Послание Нурсултана Назарбаева народу Казахстана.
Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Автор: ИАЦ МГУ
Кризис пришел к нам извне. Его истоки не внутри страны, а сокрыты в дисбалансах мировой экономики.Кризиса нельзя было избежать и все предусмотреть. На его преодоление ведущие экономики мира уже затратили более 10 триллионов долларов США, то есть практически 15 процентов всего мирового ВВП. Но ситуация к лучшему пока еще не меняется.Кризис последовательно вовлек в свою орбиту Американский континент, Европу и Азию. Судя по всему, он будет затяжным. Как говорят аналитики, мировая экономика в своем падении еще не достигала дна.
Уважаемые казахстанцы!Дорогие соотечественники! Практически два десятилетия изо дня в день мы создаем с вами новую страну. Страну открытую и процветающую. Страну, в которой из года в год улучшается благосостояние казахстанцев. Страну политически стабильную и обеспечившую безопасность своим гражданам. Страну, которая никогда и ни для кого не будетисточником внешней угрозы.Стратегия развития Казахстана, которую приняли на десятилетия вперед, опыт ее воплощения в реальные успехи страны дали нам уверенность в собственных силах, мы убедились в правильности выбранного нами пути. Именно поэтому с самого начала кризиса на мировых финансовых рынках, разразившегося более двух лет тому назад, мы разработали и последовательно реализуем комплексную систему антикризисных мер. Мы внимательно отслеживаем внутреннюю и внешнюю конъюнктуру, и без промедления предпринимаем решительные меры. Именно поэтому глобальный продовольственный кризис не стал для нас национальным бедствием. Но сегодня экономический кризис, поразивший уже всю мировую экономику, продолжает испытывать нас на прочность. Кризис пришел к нам извне. Его истоки не внутри страны, а сокрыты в дисбалансах мировой экономики. Кризиса нельзя было избежать и все предусмотреть. На его преодоление ведущие экономики мира уже затратили более 10 триллионов долларов США, то есть практически 15 процентов всего мирового ВВП. Но ситуация к лучшему пока еще не меняется. Кризис последовательно вовлек в свою орбиту Американский континент, Европу и Азию. Судя по всему, он будет затяжным. Как говорят аналитики, мировая экономика в своем падении еще не достигала дна. Свой взгляд на происходящие в мире процессы я изложил в своей статье «Ключи от кризиса». К ней может быть разное отношение, но мы, казахстанцы, включили свою мысль в общий поиск выхода из этого кризиса. Кризис не простой, варианты выхода из него должны быть совершенно разными. Я, убежден, что после этого глобального кризиса изменится мировая финансовая система, а может быть, и политическое управление государствами. Многие приходят к необходимости «ручного управления» экономикой, и регулирование становится важнейшим делом выхода из этого кризиса. Поэтому глубокий и радикальный подход поможет мировому сообществу найти те пути, которые обезопасят нас в следующих зигзагах мировой рыночной экономики. Поэтому радикальные меры, которые я предложил, будут обсуждаться в мировом сообществе. Мое предложение - это вклад в поиск решения глобальных проблем. Но сегодня реальность такова, что сжатие деловой активности в мире привело к снижению спроса на нефть и металлы. А это - основа экспорта Казахстана. За год цена на нефть упала почти в 4 раза, на металлы - почти в 2 раза. Наши основные торговые партнеры и ближайшие соседи - Россия и Украина - девальвировали свои национальные валюты на 40-45 процентов. И мы вынуждены были пойти на девальвацию тенге в интересах наших товаропроизводителей. Иначе казахстанская продукция потеряла бы свою конкурентоспособность. Мы продолжали бы сжигать золотовалютные резервы страны. Уважаемые казахстанцы! К сожалению, череда трудных испытаний и мощь кризисного прессинга не ослабевают. И вы это должны знать. Но должны быть уверены в том, что мы не просто готовы к этим испытаниям.Мы с ними справимся и выйдем из этого кризиса еще более сильным и процветающим государством.Мы сохраним свои позиции в мировом сообществе. Создав Национальный фонд, мы проводили целенаправленную политику сбережений. Вы хорошо помните, сколько было сломано копий - надо ли создавать этот фонд или раздать его всем понемножку. Чтобы мы делали сейчас, когда на 20% снизились сборы в бюджет, с выплатой пенсии и заработной платы? Создав этот фонд в хорошие времена, мы поступили правильно. Так должны поступать государства, которые думают о своем завтрашнем дне. Тем самым мы обеспечили запас прочности нашей экономики перед возможностями потрясений подобного рода. Для создания жизнеспособной и гибкой экономики мы последовательно проводили непростые структурные реформы, наращивали экспортный потенциал и дали старт диверсификации. Именно поэтому сегодня мы имеем солидный задел и в состоянии проводить продуманную и эффективную антикризисную политику. Ответной мерой большинства государств на возникший глобальный кризис стало принятие пакетов стимулирующих экономических мер. Казахстан стал одним из первых государств в мире, оперативно отреагировавших на нарастающую турбулентность мировой экономики и приступивших к реализации опережающих мер. Чтобы сохранить стабильность финансовой системы мы предоставили банкам дополнительную ликвидность. Это было сделано для обеспечения экономической активности малого и среднего бизнеса, крупных предприятий. Была увеличена сумма гарантированного возмещения по вкладам физических лиц с 700 тысяч до 5 миллионов тенге. Государство помогло снизить риски банковского сектора, связанные с внешним заимствованием и достаточностью собственного капитала. На поддержку жилищного строительства и решение проблем дольщиков было направлено 545 миллиардов тенге. Для сохранения деловой активности в стране мы оказали беспрецедентную финансовую поддержку субъектам малого и среднего бизнеса в объеме 275 миллиардов тенге. Была продолжена работа по решительному сокращению административных барьеров. Введен в действие новый Налоговый кодекс, значительно снизивший ставки по основным налогам. По сравнению с прошлым годом корпоративный подоходный налог в этом году уже снижен на треть и составляет 20 процентов, а в 2011 году составит 15 процентов. Ставка НДС снижена до 12 процентов. Вместо регрессивной шкалы ставок социального налога введена единая ставка в размере 11 процентов. А для предприятий, осуществляющих инвестиции, предусмотрены налоговые преференции. Все это стало одним из важнейших стимулов развития несырьевого сектора экономики, малого и среднего предпринимательства. Закон о государственных закупках дает преимущество отечественным производителям, что также направлено на поддержку малого и среднего бизнеса. На развитие агропромышленного комплекса было выделено 280 миллиардов тенге, реализацию инфраструктурных проектов - 120 миллиардов тенге. В целом в экономику страны в антикризисных целях дополнительно направлено свыше 2-х триллионов 700 миллиардов тенге. Это, согласитесь, мощный стимул для преодоления последствий мирового кризиса. Мы действуем решительно и быстро, потому что знаем, когда и что надо делать, чтобы уменьшить силу удара мирового кризиса на нашу экономику и общество. Этому способствовала совместная оперативная работа Правительства и Парламента страны. И я хочу, чтобы вы, уважаемые мои соотечественники, понимали, что мы все вместе должны противостоять натискуэтого периода. Правительство обязано гарантировать, что все обязательства государства по увеличению социальных выплат и заработной платы бюджетникам будут сохранены в полном объеме. Как и было запланировано, в 2010 году зарплата бюджетников и стипендии будут увеличены на 25 процентов, а в 2011 году - еще на 30 процентов.Средний размер пенсий будет увеличен в 2010 году на 25 процентов, и на 30 процентов в 2011 году. При этом к 2011 году размер базовых пенсионных выплат возрастет до 50 процентов от размера прожиточного минимума. Как вам известно, государство поддержало студентов, оставшихся без средств, чтобы оплатить учебу. Всего государство дополнительно выделяет 11 тысяч грантов и 40 тысяч кредитов для студентов.Уважаемые казахстанцы! Перед нами стоят большие задачи по преодолению последствий кризиса и подготовке последующего экономического роста. Все, что мы уже предприняли, это решение текущих проблем, вызванных сегодняшним кризисом. Я предлагаю не останавливаться, идти дальше и осуществитьновый пландальнейшей модернизации экономики иреализации стратегии занятости для обеспечения посткризисного развития страны. В самые трудные годы мы начали строить и создали новую столицу страны - Астану, когда никто не верил, что мы сможем это осуществить. Мы это сделали, это видит весь мир. Давайте будем следовать этому хорошему опыту. Да, нужны новые средства. В этих целях считаю правильным доходы от сырьевого сектора, которые традиционно зачислялись в Нацфонд, в 2009 - 2010 годах направить на осуществление нового плана. В целом это составит порядка 600 миллиардов тенге в дополнение к уже утвержденным трансфертам из Национального фонда. Это - временная, но необходимая мера. При этом мы сохраняем тот объем валовых резервов страны, которые есть на настоящий момент. То есть 47 миллиардов американских долларов. Это дает нам уверенность в устойчивости на случай продолжения этого кризиса. Другой источник средств - это жесткая экономия по всем расходным статьям бюджета и строжайшая финансовая дисциплина. С учетом этого поручаю Правительству провести оптимизацию расходов республиканского бюджета и буквально в режиме еженедельного мониторинга контролировать использование бюджетных средств. Это обращение также и к нашим депутатам. Ставшая уже привычной в период бурного роста расточительность должна смениться разумным потреблением и экономией. Скажем прямо, в эти годы, когда у нас появились деньги, запросов стало больше, штаты раздули и увеличилось количество командировок, проведение различных масштабных дней культуры. Всем надо будет над этим подумать. С нарушителей финансовой дисциплины должен быть жесткий спрос по законам кризисного времени. Все неприоритетные расходы - административные, инвестиционные и другие - должны быть сведены к нулю. Это касается и местных бюджетов. Высвободившиеся средства дадут нам возможность, прежде всего, реализовать стратегию занятости казахстанцев. Она не только поможет нам справиться с кризисными шоками, но и обеспечит эффективное развитие экономики в посткризисное время. Она должна дать новые возможности каждой казахстанской семье. Достаточность рабочих мест должна стать основным показателем, по которому будет определяться способность членов Правительства и каждого акима обеспечить устойчивость развития экономики Казахстана. Каждый аким, каждый министр должны знать, сколько за неделю сокращено рабочих мест, и сколько мы на местах открываем. Именно это является основой устойчивого развития. Для обеспечения региональной занятости и переподготовки кадров я поручаю Правительству выделить не менее 140 миллиардов тенге. Из местных бюджетов также должны быть выделены ресурсы на софинансирование стратегии занятости. Для тех, кто потеряет работу, будем создавать новые рабочие места. Мы сможем обеспечить работой как минимум 350 тысяч казахстанцев, это, не считая нынешних общественных работ. Возможности для развития рынка труда у нас есть, их не надо придумывать. Именно на это мы направляем дополнительно выделенные средства. Во-первых, это реконструкция и модернизация коммунальных сетей. Это - объекты и сети водоснабжения, теплоснабжения, энергетики и канализации. Правительству совместно с акимами поручаю определить необходимые затраты на эти цели, обеспечить не только финансирование работ, но и жесточайший контроль за использованием каждого тенге, выделенного из бюджета. Это невидимая работа, нам все равно придется ее делать. Она - основа будущего развития. Это возможность создать в городах и на местах огромное количество новых рабочих мест. Мы поднимем покупательскую способность нашего населения. Если умно поработать, освобождающихся людей надо переучить на новые специальности. Жилищно-коммунальное хозяйство привести в порядок давно надо было. Давайте сейчас этим займемся. Во-вторых, это строительство, реконструкция и ремонт автомобильных дорог местного значения, а также обновление социальной инфраструктуры, прежде всего школ и больниц. Это уже задача СПК, которые обязаны обеспечить максимальную занятость населения. Финансовая сторона вопроса - за Правительством и акимами. Мы должны сейчас договориться и прямо сказать населению: школы и больницы, строительство которых началось, мы достроим. Новые, поскольку ситуация такая, мы отложим, но направим средства на то, чтобы отремонтировать действующие школы, больницы, медицинские пункты. Опять же, создадим рабочие места. Также по магистральным автомобильным и железным дорогам, строительство которых мы намечали, придется «тормознуть». Зато деньги пустить на приведение в порядок дорог вокруг областных центров, городов, межрайонных дорог. Таким образом мы подтянем наши тылы. В-третьих, объекты местного значения в каждом конкретном населенном пункте. Это может быть благоустройство и озеленение, ремонт дорог, клубов или других объектов по усмотрению местных властей. На эти цели должны быть выделены целевые трансферты. Районным маслихатам, как органам местного самоуправления, должны быть выделены средства. Пусть они сами решают, куда эти средства направить, чтобы решить местные проблемы и вопросы занятости. Персональную ответственность за эффективность этой работы в целом возлагаю на акимов. Для реализации всех перечисленных проектов мы должны максимально использовать потенциал местных производителей. Если необходимых производств сегодня нет, их надо создать, и это открывает новые возможности для бизнеса. Мы ведь стоим накануне 20-летия нашей независимости. По всему Казахстану должна быть развернута работа - как мы встретим эту дату. Это незабываемые годы для нашего поколения, для нашего народа. Такого в истории казахской нации и всего Казахстана не было. Поэтому эту работу нам надо начинать сейчас. Я считаю, мы должны дать небольшие средства, наверное 50-100 миллионов тенге, каждому аульному акиму, чтобы они под контролем районных маслихатов решили текущие задачи для населения, которое терпит какое-то бедствие, выдавали микрокредиты. Таким образом, мы не только решаем вопросы занятости, но и создаем стимулы для появления новых производств в нашей стране. В-четвертых, это расширение социальных рабочих мест и организация молодежной практики. Действующий Закон о занятости населения позволяет нам использовать средства бюджета на эти цели. В 2008 году более 13 тысяч человек реализовали свои возможности по этим программам. Наша задача сегодня -расширить рамки существующих программ. Поручаю дополнительно выделить на эти цели 8,6 миллиардов тенге. Тогда мы обеспечим работой около 96 тысяч человек. Одновременно с этим мы должны увеличить максимальный период выплаты пособия по безработице из Государственного фонда социального страхования с 4-х до 6-ти месяцев. Наша стратегия занятости в условиях мирового кризиса направлена на полномасштабную работу по переобучению и переподготовке кадров. Поручаю Правительству совместно с акимами организовать переподготовку специалистов на базе существующих учебных заведений. Нашему населению надо учиться, в мире люди учатся всю жизнь. В этом случае есть возможность и необходимость переучиваться и получать другую профессию, которая сегодня востребована. Мы сейчас обязываем все крупные строительные предприятия выделять средства на обучение людей другим профессиям. Так должно быть везде. Если Правительство и акимы нормально организуют работу - люди сядут за парты и обучатся новым профессиям. Системная работа по переподготовке и переобучению кадров должна преследовать следующие цели. Каждый, кто хочет работать по новой профессии, должен иметь возможность обучаться. Обеспечение будущих потребностей экономики трудовыми ресурсами, прежде всего, в сельском хозяйстве. Поэтапное замещение иностранных рабочих отечественными кадрами. Мы собираемся их наполовину сократить и заменить нашими. Кроме того, несмотря на мировой кризис, трудности переживаемого нами периода, мы не можем себе позволить сосредоточиться только на их решении. Наше будущее зависит от дальнейшей модернизации экономики и развития базовой инфраструктуры.Мы продолжим финансирование и реализацию действующих перспективных инвестиционных проектов. Прежде всего, это модернизация нефтеперерабатывающих заводов. Мы имеет три нефтеперерабатывающих завода и до сих пор покупаем масла и не обеспечены авиационным керосином. Надо этим сейчас заняться. Мы должны постепенно полностью обеспечить внутренние потребности в этих нефтепродуктах. Мы продолжим строительство нефтехимического комплекса в Атырау. Закончим строительство Мойнакской ГЭСв этом году, продолжим работы по расширению и реконструкции Экибастузской ГРЭС-1.Там вместо восьми работают четыре блока. Это готовая, не затратная электроэнергия. Мы продолжим работу на Экибастузской ГРЭС-2 по строительству третьего энергоблока, в этом году начнем строительство Балхашской ТЭС. В наших планах - строительство магистрального газопровода «Бейнеу-Бозой-Акбулак», реконструкция автодорожного транзитного коридора «Западная Европа - Западный Китай». В этом году мы начинаем подготовительную работу. Там будут работать 5 тысяч человек, а в 2010-2012 годах - до 50 тысяч человек. Это будет артерия, которая сделает Казахстан транзитным коридором от Европы в Азию. Мы приступили к организации производств электровозов, пассажирских и грузовых вагонов, дорожных битумов, химической промышленности. Особо хочу сказать об агропромышленном комплексе, благодаря развитию которого мы одновременно решаем две важнейшие для страны задачи - обеспечение продовольственной безопасности и диверсификация экспорта. Поэтому мы приняли решение продолжить финансирование инвестиционных проектов по развитию экспортно-ориентированных производств, таких как организация и развитие молочнотоварных ферм, птицефабрик, откормочных площадок, организация производства плодоовощных культур с применением капельного орошения, создание производства по сборке сельскохозяйственной техники, развитие мясоперерабатывающих производств, переработки тонкой шерсти, инфраструктуры экспорта казахстанского зерна и его глубокой переработки. Надо рассмотреть другие значимые проекты для строительства. Это продолжение сооружения Коксарайского водохранилища, других крупных ирригационных объектов. У нас была задача на кызылкумском массиве ввести 60 тысяч гектаров орошаемых земель. Сейчас надо начинать работать на тех объектах, где есть ТЭО и подъездные пути. Переработка продукции сельского хозяйства - важнейшая отрасль. Мы сегодня завозим 80% консервированной плодоовощной продукции, половину мясопродуктов, 53% сухого молока. Если это все делать - люди из города должны пойти работать в сельскую промышленность. По нашим оценкам, экспортная специализация позволит создать в перспективе более 500 тысяч новых рабочих мест и обеспечит около 8 процентов дополнительного прироста ВВП в ближайшие пять лет. Таким образом, следуя своему стратегическому выбору, мы последовательно продолжаем работу в тех секторах экономики, где можем быть реально конкурентоспособными, занять свои ниши на внешних рынках.* * * Нынешние трудности -это не первое испытание, которое выпало на нашу долю. Глубочайший кризис переходного периода мы преодолели в начале 90-х годов. Тогда обвал экономики достигал 60 процентов, инфляция исчислялась тысячами процентов в год. Второй мировой кризис, вызванный азиатскими финансовыми рынками, мы преодолели в конце 90-х годов. Цена на нефть снизилась тогда до 9 долларов за один баррель. Мы не могли платить пенсии и заработную плату. Эти трудности мы преодолели. Пройдет время, и мы будем говорить уже о преодолении и нынешнего кризиса. В наших руках - все возможности, чтобы выйти из сложившейся ситуации с объективными потерями, но подготовленными к новому росту. Кризисы будут повторяться и наша цель - научиться управлять ими. Пока у нас это получается. Сегодня мы вынуждены перегруппировать свои силы и ресурсы, и мы это делаем под влиянием внешних обстоятельств. Но это вовсе не означает, что мы изменили свой курс. Этот курс определен Стратегией развития страны до 2030 года. Жизнь вносит коррективы. Но подчеркиваю, он прежний. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев остаются важнейшей триединой задачей для нашего государства. У нас имеется антикризисный план, выделены достаточные средства из государственных резервов. Правительство в целом и Премьер-Министр, руководители государственных органов, акимы несут персональную ответственность за выполнение намеченных мер по выходу из кризиса. Сегодняшние проблемы и то, как мы с ними справляемся, - это экзамен на зрелость и устойчивость нашего общества и государства. Думаю, что мы этот экзамен выдержим. Нам предстоит войти в новый этап своего развития и преумножить наши достижения. Уверен, что мы справимся. Для достижения намеченных целей необходимо сплочение нашего народа. Поэтому обращаюсь ко всем казахстанцам -взяться за осуществление названных мер, проявить трудолюбие и напористость, быть бережливыми, помогать и заботиться о близких, о тех, кто нуждается в помощи. Обращаюсь к депутатам Парламента, маслихатов ,партии «Нур Отан». Избиратели, голосовавшие за нашу партию, оказали нам огромное доверие. И сейчас, в трудный кризисный период, мы должны его оправдать, стать во главе широкого антикризисного движения в обществе. Вместе с Правительством и местными органами надо решать конкретные проблемы людей, взять на особый контроль реализацию антикризисных мер, расходование выделяемых на эти цели бюджетных средств. Обращаюсь к Ассамблее народов Казахстана, ко всем политическим силам . Сейчас не на словах, а на деле проверяется, кто действительно думает о народе, а кто - нет. Давайте объединимся ради преодоления жесточайшего в истории планеты кризиса! Не будем озлоблять людей, будем помогать им словом и делом. Именно это сейчас делает государство. Важной задачей остается сохранение мира и согласия в стране. Обращаюсь ко всем государственным служащим. Сейчас многократно увеличивается ответственность каждого управленца перед народом, которому мы все служим. Необходимо чаще выезжать на места, встречаться с трудовыми коллективами, населением. Надо разъяснять меры, предпринимаемые государством, объединять людей, поднимать их на решение проблем. Обращаюсь к работникам правоохранительных органов. От вас зависит спокойствие на улицах наших городов и сел. Необходимо решительно и жестко бороться с преступностью, коррупцией, мошенничеством, нарушением законов. В это трудное время нужно сделать все, чтобы обеспечить безопасность наших граждан, всего общества. Я обращаюсь к средствам массовой информации проявлять активную гражданскую позицию! Вас не случайно называют «четвертой властью»! Сейчас СМИ должны выступить в качестве «советника» для людей в вопросе, как лучше преодолевать трудности, как выжить, как выстоять в это трудное время. Надо учить граждан на позитивном опыте других людей. Такая же роль отводится и нашей научной и творческой интеллигенции. Надо чаще давать материалы, которые утверждают такие настроения, как уверенность, личная активность, терпение, патриотизм, любовь к Родине. Членам партии «Нур Отан» надо больше бывать в семьях, разъяснять на какие специальности можно переучиться, как получить кредиты и микрокредиты, что надо делать в трудные годы. Важно обойти каждый дом, каждую семью, стать помощниками и советниками простых людей. Объяснять, что ничего страшного нет, страна большая, работы много. Уважаемые казахстанцы! От наших действий и принятых решений во многом будет зависеть успех нового этапа развития страны. У нас есть необходимые ресурсы, опыт для того, чтобы выдержать натиск мирового кризиса. Мы имеем четкую антикризисную программу. Все поставленные цели -достижимы!Уверен, мы преодолеем все трудности и сделаем наш Казахстан сильным, процветающим и уважаемым в мире государством!
Поделиться: