Политика России и Китая в Центральной Азии. Ч.2

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Распад СССР сформировал вблизи западных границ КНР новую геополитическую ситуацию, которая достаточно неоднозначно была воспринята в Пекине. С одной стороны, крах Советского Союза открывал перед Китаем новые возможности в плане расширения своего присутствия в Центральной Азии. С другой стороны, в Пекине, безусловно, понимали, что формирование обстановки в данном сегменте постсоветского пространства будет сопровождаться сложными процессами, которые могут крайне негативным образом сказаться на безопасности Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) и КНР в целом.
Политика России и Китая в Центральной Азии. Ч.2

Готовится к выпуску 5 и 6-ой тома научного сборника "Россия-Узбекистан: история и современность". Редакция сайта публикует материалы этих изданий в сокращенном варианте.

Политика России и Китая в Центральной Азии[1]

В.Парамонов, А.Строков, О.Столповский, независимые эксперты, г.Ташкент, Республика Узбекистан

2.2. Политика Китая в Центральной Азии в сфере безопасности

Распад СССР сформировал вблизи западных границ КНР новую геополитическую ситуацию, которая достаточно неоднозначно была воспринята в Пекине. С одной стороны, крах Советского Союза открывал перед Китаем новые возможности в плане расширения своего присутствия в Центральной Азии. С другой стороны, в Пекине, безусловно, понимали, что формирование обстановки в данном сегменте постсоветского пространства будет сопровождаться сложными процессами, которые могут крайне негативным образом сказаться на безопасности Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) и КНР в целом.

Рассматривая развитие ситуации в ЦА и вокруг нее в контексте потенциальных угроз безопасности КНР, следует условно выделить три ключевых фактора:

- фактор распада СССР;

- фактор нестабильности в Афганистане;

- фактор усиления присутствия США в ЦА.

В итоге, сегодня для Китая Центральная Азия рассматривается не только в качестве новых перспектив, но и в комплексе потенциальных угроз безопасности.

Во-первых, динамика происходящих в ЦА и вокруг нее процессов обуславливает постоянную корректировку Пекином критериев оценки возникающих в регионе угроз своим интересам и, соответственно, алгоритмов реагирования на них. При этом пока одной из принципиально важных составляющих региональной стратегии Китая в сфере безопасности является тесное взаимодействие с Россией. Причем в такой деликатной сфере как военное сотрудничество и вопросы безопасности Китай пока предпочитает находиться как бы «в тени» России. В отличие от Москвы, Пекин не афиширует свои «военные возможности», стараясь не провоцировать раздражение Вашингтона и Брюсселя демонстрацией своих военно-политических амбиций в Центральной Азии.

Во-вторых, базовые элементы стратегии Пекина по защите своих интересов в Центральной Азии в настоящее время в целом концептуально определились. Сама стратегия заключается в том, чтобы, опираясь на ШОС и в тесном партнерстве с Россией участвовать в решении комплекса проблем безопасности, стремиться к развитию тесных отношений со странами ЦА, обеспечить реализацию своих стратегических целей в сфере безопасности, которые прежде всего касаются освоения богатых природных ресурсов Центральной Азии и недопущения дальнейшего усиления присутствия в регионе США и их союзников.

В-третьих, очевидно, что «косовский прецедент» и волнения в Тибете в еще большей степени подтолкнут Китай к поиску новых, в том числе адекватных и ассиметричных решений по защите интересов своей безопасности на региональном и глобальном уровнях, в целом приведут к усилению для Пекина значения ЦА, ШОС и России.

III. Экономическое присутствие России и Китая

3.1. Экономическое присутствие России в Центральной Азии

Характер экономических отношений между Россией и странами Центральной Азии свидетельствует о следующем.

Во-первых , увеличение масштабов экономического присутствия России в Центральной Азии, в том числе объемов российско-центральноазиатского товарооборота в последние годы (особенно в период 2003-2007 годов) связано с общим усилением политических, экономических и иных связей всех стран ЦА с РФ.

Во-вторых , характерной особенностью экономических, в том числе торгово-экономических отношений между Россией и странами Центральной Азии является их ярко выраженная неравномерность. Например, на сегодняшний день наиболее высокие объемы товарооборота наблюдаются между Россией и Казахстаном. По итогам 2007 года объемы российско-казахстанской торговли составили около 67,5% от суммарного товарооборота между РФ и всеми странами ЦА вместе взятыми. Для Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана и Таджикистана вышеуказанные показатели оцениваются соответственно в 5,4%; 19,1%; 5,2% и 2,8%.

В-третьих , структура торговли высвечивает достаточно большие объемы «товарообмена» по схеме «сырье на сырье». Данный факт является отражением унаследованной от бывшего СССР взаимозависимости (в том числе структурной, технологической) тех или иных секторов национальных экономик вышеуказанных стран, и особенно это касается сферы энергетики. При этом, несмотря на это, а также тот факт, что экспорт РФ в регион содержит большую долю готовой продукции, чем импорт России из региона, все это не меняет общей картины сырьевой ориентации экономических систем РФ и государств ЦА.

3.2. Экономическое присутствие Китая в Центральной Азии

Характер экономических отношений Китая со странами Центральной Азии свидетельствует о следующем.

Во-первых , рост экономического присутствия Китая в регионе, в том числе объемов товарооборота в последние годы приобретает все более устойчивый характер. Это во многом связано с успешной торговой политикой КНР, ростом экономического потенциала СУАР и тем фактом, что экономики стран ЦА не способны конкурировать с китайскими производителями.

Во-вторых , как и в случае российско-центральноазиатских отношений характерной особенностью экономических, в том числе торгово-экономических отношений между КНР и странами ЦА является их неравномерность. На сегодняшний день наиболее высокие объемы товарооборота наблюдаются между Китаем и Казахстаном, и достаточно низкие - с Кыргызстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменистаном. По итогам 2007 года объемы торговли между Китаем и Казахстаном составили около 76,3% от суммарного товарооборота между Китаем и всеми странами Центральной Азии вместе взятыми. Для Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана и Таджикистана вышеуказанный показатель оценивается соответственно в 6,1%; 10,9%; 2,4% и 4,3%.

В-третьих , хотя в торговле между КНР и странами ЦА прослеживается устойчивая тенденция увеличения объемов двустороннего товарооборота, в то же время нынешний формат торгово-экономического и в целом экономического взаимодействия между Китаем и государствами региона нельзя назвать взаимовыгодным. Он складывается по схеме «сырьевые ресурсы в обмен на готовую продукцию». Это свидетельствует об устойчивой тенденции постепенного превращения Центральной Азии в сырьевой придаток экономики Китая. Как представляется, в условиях глобализации, которая для региона все больше носит «китайское лицо», странам ЦА (да и России), так и не сумевшим создать сбалансированных национальных экономик и сформировать эффективный экономический блок, может быть отведана только лишь такая ниша.

* * *

Как представляется, современный формат экономических отношений между Россией и Центральной Азией, Китаем и Центральной Азией, а также не менее важно - сравнительный анализ экономического присутствия РФ и КНР в ЦА свидетельствуют о наличии крайне сложного комплекса проблем на пути развития взаимовыгодного экономического сотрудничества между Россией, Китаем и странами центральноазиатского региона. Среди данных проблем важно выделить следующие:

  • экономико-географическая изоляция Центральной Азии, а также ряда регионов России и Китая;
  • преимущественно сырьевая ориентация экономик стран Центральной Азии и России;
  • отсутствие экономической интеграции в самой Центральной Азии, а также в рамках ЕврАзЭС и ШОС (как наиболее действенных институтов интеграции для стран региона).

Заключение

Даже поверхностный взгляд на географическую карту свидетельствует, что Центральная Азия выделяется уникальностью своего положения на Евразийском континенте - между Россией и Китаем. Во многом именно эта уникальность предопределила тот исторический факт, что развитие региона традиционно находилось в прямой зависимости от процессов международного взаимодействия в центре Евразийского континента, в которых, как показывает история, традиционно важную роль играли именно Китай и Россия.

С одной стороны, в те исторические периоды, когда Центральная Азия была экономически интегрирована в систему региональных и межрегиональных связей, наблюдалось интенсивное развитие региона. С другой стороны, в те исторические периоды, когда происходило разрушение данных связей, возникали серьезные проблемы на пути развития Центральной Азии.

В целом же, обзор основных исторических этапов развития центральноазиатского региона свидетельствует о том, что, с одной стороны, история Центральной Азии - это история успехов, когда наблюдались интеграционные процессы, где ключевую роль как правило играли именно Россия или Китай, а с другой - это история неудач, когда регион входил в период длительной дезинтеграции. Среди последних и наиболее ярких исторических примеров этого является пребывание Центральной Азии в составе СССР, и последовавший вслед за этим период экономической дезинтеграции Советского Союза. Как долго продлится данный период? В определенной степени ответ на этот вопрос лежит именно в плоскости дальнейшего характера политики России и Китая в Центральной Азии, их взаимодействия в целом.

Теоретически осуществление поэтапной экономической интеграции в рамках ЕврАзЭС и ШОС в долгосрочной перспективе могло бы привести к формированию мощного экономического блока, включающего Россию, Китай и страны Центральной Азии. Со временем к данному блоку могли бы присоединиться ряд других постсоветских государств и стран Евразии.

Однако на практике данный сценарий пока выглядит крайне маловероятным по различным причинам. Поэтому наиболее реальным с точки зрения сегодняшнего дня представляется сценарий консервации межгосударственного взаимодействия в рамках ЕврАзЭС и ШОС на нынешнем уровне. В результате каждая страна будет «вынуждена» сконцентрироваться на решении собственных «первоочередных задач» и различного рода внутренних проблемных моментах. Очевидно, что данные меры не позволят данным государствам лучше подготовиться и легче встретить те угрозы и вызовы, с которыми они сталкиваются сегодня и которые, скорее всего, приобретут еще больший масштаб завтра ....

Поделиться: