Первым делом самолеты
Автор: ИАЦ МГУ
Казахстанская авиация может оказаться "у разбитого корыта", а довести до этого может Таможенный союз
С 1 января текущего года вступил в силу Единый таможенный тариф Таможенного союза (ЕТТ), который предусматривает ставку таможенной пошлины на ввоз самолетов западного производства в размере 20 процентов. Кроме того, при ввозе воздушного судна после прохождения технического обслуживания и ремонта за пределами Таможенного союза также необходимо оплачивать 20 процентов таможенного сбора. Для сравнения: на территории государств-участников Всемирной торговой организации, в том числе в Евросоюзе, применяется нулевая ставка таможенных пошлин на ввоз авиационной техники.
До вступления в действие ЕТТ перевозчики Казахстана и Беларуси также ввозили современные западные самолеты без уплаты пошлин, а правительство РФ предусматривало специальное освобождение для некоторых российских перевозчиков. Нулевая пошлина на самолеты позволяла нашим перевозчикам расширять парк воздушных судов, строить планы развития за счет собственных ресурсов без привлечения средств из государственного бюджета. Но новые расходы ставят под угрозу возможность выполнения необходимых технических работ и безопасную эксплуатацию воздушных судов, принуждают использовать более дешевую устаревшую технику, приводят к сокращению планов развития и удорожанию перевозок для пассажиров. Так, в авиакомпании "Эйр Астана" подсчитали, что при введении ЕТТ расходы на таможенные выплаты ожидаются в размере 276 миллионов долларов за 5 лет. Это не только приведет к убыточности предприятия, но и, как следствие, к остановке реализации проектов по приобретению дополнительных воздушных судов и сокращению дальнейшей финансово-хозяйственной деятельности авиакомпаний. При этом, разумеется, уменьшится и сумма планируемого корпоративного подоходного налога.
Кроме того, согласно решению Комиссии Таможенного союза от 25 марта 2010 года, при распределении суммы ввозных таможенных пошлин на долю Казахстана придется 7,33 процента (доля России и Беларуси - 87,97 процента и 4,7 процента соответственно). Следовательно, с суммы таможенных пошлин в 276 миллионов долларов, уплачиваемых той же компанией "Эйр Астана" в течение 2011-2014 годов, в казахстанский бюджет будет уплачено только 20 миллионов долларов, остальные 243 миллиона пойдут в федеральный бюджет Российской Федерации. Фактически казахстанский пассажир из своего кармана будет финансировать российскую экономику. Поскольку, чтобы частично компенсировать убытки, национальный перевозчик будет вынужден повысить тарифы. Но даже это не спасет. Для поддержания казахстанской авиации возникнет необходимость в субсидировании деятельности авиакомпаний со стороны государства.
Казалось бы, есть другой вариант - приобретение судов российских производителей. Но является ли это альтернативой? Известно, что ведущие перевозчики Таможенного союза и России в том числе перешли на западную авиационную технику, аналогов которой в Российской Федерации не производится. На сегодняшний день российский авиапром не в состоянии удовлетворить потребности перевозчиков государств-участников Таможенного союза. В прошлом году произведено всего 14 самолетов (ТУ 204, ТУ 214), при этом в одной России выведено из эксплуатации 80 магистральных судов советского производства. Проект регионального самолета Сухой SSJ-100 неоднократно переносился, и произведено всего четыре прототипа, сертификация и тестирование еще не завершены, а производителем не подтверждены выполнение заявленных технических характеристик (таких как дальность полета, максимальная взлетная масса и др.).
Уже сейчас некоторые экономисты в случае неосвобождения от ввозных таможенных пошлин на воздушные суда пророчат банкротство казахстанским авиаперевозчикам. Учитывая свою незавидную участь, крупнейшие перевозчики трех стран направили совместное обращение к заместителям премьер-министров Казахстана, России и Беларуси с просьбой поддержать предложение белорусской стороны об освобождении. Решение по данному вопросу ожидается в конце мая на очередном заседании Комиссии Таможенного союза.
7 мая 2010
Алла Иванилова из Астаны
Источник - Новое поколение |
Поделиться: