Политический кризис в Киргизии: основные акторы

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Опасения углубления политического кризиса в Киргизии высказываются все чаще. Его реальность понимают все, и, с нашей точки зрения, уже определились разные группы, поведение которых позволяет прогнозировать дальнейшее развитие событий.
Политический кризис в Киргизии: основные акторы

Л.Хоперская

Политический кризис в Киргизии: основные акторы

Опасения углубления политического кризиса в Киргизии высказываются все чаще. Его реальность понимают все, и, с нашей точки зрения, уже определились разные группы, поведение которых позволяет прогнозировать дальнейшее развитие событий.

Первая группа – это бишкекчане, которые, осознав произошедшее, придя в ужас от числа жертв, масштабов и варварского характера мародерства, активно приступили к организации отрядов самообороны и народных дружин, и даже большего, о формировании народного ополчения.

Возглавляют эту группу населения Бишкека различные общественные (неполитические) организации, такие как Союз ветеранов Афганистана, спортивные общества, ветераны милиции и армии, ассоциация предпринимателей КР, молодежные объединения.

Ими создан штаб народных дружин, который координирует свою деятельность с милицией. К вечеру 9 апреля насчитывалось более 2500 членов народных дружин, которые разбиты на группы по пять человек, перемещающихся по городу в отдельной машине. Естественная реакция этих людей вызывает уважение, более того, в сложившейся ситуации именно они выполняют необходимые функции защиты жизни и собственности рядовых граждан.

Представляется, что любая власть должна стремиться к союзу с этими силами и опираться на них, но объявившее себя народным Временное правительство пока этого не делает. В то же время можно спрогнозировать, что в перспективе это поистине народное движение может стать политическим и получить заслуженную поддержку населения.

Вторая группа – это прибывшие в город на волне возмущения представители северных областей (Таласской, Нарынской, Иссык-Кульской), активные участники взятия Белого дома. Думаю, что в формулировке «Временное правительство от имени народа» под народом понимается именно эта группа.

В основном именно они стоят на площади в надежде услышать от пришедших к власти политических лидеров о мерах, способных изменить ситуацию в их депрессивных регионах, именно они требую справедливости, воспринимаемой ими, прежде всего, в эмоциональном плане, как возмездие.

Эти люди выступают наиболее податливой социальной группой, которую можно под броскими лозунгами направить на захват любого объекта. Но откровенный дележ портфелей среди лидеров оппозиции и недостаточное внимание к тем, кто «брал Белый дом», чревато их быстрым разочарованием и переходом под другие лозунги.

Попытки манипулировать ими уже предпринимаются представителями разных оппозиционных партий, в том числе религиозно-политических.

Третья группа – это сторонники К.Бакиева, который заявил, что не слагает с себя полномочия президента, и, хотя не контролирует ситуацию в стране, намерен восстановить власть и призвать оппозицию к ответственности.

В переводе на язык обывателя это означает, что он выразил готовность с помощью своих сторонников из южных областей Киргизии вернуться к исполнению обязанностей. Однако, очевидно, что сделать это мирным путем в сложившейся ситуации невозможно. Ходят слухи о крупных вооруженных отрядах, которые идут с Юга «разбираться в ситуации». Насколько эти слухи преувеличены, покажет ближайшее время.

Ясно одно, что представители южных кланов и родов, получившие власть и собственность в период правления К.Бакиева, добровольно с нею не расстанутся.Четвертая группа – это провозгласившие себя Временным правительством народного доверия лидеры оппозиционных политических партий и их ближайшее окружение.

Ранее все они участвовали в выборах Парламента, но оказались в нем в подавляющем меньшинстве (СДПК) или потерпели поражение (Ата-Мекен, Асаба).

Видимо это объясняет тот факт, что, придя к власти, они не воспользовались легитимными парламентскими механизмами импичмента президента, изменения законодательства и назначения досрочных выборов. При условии сохранения парламента эти задачи могли быть решены в достаточно короткие сроки и в рамках правового пространства. Избрав другой путь, они поставили под вопрос легитимность Временного правительства, в состав которого вошли только определенные политические силы, и вызвали недовольство других непарламентских партий (например, многочисленной партии трудовых мигрантов «Замандаш» или общественной организации «Элдик Кенеш»), также стремящихся участвовать в формировании новой политической системы. Углубление противоречий между старой и новой оппозицией неизбежно скажется на общей политической ситуации в стране в самое ближайшее время.

Отказ от коалиционного Временного правительства, в котором смогут принять участие политические партии, отражающие весь спектр политических сил Киргизии, представляется серьезной ошибкой.Нельзя не отметить и этнического аспекта политического кризиса. Не секрет, что для «старой» оппозиции характерны этнонационалистические требования, зафиксированные в уставах партий, возглавляемых А.Бекназаровым, О. Текебаевым, А.Атамбаевым. Антирусские лозунги, которые уже звучали на площади, попытки этнорейдерских захватов собственности (например, одного из пансионатов на Иссык-Куле или магазинов в Бишкеке), события в Токмаке, произошедшие 8-9 апреля 2010 г. свидетельствуют о весьма тревожной тенденции, которая при сохранении данного состава Временного правительства будет только укрепляться.

Нельзя оставлять без внимания и невнятно высказываемое «старой» оппозицией мнение об американском военном присутствии на территории республики.В свою очередь, руководство России должно учитывать все эти факторы при решении вопроса об оказании экономической помощи Временному правительству КР.

Пока не проявилась в открытой форме, но непременно проявится такая сила как религиозно-политические объединения (от Хизбут-Тахрир до дааватчиков). О тенденции политизации ислама в Киргизии в последние годы писали достаточно много и подробно. В настоящий момент важно, что построение государства на исламских основаниях для многих граждан может выступить реальной альтернативой гражданскому противостоянию (и соответственно невозможности достижения социальной справедливости).

От характера взаимодействия всех перечисленных акторов напрямую зависит способность противостояния самой опасной на сегодняшний день группе – мародерам. Обращает на себя внимание избирательность мародеров, которые громят определенные здания и объекты и оставляют совершенно нетронутыми рядом стоящие.

Так, разгромлены турецкий и китайский торговые центры, немецкий медицинский центр, российский магазин, но в целости остался, например, кинотеатр, владельцем которого являлся (является?) М.Бакиев. Думается, неслучайно и мародерство Белого дома 8 апреля, когда из его окон выбрасывались документы, были подожжены совершенно определенные помещения, совершалось с целью уничтожения каких-то документов, могущих стать уликами). Десятки объектов, не входящих в список собственности семьи или окружения Бакиевых, подверглись нещадному разрушению.

Сегодня можно утверждать, что средние и мелкие предприниматели вынуждены будут вывести свой бизнес из Бишкека, а, скорее всего, из Киргизии. Остатки их собственности можно будет не то что скупать за бесценок, а брать даром. Численность мародеров, их организованность и целенаправленность не оставляют сомнений в том, что они используются в качестве инструмента давления на оппозицию, запугивания населения и выталкивания «чужого» бизнеса. Гражданское противостояние в этой ситуации создает самые благоприятные условия для достижения этих целей.

Очевидно, что правительство, не сумевшее прекратить мародерство, не сможет удерживаться долго. Прийти с Юга и прекратить мародерство – это шанс вернуться к власти клану Бакиевых. Скажу более, мародерство в Киргизии (а его прямым предшественником было рейдерство) становится видом политики, осуществляемой руками агрессивной безработной молодежи в интересах стоящих за ее спинами политических сил. Кому это выгодно? Кому нужна территория, а не государство?

Кто будет получать плату за ее использование в геополитических целях? При ответах на эти вопросы следует иметь в виду, что М.Бакиев 7 апреля выехал в США «для консультаций», а Госдепартамент США, хотя эти консультации и отменил, заявил, что не имеет информации о смене правительства в Киргизии.

http://www.pr.kg/news/kg/2010/04/12/14623/

Поделиться: