Портал блогеров Yvision.kz: «Охотно напоминаем авторам о статье 274 УК»

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Считается, что информационные порталы убыточны. Например, новостные финансируются или государством, или частными холдингами. Cложно без финансовой поддержки и постонных финансовых вливаний запустить большой информационный проект. Нам легче, у нас нет редакции, юзеры пишут сами. Мы создали инструмент для самостоятельной работы блогеров. Нам не нужен большой зарплатный фонд. Блогеры видят в нашей площадке возможность самореализоваться, заявить о своих возможностях. Затем многим из них, благодаря сотрудничеству с платформой удается построить успешную карьеру, например, в сфере пиара.
Портал блогеров Yvision.kz: «Охотно напоминаем авторам о статье 274 УК»

О современных тенденцияхразвития блогосферы Казахстана и проблемах достоверности социальных сетей винтервью с директором и главнымредакторомпорталаблогеров Yvision.kz БекежаномКембаевыми Рустамом Ниязовым. Беседа состоялась в кулуарах Школы по Центральной Азии, проведенной российским Фондом публичной дипломатии им. А.М. Горчакова в Уфе (21-24 июля с.г.)

-Вас можно назватьпионерами в создании реально работающей блогерской платформыв Казахстане.В чёмВам видитсясекрет успеха проектаYvision.kz?Каковывцеломтенденции развития блогосферывРК?

-Бекежан Кембаев : Небольшая предыстория. Её многие знают в Казахстане. Два молодыхстудента, Станислав Игнатов и Рауан Маемиров, придумали эту платформу и начали её писать. Ониобратились ко мне с предложением инвестировать в этот проект. Зимой 2008 года мы познакомились и решили, что запускаем этот проект. Втечение двух-трёх месяцев, поскольку у них уже была готова программа, они еёзапустили, и мы начали 1 мая пробное тестирование. Пригласиличеловек 200 активных пользователей, молодых ребят-студентов.1 июня мы официально запустились. Но буквально через полгода поняли, что проект не растёт так, как мы планировали. Начали анализировать проблему и поняли, что мызапустили проект раньше своего времени. На рынке в Казахстане это не быловостребовано, не сложился сегмент блогов, никто не понимал, что это такое. Нампришлось самим «взращивать» пользователей, пришлось самим писать посты, каждомуиз команды в неделю по несколько статей. Этим мы показывали будущимпользователям, что представляет из себяидея проекта. Началипостепенно формировать этот сегмент, собирали людей в интернете, объясняли им,как этим пользоваться, как это, может быть, монетизировать, как этот механизмработает. На это ушел примерно год. Со временем всё больше поялвялось авторов, на одного – тысяч 10 подписчиков. Мы самисформировали блогосферу. Проект был первый. Аналогов не было, кроме «Живого журнала», который на тот момент в Казахстане был заблокирован. Кроме того, у ЖЖ своя ниша, отличающаяся отнашей.

-Есть ли в Казахстане благоприятные условиядля появленияи развитияновых стартапов в информационнойсфере?Можно лиговорить о конкуренции в этой области?

- Бекежан Кембаев: Считается, что информационные порталы убыточны.Например, новостные финансируются или государством, или частными холдингами.Cложно без финансовой поддержки ипостонных финансовых вливаний запустить большой информационный проект. Нам легче, у нас нет редакции,юзеры пишут сами. Мы создали инструмент для самостоятельнойработы блогеров.Нам не нужен большой зарплатный фонд. Блогерывидят в нашей площадке возможность самореализоваться, заявить о своихвозможностях. Затем многим из них, благодаря сотрудничеству с платформойудается построить успешную карьеру, например, в сфере пиара.

Мы всегда поддерживаемстартапы, продвигаем их. По поводу инфопорталов, запускались параллельно с наминесколько блогплатформ, но мы всё равно держим нишу. Я, например, сначала и дотекущего момента плотно занимаюсь проектом. Деньги, которые мы зарабатываем, мывкладываем обратно в проект.

Нашу команду все знают, мыочень открыты, очень доступны. Любой может нам позвонить, что-то предложить. Иу нас есть авторитет. Мы очень часто проводим мероприятия, собираем всехблогеров, спрашиваем их замечания и пожелания. Сейчас у нас есть большие планы наразвитие отдельных направлений, атакже есть стремление расширить региональный контент за счет привлеченияталантливых авторов из регионов.

- Есть лина вашем портале «черный список» тем и, соответственно, предмодерация?

- Бекежан Кембаев: У нас постмодерация.

Что касается тем, то мы ориентируемся на молодежную аудиторию и выступаем за развитие молодежи. Поэтому мы не рекламируемтабак, алкоголь, энергетики – всё, что может повредить. Также я прошу ребят меньше писать о негативе, о смерти, криминале. Я хочу видеть нашуплатформу более оптимистичной. Хотя скандальныеи негативные новости приносят трафик, и мы часто командой спорим об этом.

- Рустам Ниязов: Когда блогеры пишут эмоциональные посты,не подтвержденныефактами, - это часто говорит об отсутствии элементарныхзнаний о праве и законе. Например, если вы публично написали о том,что некто является вором и мошенником, это означает, что вы взяли на себяфункции суда и прокуратуры. И если не сможете доказать свою правоту, тоокажетесь клеветником, на что существует вполне себе реальная статья «Клевета»,ст. 129. В гражданском кодексе существуют пункты 144 и 145, охраняющие нашеправо на частную жизнь и собственное изображение. Есть и вполне свежая статья274, которая противодействует распространению заведомо ложной информации. Япока не видел ее в действии, но всегда охотно напоминаю своим авторам осуществовании таковой. Блогплатформа – с одной стороны это официально зарегистрированное юридческое лицо, но с другой -вполне себе коммерческоепредприятие, имеющая полное право избегатьситуаций, которые могут привести ее к проблемам с авторскими правами, свторжением в частную жизнь людей, с падением доходов от рекламы.

- Формируете ли вы заказ натемы?

- Бекежан Кембаев: Когда мы запустили платформу, авторов было очень мало. И в основном люди писали неинтересно, из разряда: сходил в кафе, посмотрел телевизор, заварилчай… Мыпредложили развивать более глубокие темы, привлекать внимание к значимым для общества проблемам. Сейчас, когда платформа большая, многиеблогеры пишут, наример, о проблемах города: дорогах, проблемах ЖКХ и т.д.

- Наблюдаете ли вы обратную связь на такие посты блогеров?Со стороны чиновиков, например…

- Бекежан Кембаев: Сейчас часто реагируют. Нас часто перепечатывают СМИ. Механизм работает –появляются звонки из Астаны c информацией отом, что обратили внимание на проблему.

По поводу формирования информационных трендов – мы иногда заказываем матреиалыили пишем их сами, когда понимаем, что в какой-то нише чего-то не хватает.

-То есть вы реагируете на общественный запрос?

- Бекежан Кембаев:- Ну, иногда и попсой занимаемся. Это интересно аудитории и создает трафик. Создаем обзоры фильмов, например. У насесть спецпроекты – про то же кино. Там два-три человека пишут. Есть спортивные спецпроекты: по хоккею, футболу…

Недавнов сети появилось шокирующее видео сизбиением ветерана Великой Отечественной войны. Мы создали специальный пост, привлекли внимание к этому сюжету и поспособствовали тому, чтобы виновных быстрее нашли.

-Это важная социальная работа. Видите ли вы миссиюпроекта?

-Рустам Ниязов: Это очень сложный вопрос. Миссия одной большой структуры может отличаться ототдела к отделу или от должности к должности. У редактора – одна миссия, урядового блогера – другая. Многие блогеры пишут: «Сейчас платформа уже не та».Мы реагируем на это как климат Астаны на жалобы жителей. Мы – явление, матрица,если мы меняемся - значит это закономерно.

Продолжение следует...

Поделиться: