Политик. Философ. Человек.
Автор: ИАЦ МГУ
Алексей Власов, политолог Москва
Нурсултана Назарбаева часто сравнивают с великими предшественниками-реформаторами, ключевыми фигурами мировой истории прошлых столетий. В этом заключено характерное свойство транзитных стран. Мы (Россия и Казахстан) пытаемся идентифицировать национальных лидеров через образы прошлого, соизмеряя масштабы дней нынешних с величием дней минувших. Думаю, что точно также, спустя годы, потомки первых строителей казахстанского государства будут говорить: «Я жил в эпоху Назарбаева». Можно предположить, что образ первого президента РК станет своего рода «шаблоном» для оценки качеств тех лидеров, которые придут ему на смену. Но что с течением времени составит «ключевые коды - обозначения» этой эпохи? Новая столица? Тенгиз и Кашаган? Символы обретенной государственности? Поколение «болашаковцев»? Невозможно выделить главную составляющую. Они соединяются как составные части сложного пазла в единую картину - «Проект Казахстан». Все сильные и проблемные стороны развития, которые достанутся в наследство следующему поколению казахстанцев, будут родом из этого времени. И мне почему-то кажется, что Нурсултан Назарбаев уже сейчас все чаще задумывается о том, каким станет этот еще незавершенный проект спустя 20-30 лет. В этом, если хотите, его фирменный стиль соединения прагматизма и философского взгляда на окружающий мир. Решая вопросы текущей политики, президент Казахстана неизменно задумывается о контурах будущего. Сейчас многим кажется, что прагматизм в условиях глобальных потрясений более востребован, нежели «политическая романтика», но можно ли добиться успеха в настоящем, если не задумываться о будущем? Несовершенство человеческой натуры, несовершенство любой, даже самой прогрессивной политической и экономической системы оставляет туманными контуры ближайшего будущего. В этом мы все убедились, столкнувшись в последние годы с новыми рисками и вызовами. Но это как раз тот случай, когда дорогу осилит идущий. Для Казахстана и его лидера это испытание станет не только проверкой на прочность созданной модели государственности, но и «психологическим тестом» для лидера, элиты и общества. Когда после многих лет поступательного движения нужно найти новые мотивации, а в развитии кризисных тенденции увидеть качественно иные возможности - на это способен далеко не каждый политик. Ведь одновременно с этим предстоит не поддаться желанию найти причину возникающих трудностей только лишь в воздействии внешних факторов. Возможно, что именно для глубокого взгляда на новую реальность и необходима политическая мудрость первого президента РК. Хотя, ох как сложно, мы-то видим это и на российском опыте, свое понимание и терпение передать национальной элите, внушить, что любой кризис - это не только системный сбой в привычной цепочке связей, но и возможность найти новое решение, выйти за рамки традиционных механизмов и инструментов действия. Философия казахстанских реформ на протяжении многих лет после обретения независимости была основана на двух постулатах: стабильность и развитие. Опираясь на эти два принципа, президент Казахстана наметил стратегию реформ во всех сферах общественной жизни. Заложил первый камень в фундамент казахстанской государственности в условиях геополитической катастрофы, которая по своим масштабам и последствиям в разы превосходит те трудности, которые существуют на финансовых и фондовых рынках сегодня. Все эти годы Нурсултан Назарбаев публично проявлял себя не только как политик и прагматик, но прежде всего как человек. Человек, которому могут быть присущи сомнения, разочарования, раздраженность, особенно тогда, когда все идет не по заранее намеченному плану. Но в этой обыденности «нормальных» реакций сокрыта большая сила, неразрывная связь общенационального лидера с тем обществом, которое выдвинуло его. Статус «небожителя», который так охотно примерили на себя некоторые коллеги Нурсултана Назарбаева из стран СНГ, не для него. Это бы противоречило духу народа, традициям и обычаям страны, которые президент понимает, возможно, как никто другой. В то же время меняется Казахстан, меняется Нурсултан Назарбаев. Наверное, на многие вещи он смотрит иначе, нежели 10-15 лет назад. Об этом можно только догадываться. В свой личный мир президент РК пускает неохотно, что так резко контрастирует с нынешними медийными пристрастиями сильных мира сего, начиная от Барака Обамы и заканчивая Николя Саркози. Школа жизни, которую прошел Назарбаев, давала ему другие уроки. Да, это были и совсем иные классы. Поскольку среди нынешней политической элиты стран СНГ, полагаю, это последний президент, который начинал свою карьеру, работая у доменной печи. Получив такой жизненный опыт, который невозможно заменить дипломами Гарварда или МГУ. Возвращаясь к тем риторическим вопросам, которые были обозначены в начале статьи, постараюсь ответить на один из них. Все качества политика, философа-человека, перечисленные выше, соединяются в едином начале - знании и понимании жизни, опыте человека и опыте политика, которые придают уникальность «феномену Назарбаева». Теперь самое главное, чтобы у «отца казахстанских реформ» оказались по-настоящему достойные ученики, истинные государственники.
03 июль 2009
Известия-Казахстан
Поделиться: