План действий премьера Масимова

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Сегодня мы обсуждаем План стабилизационных действий Правительства страны, Национального банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. Благодаря последовательной реализации этого плана мы сможем решить задачи, поставленные перед нами в прошедшую пятницу Главой государства и Лидером партии Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым, и которые направлены на стабилизацию экономики в условиях усугубляющегося мирового финансового и экономического кризиса.
План действий премьера Масимова

Выступление Премьер-Министра РК К.Масимова на встрече с активом партии «Нур Отан» о Плане действий по стабилизации экономики и финансового сектора на 2009-2010 годы.

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы обсуждаем План стабилизационных действий Правительства страны, Национального банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. Благодаря последовательной реализации этого плана мы сможем решить задачи, поставленные перед нами в прошедшую пятницу Главой государства и Лидером партии Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым, и которые направлены на стабилизацию экономики в условиях усугубляющегося мирового финансового и экономического кризиса.

Уже больше года экономика Казахстана противостоит внешним вызовам. Осенью прошлого года в ответ на первую волну мирового финансового кризиса по поручению Президента страны был разработан четкий план действий по обеспечению стабильности экономического развития страны. На эти цели было выделено 550 млрд. тенге, или 4,6 млрд. долл. США. Они были направлены на завершение «долевого» строительства, обеспечение продовольственной безопасности и развитие агропромышленного комплекса, поддержку малого и среднего бизнеса.

По каждому из направлений есть результаты. На сегодня, 13 400 дольщиков уже получили жилье, до конца года еще 11 тысяч граждан нашей страны справят новоселье, ведется строительство 122 жилых дома, в строительстве которых участвует более 20 тысяч дольщиков. Сформированы стабилизационные фонды по зерну и основным продуктам питания. Расширены посевные площади по приоритетным для внутреннего спроса сельскохозяйственным культурам. Профинансировано свыше 2,5 тысяч проектов малого и среднего бизнеса по всем регионам страны. В результате принятых мер за 9 месяцев текущего года прирост ВВП составил около 4%. Безработица в стране удержана на уровне 7%. Потребительские цены стабилизированы. Уровень инфляции по итогам 10 месяцев понижен до 8,8%. Кредитование экономики банками второго уровня сохранилось на уровне конца прошлого года. За 10 месяцев этого года депозиты в банках увеличились почти на 22%.

Наша уверенность в собственных силах основывается и на том, что мы владеем информацией о развитии ситуации на мировых рынках. Это позволило нам принять ряд упреждающих мер и подготовиться к происходящему ухудшению положения в мировой экономике.

Прежде всего, форсированными темпами проведена налоговая реформа.

Первого января 2009 года будет введен в действие новый Налоговый кодекс, который предусматривает значительное снижение налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики.

Корпоративный подоходный налог будет поэтапно снижен с 30% до 20 уже в следующем году, до 17,5 - в 2010, и до 15% - в 2011 году.

Ставка налога на добавленную стоимость со следующего года будет снижена с 13 до 12%.

В два раза, до 38 млн. тенге увеличивается минимальный объем оборота, не облагаемого НДС. Это делается, в первую очередь для малого и среднего бизнеса.

Единая ставка в 11% заменит регрессивную шкалу социального налога.

Налоговые льготы на осуществление инвестиций предусмотрены для предприятий всех отраслей экономики.

Отменяется требование об уплате авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу для малого и среднего бизнеса. Также для них предусмотрен перенос сроков убытков с 3 до 10 лет.

В целом снижение налоговой нагрузки позволит предприятиям только в 2009 году высвободить около 500 млрд. тенге и направить их на развитие несырьевого сектора экономики.

Фискальные инструменты будут использованы для контроля за ценообразованием на внутреннем рынке горюче-смазочных материалов. Так, в соответствии с новым Налоговым кодексом, ставка налога на добычу полезных ископаемых на сырую нефть, реализуемую на внутренний рынок, ниже в 2 раза, чем в случае ее продажи на экспорт. Этот механизм позволяет нам иметь цены на ГСМ на внутреннем рынке значительно ниже, чем на внешнем.

Хочу особо подчеркнуть, что введение нового Налогового кодекса является одновременно и стратегической, и стабилизирующей мерой. Сейчас мы видим, как правительства многих других стран делают те же шаги, которые мы уже прошли.

И в сфере обеспечения устойчивости финансовой системы страны Правительством также были вовремя приняты предупредительные меры.

Во-первых, по поручению Главы государства увеличена сумма гарантированного возмещения по вкладам физических лиц с ранее предусмотренных 700 тыс. до 5 млн. тенге. Это означает, что граждане нашей страны, имеющие сбережения в любом казахстанском банке на сумму до 5 млн. тенге могут за них не беспокоиться: их сохранность в полном объеме гарантируется государством.

Во-вторых, благодаря поддержке Главы государства, парламентской фракцией партии «Нур Отан» внесены изменения в действующее законодательство.

Ужесточена ответственность за умышленное доведение финансовых организаций до неплатежеспособности.

В рамках оказания финансовой поддержки отечественным банкам и недопущения дестабилизации банковского сектора Правительство наделено правом принудительного выкупа акций банка.

В-третьих, на сегодня снижены минимальные резервные требования для банков по внутренним обязательствам с 5% до 2%, по иным обязательствам - с 7% до 3%. Это позволит банкам увеличить их ресурсную базу в объеме около 350 млрд. тенге.

В-четвертых, уже приняты поправки в Закон «О государственных закупках», нацеленные на стимулирование внутреннего спроса и поддержку отечественных производителей. В предстоящий период госзакупки будут размещаться преимущественно на казахстанских предприятиях.

Кроме того, учитывая глобальную переоценку макроэкономических прогнозов во всех основных странах мира и изменившиеся внешние факторы, Правительство скорректировало параметры республиканского бюджета на 2009-2011 годы.

Доходы бюджета на 2009 год уточнены с учетом снижения мировой цены до 40 долл. США за баррель. При этом сокращены неприоритетные расходы, а финансирование части программ перенесено на более поздние сроки. Формат трехлетнего бюджетного планирования позволяет нам сделать это.

Данная мера - вынужденная, но не чрезвычайная. Свои бюджетные параметры пересмотрели все крупнейшие экономики мира. Мы прошли этот этап коррекции без потрясений, так как первоначальный бюджет был более реалистичен, чем у многих других стран, с прогнозом на мировую цену на нефть в 60 долл. за баррель. Вместе с тем, он важен, поскольку обеспечивает фискальную устойчивость государства в ближайшем будущем и позволит жить по средствам.

Особо подчеркну, что ни одно сокращение не коснется расходов на социальные нужды и поддержку уязвимых слоев населения. Все обязательства государства и партии «Нур Отан» в этой части будут выполнены в полном объеме.

Все вышеперечисленное мы успели сделать до того, как вторая ураганная «волна» мирового кризиса спровоцировала процессы, которые ведут к фундаментальной перестройке всей структуры мирового рынка.

Как справедливо сказал Президент нашей страны, «после кризиса мир уже не будет таким, как раньше».

Внезапно произошедшая разбалансировка мировых рынков заимствования, начавшаяся рецессия крупнейших экономик планеты, глобальный спад спроса, потребления и производства, и вызванное этим снижение цен на наши основные экспортные товары теперь уже не могут не затронуть казахстанскую экономику. Наша страна является частью глобальной экономической системы, и если ее, эту систему, лихорадит, то и у нас поднимается температура.

С учетом всего этого определены основные цели Плана стабилизационных действий - это смягчение негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечение необходимой основы для будущего качественного экономического роста.

На реализацию Плана по поручению Главы государства из средств Национального фонда направлено 1,2 трлн. тенге (или 10 млрд. долл. США). Эти средства выделяются дополнительно к уже запланированным расходам в рамках трехлетнего бюджета на 2009-2011 гг.

Средства, как и определил Президент страны, в основном будут направлены на пять направлений.

Это:

- Обеспечение устойчивости финансового сектора - 4 млрд. долл. США (480 млрд. тенге);

- Стабилизация рынка недвижимости - 3 млрд. долл. США (360 млрд. тенге);

- Поддержка малого и среднего бизнеса - 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге);

- Форсированное развитие агропромышленного комплекса - 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге);

- Реализация прорывных инфраструктурных и индустриальных проектов - 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге).

Основными операторами по реализации Плана стабилизационных действий от Правительства Казахстана выступят новый Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», который уже дополнительно капитализирован на 607,5 млрд. тенге, и Холдинг «КазАгро». Они осуществят заимствования из Национального Фонда путем выпуска облигаций на сумму 4 млрд. долл. США и 1 млрд. долл. США соответственно.

Теперь позвольте более подробно остановиться на наших действиях по каждому из направлений.

Первое направление. Стабилизация финансового сектора.

Поддерживая отечественные банки, государство исходит из необходимости комплексного решения трех задач.

Это - обеспечение устойчивости платежной системы, поддержание необходимых объемов и условий кредитования реального сектора экономики и создание условий для сохранения уровня инвестиционной активности.

В этой связи будут предприняты следующие действия.

Во-первых, это дополнительная капитализация четырех системообразующих банков.

Это произойдет через приобретение простых и привилегированных акций, а также предоставление субординированных займов.

Общая сумма дополнительной капитализации банков составит не менее 4 млрд. долл. США (480 млрд. тенге), из них:

- 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге) будет предоставлен в виде приобретения простых акций четырех системообразующих банков - Народного Банка Казахстана, Казкоммерцбанка, Альянс банка и БТА банка;

- 3 млрд. долл. США (360 млрд. тенге) будет предоставлено в форме субординированного долга и через покупку привилегированных акций, не дающих права голоса.

Предоставленные средства позволят банкам сформировать адекватный уровень резервов и расширят возможности по предоставлению кредитов казахстанским заёмщикам.

Правительство не намерено приобретать контрольных пакетов в капитале банков. В собственность нашего оператора - Фонда «Самрук-Казына» - поступит не более, чем до 25% голосующих акций каждого из банков. Стоимость акций будет определяться в привязке к котировкам акций на Лондонской и Казахстанской фондовых биржах на 24 октября 2008 года.

По мере ослабления мирового кризиса и открытия доступа к международным рынкам капитала Фонд «Самрук-Казына» будет выходить из состава участников банков на рыночных принципах. Но по цене не ниже стоимости акций на день покупки.

Акционеры банков получат право на обратный выкуп государственного пакета акций в течение 5 лет.

Во-вторых, создан Фонд стрессовых активов, задачей которого станет улучшение кредитных портфелей отечественных банков за счет выкупа сомнительных активов и последующего управления ими. В качестве таких активов рассматриваются только те, которые под воздействием макроэкономических, рыночных и других факторов, подвержены рискам обесценения. В частности, это займы, предоставленные банками под залог недвижимости и земли.

На капитализацию Фонда уже выделено 52 млрд. тенге. В 2009 году за счет средств республиканского бюджета уставный капитал Фонда будет доведен до 122 млрд. тенге.

В-третьих, государством будут предоставлены банкам дополнительные источники ликвидности в целях обеспечения своевременного обслуживания их обязательств.

Национальным Банком будет расширен перечень инструментов, принимаемых в качестве обеспечения по операциям репо. Кроме того, на депозитах банков второго уровня будут размещены временно свободные денежные средства национальных компаний, акционерных обществ, государственных предприятий и юридических лиц с участием государства в уставном капитале, а также государственных организаций, активы которых находятся под управлением Национального Банка.

В-четвертых, Правительство гарантирует все пенсионные выплаты. В защиту пенсионных накоплений будут предприняты меры, обеспечивающие в нынешних условиях эффективность накопительной пенсионной системы.

Правительство введет постоянный мониторинг выплат гражданам из пенсионных фондов и обеспечит компенсацию разницы между размером пенсионных взносов с учетом инфляции и фактическими накоплениями на момент выхода на пенсию. Необходимые средства в бюджете страны предусмотрены и имеются в наличии и будут потрачены по назначению.

Для диверсификации инвестиционных портфелей накопительных пенсионных фондов будут предприняты меры по привлечению пенсионных активов для финансирования приоритетных инвестиционных проектов. Фондом стрессовых активов будет обеспечен выпуск долговых ценных бумаг с инвестиционным рейтингом.

Второе направление. Решение проблем на рынке недвижимости.

Во-первых, будет запущена специальная программа ипотечного кредитования и развития жилищного сектора.

Ее задача - стимулирование рынка недвижимости и ипотеки. Но эта программа будет действовать только в отношении незавершенных объектов жилого строительства в городах Астана и Алматы с момента официального утверждения Правительством Плана стабилизационных действий и до 31 декабря 2009 года. Участниками будут только те банки второго уровня и компании-застройщики, которые пройдут контроль и проверки по новым требованиям и готовы принять на себя часть убытков и реализовать жилье по справедливой стоимости.

На финансирование этой специальной ипотечной программы через Фонд «Самрук-Казына» будет выделено на возвратной основе 5 млрд. долл. США (600 млрд. тенге). При этом 3 млрд. будут заимствованы из Национального фонда и 2 млрд. привлечены из средств накопительных пенсионных фондов.

Фонд откроет кредитные линии в банках второго уровня на 15 лет по льготной ставке. В свою очередь, банки второго уровня будут выдавать новым заемщикам ипотечные кредиты по ставке 10,5%, на срок до 15 лет с правом досрочного погашения.

Часть выделяемых средств банки должны будут направить на понижение ставок по ранее полученным ипотечным кредитам. Новая ставка не должна превышать 10,5 - 12,5%. Эта мера коснется только той категории покупателей квартир, чье жилье не превышает 120 кв.м. и является единственным местом проживания.

Во-вторых, государство в лице национальных компаний и акционерных обществ с государственным участием будет приобретать на рынке городов Астаны и Алматы новое жилье также по справедливой стоимости.

В-третьих, Правительством будут внесены изменения в действующие программы развития жилищного строительства.

Акиматам будет предоставлено право выкупать у застройщиков квартиры в завершенных объектах, и в объектах с высокой степенью готовности по контролируемой цене. Это позволит ускорить реализацию государственной жилищной программы и существенно облегчить приобретение качественного жилья. 15 млрд. тенге будет направлено на строительство арендного жилья, что позволит ввести в эксплуатацию дополнительно 265 тыс. кв. метров арендного жилья. Все объекты, построенные в рамках госпрограмм, будут реализовываться через систему жилищных строительных сбережений. Это позволит предоставлять государственным служащим, работникам бюджетной сферы и молодым семьям получить предварительные жилищные займы по процентной ставке, не превышающей 4% годовых, и облегчить приобретение жилья.

В-четвертых, для защиты прав добросовестных участников долевого строительства Правительство внесет изменения в законодательство по вопросам строительства. Будут ужесточены требования к потенциальным застройщикам и кредитующим организациям на «долевом» рынке, а также увеличена защищенность участников долевого строительства.

Третье направление. Поддержка малого и среднего бизнеса.

Будет продолжена политика по снижению административного вмешательства и финансовой поддержке казахстанского малого и среднего бизнеса, независимо от их отраслевой принадлежности. На эти цели, Фонд «Самрук-Казына» дополнительно выделит в 2009 году 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге). В рамках выделяемых средств 70% будут направляться на рефинансирование текущих проектов и 30% - на реализацию новых. Операторами всех программ по кредитованию малого и среднего бизнеса выступят банки второго уровня. Лимит средств выделяемых Фондом «Самрук-Казына» на финансирование одного проекта будет увеличен с 3-х до 5 млн. долл. США. Правительство примет меры по стабилизации ставок вознаграждения для малого и среднего бизнеса, на уровне не более 14%. Все принятые ранее программы по поддержке малого и среднего бизнеса будут пересмотрены с фиксацией эффективной ставки. Фондом развития предпринимательства «Даму» будет внедрен механизм гарантирования кредитов, предоставляемых малому и среднему бизнесу.

Во-вторых, Фонд «Самрук-Казына» разработает программу микрокредитования в сельской местности, в том числе кредитования сельских предпринимателей.

В-третьих, в рамках действия новых поправок к Закону «О госзакупках», субъектам малого и среднего бизнеса будет предоставлен доступ к заказам государственных органов, холдингов и нацкомпаний.

Для стимулирования внутреннего спроса и поддержки отечественных предприятий государственные закупки будут ориентированы преимущественно на казахстанских поставщиков.

Кроме того, для оказания реальной помощи отечественному бизнесу за счет предоставления гарантий, долговременных заказов государственные холдинги и национальные компании выведены из-под действия законодательства, регулирующего государственные закупки.

Четвертое направление. Развитие агропромышленного комплекса.

Сегодня агропромышленный комплекс Казахстана обеспечивает работой около 30% от общего количества занятого населения. При этом спрос на продукцию сельского хозяйства в мире в наименьшей степени подвержен влиянию негативных экономических тенденций. Долгосрочный прогноз роста цен на продукты питания на мировых продовольственных рынках открывает новые возможности для эффективного развития и роста сельскохозяйственного производства Казахстана. Поэтому развитие АПК определено как одно из наших приоритетных направлений.

Расходы на развитие агропромышленного комплекса из республиканского бюджета в 2009-2011 годах запланированы в размере 350 млрд. тенге. Дополнительно через Холдинг «КазАгро» на поддержку АПК будет направлен 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге). В этой работе будут активно участвовать социально-предпринимательские корпорации.

Инвестиции будут направлены на модернизацию существующих и развитие новых экспортоориентированных секторов, прежде всего зернового и мясоперерабатывающего. Будет создана сеть тепличных хозяйств, овощехранилищ, птицефабрик, молочно-товарных ферм, откормочных площадок и убойных пунктов с развитой инфраструктурой экспорта. Будут реализованы проекты по организации современных мясоперерабатывающих комплексов, по развитию производства плодоовощных культур с применением технологии капельного орошения, производству и глубокой переработке тонкой шерсти. Получат развитие инфраструктуры экспорта казахстанского зерна, будут созданы агротехмаркеты и предприятия по сборке сельхозтехники.

Пятое направление. Реализация прорывных инновационных индустриальных и инфраструктурных проектов

Правительство продолжит реализацию инновационных проектов в различных отраслях экономики.

Для решения системных проблем экономического развития и реализации гибкой политики занятости будет обеспечено масштабное строительство и модернизация инфраструктуры. С целью поддержания экономического роста продолжится работа по реализации Программы «30 корпоративных лидеров Казахстана».

В дополнение к запланированным бюджетным средствам на реализацию прорывных индустриальных и инфраструктурных проектов будет выделен 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге), а также привлечены прямые иностранные инвестиции в 2009 году в размере 3 млрд. долл. США по линии Фонда «Самрук-Казына».

Для повышения инвестиционной привлекательности электроэнергетической отрасли и ее модернизации Правительство со следующего года на срок не менее семи лет зафиксирует максимальные предельные тарифы по группам энергопроизводящих организаций. Они будут разбиты по годам и будут ежегодно корректироваться с учетом инфляции за предыдущий год. Для развития электросетевых активов предусматривается включение в тарифы инвестиционной составляющей. Также планируется полностью отменить плату за подключение к электросетям. Дополнительно будет реализован комплекс мер по энергосбережению и использованию возобновляемых источников энергии.

Хочу отдельно сказать, о какой бы из отраслей экономики ни шла речь в любом из разделов плана стабилизационного действий, основной задачей правительства всегда будет обеспечение социальной устойчивости в обществе, благополучия и процветания его граждан. Именно это всегда ставит во главу угла наш Президент и Лидер партии Нурсултан Абишевич Назарбаев.

В нынешних условиях мы должны сосредоточить наши усилия на сохранении и создании новых рабочих мест, поддержании реальных доходов всех жителей страны, обеспечение продовольственной безопасности.

В 2009 и 2010 годах будут увеличены размеры пенсий, заработной платы и стипендии на 25%. Ежегодно будут увеличиваться на 9% размеры государственных социальных пособий и специальных государственных пособий. С 2010 года также будут увеличены до 50 месячных расчетных показателей размеры единовременных пособий на рождение 4-го и более ребенка и в 2,5 раза - ежемесячные пособия по уходу за ребенком по достижению им одного года.

Всего же, расходы на выплату пенсий и пособий возрастут с 555 млрд. тенге в текущем году до почти 1 трлн. тенге в 2011 году.

Еще раз подчеркну, что сокращение бюджетных расходов не коснется принятых ранее социальных обязательств государства, которые будут выполнены в полном объеме.

Нами достигнуты договоренности по сохранению рабочих мест крупными добывающими и энергетическими компаниями даже в случае снижения объемов производства на предприятиях. Совместно с акимами областей, городов Астана и Алматы будут предприняты меры по повышению занятости населения через масштабное строительство инфраструктурных объектов и выполнение проекта «100 школ, 100 больниц».

Особо важно, что в предстоящий период Правительство полностью гарантирует стабильность внутреннего рынка зерна и продовольствия. Сформированы стабилизационные фонды по товарам первой необходимости - мясу, сухому молоку, растительному маслу, сахару и рису. Запасы зерна в Государственном стабилизационном фонде и Государственном резерве составляют порядка 1 млн. тонн.

Уважаемые коллеги!

Вы первыми в стране ознакомлены с Планом совместных действий Правительства, Нацбанка и АФН. Этот план позволит нам не допустить, как это случилось в некоторых странах, резкого ухудшения ситуации, даст возможность Казахстану пережить мировой кризис с обновленной, более сильной и конкурентоспособной экономикой.

Мы вступаем в фазу проактивной защиты национальной экономики. Настало время всеобщей концентрации и мобилизации усилий для реализации задач, поставленных нашим Президентом. План нацелен не только на решение задачи противодействия вызовам мирового кризиса. Он позволяет нам продолжать движение заданным нашим Лидером курсом на ускоренную модернизацию и диверсификацию экономики. Курсом, обозначенным в Стратегии «Казахстан - 2030». Курсом, который позволит нашей стране совершить прорыв в число 50-ти самых конкурентоспособных государств мира.

Наш план точно просчитан, он реально выполним и полностью обеспечен необходимыми ресурсами. В результате его реализации в экономику нашей страны государством будет инвестировано не менее 2,2 трлн. тенге. Однако этот план - не догма. Он будет меняться вместе с тем, как будет меняться ситуация в мире, в глобальной экономике и внутри страны.

Все вы понимаете, что выполнение стабилизационного плана зависит не только от усилий государства. «Нур Отан» имеет представительства во всех регионах, самую разветвленную структуру, обладает предельно организованной вертикалью - от политсовета до «первичек». Это позволяет партии быстро донести информацию в любой уголок Казахстана, помочь объяснить ее, осуществить контроль и обратную связь с населением.

Как и во все трудные времена, сейчас особую важность представляет консолидация всех слоев казахстанского общества, понимание гражданами сути происходящего, осознание и поддержка стоящих перед всей страной целей и задач.

Каждый житель Казахстана должен четко понимать, что принимаемые меры направлены прежде всего на защиту ЕГО интересов, доходов, сбережений. Поэтому Правительство возлагает особые надежды на «Нур Отан» - партию парламентского большинства, партию, сформировавшую наше правительство. И для нас важно, что во встрече участвуют не только центральный партийный актив, но и представители депутатского корпуса, парламентской фракции и регионов страны.

Хотелось бы напомнить слова, сказанные Президентом страны на внеочередном XI съезде партии: «Нур Отан» - это поистине народная партия, которая благодаря своему политическому весу и масштабу деятельности превратилась в самостоятельную опору политической системы, стабилизирующий фактор политического прогресса в Казахстане». На мой взгляд, это не просто похвала за прошлые заслуги, не просто признание значимости партии в обществе, это - знак уважения и доверия к вам, его соратникам. Такое доверие нужно уметь оправдать. Сегодня и у партии и у Правительства такая возможность есть. Накануне нашей встречи я разговаривал с Президентом страны и он просил передать, что верит в вас и рассчитывает на вашу помощь и поддержку.

Спасибо!

http://www.respublika-kz.info/news/politics/1591 .

Теги: Казахстан

Поделиться: