площадку.
Модель согласия гармонично дополнилась формулой «Единство - в многообразии, в многонациональности, в многоконфессиональности».
Изучение исторического опыта нации, исследование феномена Лидера нации становятся возможными при внимательном рассмотрении бесценных документальных свидетельств проявлений политической воли Личности, сумевшей вобрать в себя и выразить самые важные общественные ценности.
Как показывает практика сегодняшнего дня, казахстанская модель привлекательна, в первую очередь, гармонизацией институциональных и общественных связей, идентичности национально-религиозной и гражданской.
Литература:
1. Выступление Президента РК Н. А Назарбаева перед руководителями национально-культурных центров и представителями Совета ветеранов республики по вопросам межнациональных отношений в республике. - Алматы, 16 февраля 1995 года.
2. там же.
3. За мир и согласие в нашем общем доме. Доклад Президента РК Н.А. Назарбаева на Ассамблее народов Казахстана .- Алматы, 24 марта 1995 года.
4. там же.
5. там же.
6. там же.
7. Общественное согласие - основа демократического развития Казахстана. Доклад Президента РК Н.А. Назарбаева на 3 сессии Ассамблеи народов Казахстана.- Алматы, 29 апреля 1996 года.
8. Там же.
9. Там же.
10. Нурсултан Назарбаев. Историческая память, национальное согласие и демократические реформы - гражданский выбор народа Казахстана. Доклад на 4 сессии Ассамблеи народов Казахстана (сокращенный вариант).- Акмола, 6 июня 1997 года.
11. Тезисы к выступлению Президента РК Н. А. Назарбаева на 12 сессии Ассамблеи народов Казахстана. - Астана, 24 октября 2006 года.
12. Материал к выступлению Президента РК Н. А. Назарбаева на открытии второй сессии Парламента Республики Казахстан четвертого созыва. - Астана, 1 сентября 2008 года.
13. Выступление Президента РК Н. А. Назарбаева на открытии Съезда мировых и традиционно-национальных религий. - Астана. 23 сентября 2003 года.
Поделиться: