Первые в Туркестане: Аральская флотилия в XIX веке

Дата:
Автор: Ia-centr.ru
Продвигаясь в Центральную Азию, Россия направляла военные суда в акватории региона, что давало ей преимущество в стратегическом и логистическом плане. Однако содержание кораблей в Туркестанском крае столкнулось с рядом трудностей. Историю российских флотилий на Арале и Амударье проанализировал Алексей ВЕРБОВОЙ – к. и. н., преподаватель ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова».
Первые в Туркестане: Аральская флотилия в XIX веке

Русские корабли появляются на Арале

С 1830-х годов благодаря деятельности военного губернатора Оренбурга В. А. Перовского граница России в Центральной Азии стала сдвигаться на юг. К 1847 году российские владения достигли Аральского моря, а в 1853 году генерал Перовский взял крепость Ак-Мечеть, контролировавшую пути в Центральную Азию в районе моря. После взятия крепость была переименована в форт Перовский, замкнув на себе Сырдарьинскую линию российской границы.

После того как российские отряды заняли низовья Сырдарьи, подойдя к границам Хивы и Коканда, было решено использовать местные акватории для дальнейшего продвижения вглубь Центральной Азии. В районе современного Казалинска был создан порт для речных пароходов и барж, на базе которого в 1853 году была образована Аральская военно-морская флотилия. (Начало ей положила Аральская экспедиция 1848 года во главе с капитан-лейтенантом А. И. Бутаковым, позже он возглавил флотилию – Прим. Ia-centr.ru).

Читайте также:

Беспокойный регион: Аральское владение и продвижение России в Центральную Азию

Водный патруль Центральной Азии

Предполагалось, что аральские корабли при необходимости будут действовать не только на Арале, но и в речной акватории Сырдарьи. Их основными задачами были перевозка военных грузов и патрулирование Амударьи для защиты новых российских подданных от набегов кочевников с другой стороны реки.

Флотилия подчинялась Военному министерству России, ее личный состав набирался из сухопутных частей и вольнонаемных лиц. В течение трех лет флотилии были переданы пароход «Перовский», две деревянные шхуны «Николай» и «Константин», паровой баркас «Обручев», две баржи, пять шлюпок и другие плавсредства.

Русские пароходы в акватории Аральского моря должны были продемонстрировать местным племенам и правителям, что Россия уверенно закрепляется в регионе.

В серии туркестанских экспедиций 1864–1873 годов, завершившихся покорением Бухары, Коканда и Хивы, Аральская флотилия не принимала значительного участия. Боевые действия велись далеко от бассейна Аральского моря, Амударьи и Сырдарьи – большая часть сражений шла в пустынных районах.

Материалы по теме:

«Запретные земли» Центральной Азии по сведениям русских путешественников

При этом аральские корабли подвозили боеприпасы и грузы для армии. В ряде случаев они участвовали в военных операциях, для чего флотилия была усилена тремя пароходами («Арал», «Сырдарья», «Самарканд») и одним паромом. В 1868 году ее суда участвовали в завоевании Бухары, а в 1873 году в Хивинском походе флотилия обеспечивала огневую поддержку штурма приречных крепостей Хиот, Ак-Кала и других.

Аральская флотилия «уходит на покой»

Главной проблемой стала неприспособленность российских кораблей к центральноазиатским акваториям. Суда Аральской флотилии были морскими и не могли свободно ходить по рекам из-за большого числа порогов и отмелей.

Даже действия в устьях Амударьи и Сырдарьи, где реки впадают в Аральское море и формируют акваторию достаточной глубины, оставались затрудненными для кораблей. При этом флотилия была нужна российскому командованию именно на речном театре.

В итоге в 1883 году Аральская флотилия была расформирована. В 1887 году вместо нее была создана Амударьинская – в отличие от прежней, новую флотилию изначально комплектовали не из морских, а из речных судов, лучше приспособленных к местным фарватерам. При этом ее личный состав комплектовался из морских и сухопутных офицеров, отставных моряков и работников вольного найма.

Кому подчинялась Амударьинская флотилия?

Статус новой флотилии оказался размытым. Вскоре выяснилось, что кадровая политика в соединении – условия назначения на корабельную службу подчиненных Морскому министерству флотских офицеров – противоречит Морскому уставу. Поэтому с 1894 года корабли Амударьинской флотилии лишились права на военно-морской флаг и были исключены из реестра российского ВМФ. С 1896 года амударьинские суда ходили под сухопутным флагом.

Сами речные корабли подчинялись Военному министерству и должны были выполнять соответствующие задачи – поддерживать пограничные гарнизоны в верховьях Амударьи, подвозить необходимые грузы в военное время. Но в отличие от Аральской, Амударьинская флотилия действовала в условиях длительного мира – в итоге ее суда использовались для поддержки пассажирского сообщения и перевозки частных грузов.

При Николае II военное ведомство провело ревизию Туркестанского края, чтобы выяснить, целесообразно ли содержать флотилию на балансе вооруженных сил. В итоге в 1912 году ее преобразовали в гражданскую, передав Министерству путей сообщения. В этом статусе флотилия просуществовала до 1918 года, когда в результате революции она была расформирована.

В 1920 – 1921 годах Амударьинская флотилия на короткий период была воссоздана. Кроме того, в 1919 году была возрождена Аральская военная флотилия. Оба соединения предназначались для содействия красноармейцам Туркестанского фронта в операциях против белогвардейцев и басмачей. После выполнения поставленных задач они были упразднены: в ноябре 1920 года была расформирована Аральская флотилия, а в ноябре 1921 года – Амударьинская.


Полная версия статьи опубликована в научно-историческом журнале «КЛИО»№ 5 (149) за 2019 год

Поделиться: