Политик. Философ. Человек.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Нурсултана Назарбаева часто сравнивают с великими предшественниками-реформаторами, ключевыми фигурами мировой истории прошлых столетий. В этом заключено характерное свойство транзитных стран. Мы (Россия и Казахстан) пытаемся идентифицировать национальных лидеров через образы прошлого, соизмеряя масштабы дней нынешних с величием дней минувших. Думаю, что точно также, спустя годы, потомки первых строителей казахстанского государства будут говорить: «Я жил в эпоху Назарбаева». Можно предположить, что образ первого президента РК станет своего рода «шаблоном» для оценки качеств тех лидеров, которые придут ему на смену.
Политик. Философ. Человек.

Алексей Власов, политолог Москва

Нурсултана Назарбаева часто сравнивают с великими предшественниками-реформаторами, ключевыми фигурами мировой истории прошлых столетий. В этом заключено характерное свойство транзитных стран. Мы (Россия и Казахстан) пытаемся идентифицировать национальных лидеров через образы прошлого, соизмеряя масштабы дней нынешних с величием дней минувших. Думаю, что точно также, спустя годы, потомки первых строителей казахстанского государства будут говорить: «Я жил в эпоху Назарбаева». Можно предположить, что образ первого президента РК станет своего рода «шаблоном» для оценки качеств тех лидеров, которые придут ему на смену. Но что с течением времени составит «ключевые коды - обозначения» этой эпохи? Новая столица? Тенгиз и Кашаган? Символы обретенной государственности? Поколение «болашаковцев»? Невозможно выделить главную составляющую. Они соединяются как составные части сложного пазла в единую картину - «Проект Казахстан». Все сильные и проблемные стороны развития, которые достанутся в наследство следующему поколению казахстанцев, будут родом из этого времени. И мне почему-то кажется, что Нурсултан Назарбаев уже сейчас все чаще задумывается о том, каким станет этот еще незавершенный проект спустя 20-30 лет. В этом, если хотите, его фирменный стиль соединения прагматизма и философского взгляда на окружающий мир. Решая вопросы текущей политики, президент Казахстана неизменно задумывается о контурах будущего. Сейчас многим кажется, что прагматизм в условиях глобальных потрясений более востребован, нежели «политическая романтика», но можно ли добиться успеха в настоящем, если не задумываться о будущем? Несовершенство человеческой натуры, несовершенство любой, даже самой прогрессивной политической и экономической системы оставляет туманными контуры ближайшего будущего. В этом мы все убедились, столкнувшись в последние годы с новыми рисками и вызовами. Но это как раз тот случай, когда дорогу осилит идущий. Для Казахстана и его лидера это испытание станет не только проверкой на прочность созданной модели государственности, но и «психологическим тестом» для лидера, элиты и общества. Когда после многих лет поступательного движения нужно найти новые мотивации, а в развитии кризисных тенденции увидеть качественно иные возможности - на это способен далеко не каждый политик. Ведь одновременно с этим предстоит не поддаться желанию найти причину возникающих трудностей только лишь в воздействии внешних факторов. Возможно, что именно для глубокого взгляда на новую реальность и необходима политическая мудрость первого президента РК. Хотя, ох как сложно, мы-то видим это и на российском опыте, свое понимание и терпение передать национальной элите, внушить, что любой кризис - это не только системный сбой в привычной цепочке связей, но и возможность найти новое решение, выйти за рамки традиционных механизмов и инструментов действия. Философия казахстанских реформ на протяжении многих лет после обретения независимости была основана на двух постулатах: стабильность и развитие. Опираясь на эти два принципа, президент Казахстана наметил стратегию реформ во всех сферах общественной жизни. Заложил первый камень в фундамент казахстанской государственности в условиях геополитической катастрофы, которая по своим масштабам и последствиям в разы превосходит те трудности, которые существуют на финансовых и фондовых рынках сегодня. Все эти годы Нурсултан Назарбаев публично проявлял себя не только как политик и прагматик, но прежде всего как человек. Человек, которому могут быть присущи сомнения, разочарования, раздраженность, особенно тогда, когда все идет не по заранее намеченному плану. Но в этой обыденности «нормальных» реакций сокрыта большая сила, неразрывная связь общенационального лидера с тем обществом, которое выдвинуло его. Статус «небожителя», который так охотно примерили на себя некоторые коллеги Нурсултана Назарбаева из стран СНГ, не для него. Это бы противоречило духу народа, традициям и обычаям страны, которые президент понимает, возможно, как никто другой. В то же время меняется Казахстан, меняется Нурсултан Назарбаев. Наверное, на многие вещи он смотрит иначе, нежели 10-15 лет назад. Об этом можно только догадываться. В свой личный мир президент РК пускает неохотно, что так резко контрастирует с нынешними медийными пристрастиями сильных мира сего, начиная от Барака Обамы и заканчивая Николя Саркози. Школа жизни, которую прошел Назарбаев, давала ему другие уроки. Да, это были и совсем иные классы. Поскольку среди нынешней политической элиты стран СНГ, полагаю, это последний президент, который начинал свою карьеру, работая у доменной печи. Получив такой жизненный опыт, который невозможно заменить дипломами Гарварда или МГУ. Возвращаясь к тем риторическим вопросам, которые были обозначены в начале статьи, постараюсь ответить на один из них. Все качества политика, философа-человека, перечисленные выше, соединяются в едином начале - знании и понимании жизни, опыте человека и опыте политика, которые придают уникальность «феномену Назарбаева». Теперь самое главное, чтобы у «отца казахстанских реформ» оказались по-настоящему достойные ученики, истинные государственники.

03 июль 2009

Известия-Казахстан

Теги: Назарбаев

Поделиться: