Почему политические процессы в Центральной Азии важны для операции в Афганистане ("The Washington Times", США)
Автор: ИАЦ МГУ
Когда президенты двух центральноазиатских стран встречаются для обсуждения вопросов, вызывающих взаимный интерес, результат их переговоров, на первый взгляд, не должен волновать американских политиков. Каким образом, к примеру, саммит, состоявшийся в прошлом месяце в Ташкенте, может касаться Вашингтона? И тем не менее касается. Почему? Потому что речь может идти о будущих объемах помощи Афганистану со стороны государств Центральной Азии (и не только их), а это имеет немаловажное значение для военной операции США.
Недавно я беседовал с Збигневом Бжезинским - он был советником по национальной безопасности у президента Джимми Картера - в его кабинете в вашингтонском Центре стратегических и международных исследований (Center for Strategic & International Studies). Бжезинский отметил: теперь, когда «Казахстан стал председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), он получил возможность влиять на политические процессы в регионе». Более того, «сам Казахстан заинтересован в том, чтобы нестабильность в Афганистане и Пакистане не распространялась дальше».
В афганском конфликте нельзя победить чисто военными средствами. Даже если США и их союзники по НАТО задействуют в этой стране всю свою военную мощь, они вряд ли поколеблют решимость талибов. Восемь с лишним лет войны четко продемонстрировали, что «Талибан» не только не слабеет, но и становится сильнее.
Отчасти проблема Запада состоит в том, что он не может вести эту войну до бесконечности. Связанные с ней расходы будут ложиться на экономику натовских стран все более тяжким бременем, и рано или поздно какой-нибудь политик, баллотирующийся на высший пост, даст обещание, которого давать не следует. Попробуем представить себе, во сколько обходится содержание одного американского солдата в Афганистане. И дело здесь не в денежном довольствии рядового-пехотинца - оно совсем невелико (19746 долларов в год). Однако, чтобы один такой пехотинец мог вести боевые действия, необходимо от 6 до 10 человек в подразделениях разведки, поддержки и обеспечения. Например, вся питьевая вода для семидесятитысячного американского контингента в Афганистане доставляется из соседних стран - в том числе Узбекистана.
При этом, как рассказал мне в прошлом году бывший президент Пакистана Первез Мушарраф (Pervez Musharraf), «все, что требуется боевику-талибу, чтобы успешно воевать - это луковица, лепешка и АК-47. Американские войска перенасыщены снаряжением». Кроме того, у талибов нет никаких временных ограничений, да и об очередных выборах им незачем беспокоиться.
Без применения тактического ядерного оружия по предполагаемым базам талибов (что вряд ли возможно, поскольку речь идет о густонаселенных районах) на чисто военную победу в Афганистане рассчитывать не приходится. Это не значит, что войну в принципе выиграть нельзя, но для успеха потребуются не только военные методы, и к тому же, необходима поддержка международного сообщества.
Именно в свете этого визит президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в соседний Узбекистан в прошлом месяце - узбекские СМИ назвали его «чрезвычайно важным» - приобретает значение не только для этих двух государств. «В стратегическом плане Узбекистан - самая важная страна Центральной Азии», - заметил в интервью Washington Times один высокопоставленный казахский дипломат. В то же время Узбекистан имеет и огромное тактическое значение для операций США в Афганистане. Именно через эту страну туда перебрасываются подкрепления, а также необходимые для боевых действий грузы - вода, продовольствие, боеприпасы.
Казахстан, в принципе, старается держаться в стороне от афганского конфликта, однако, как подчеркивал Бжезинский, будучи самой крупной страной Центральной Азии и, к тому же, наиболее стабильной в экономическом плане, он играет в регионе роль своеобразного арбитра.
Конечно, оказывать военное давление на афганских мятежников-исламистов необходимо, но при этом следует понимать, что победы и мира в этой стране нельзя достичь без восстановления ее инфраструктуры. И вот для этого требуется помощь международного сообщества - чтобы содействовать центральному правительству в Кабуле в построении стабильных институтов, способных оказывать базовые социальные услуги населению.
Созывая саммит ОБСЕ, Казахстан надеется добиться сразу двух результатов. Во-первых, он хочет внести в повестку дня афганский вопрос - и если встреча состоится, в его обсуждении будут участвовать главы 56 государств. Это было бы полезно, поскольку многие страны готовы оказать Афганистану помощь невоенного характера, например, принять участие в создании качественной системы образования, работоспособного здравоохранения и др. Во-вторых, этот форум должен повысить престиж казахского президента.
Однако следует помнить, что «подарков» в политике не бывает. Большинство стран Евросоюза согласится поддержать идею Астаны только на определенных условиях. Скорее всего, речь пойдет о мерах казахских властей по улучшению ситуации с правами человека и свободой печати. И если Казахстан пойдет на такие уступки, это будет только к лучшему.
Клод Салхани -редактор Middle East Times и обозреватель United Press International.
centrasia.ru
Поделиться: