ПЕРИОДИЗАЦИЯ НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ АСТАНЫ В КОНТЕКТСЕ КАЧЕСТВЕННЫХ ПАРАМЕТРОВ РАЗВИТИЯ ГОРОДА

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В исторической науке традиционно история городов рассматривалась через призму приобретения или изменения ими функций, сопровождавшаяся изменением численности и социального состава населения, ростом градостроительства и развитием экономики, транспортной и социальной инфраструктуры. Однако этот основополагающий принцип исторической урбанистики игнорировался применительно к советскому времени, когда развитие городских поселений искусственно привязывалось к политической истории с выделением таких этапов как дореволюционный период, гражданская война, восстановительный период НЭП, Великая Отечественная война 1941-1945 гг. и т.д. При этом игнорировались качественные параметры в изучении процессов урбанизации. Не избежала подобного подхода и история современной столицы Казахстана.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ НОВОЙ И  НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ АСТАНЫ  В КОНТЕКТСЕ КАЧЕСТВЕННЫХ ПАРАМЕТРОВ РАЗВИТИЯ ГОРОДА

ИАЦ завершает работу над двумя сборниками материалов, совместных исследований с казахстанскими учеными в области истории, социологии, политологии, демографии. В сентябре 2008 года в Москве пройдет совместная презентация этих изданий. Редакция сайта публикует наиболее интересные материалы сборника в сокращенном варианте.

Алпыспаева Галия Айтпаевна, к.и.н. доцент

Казахский агротехнический университет им. С.Сейфуллина

г. Астана, Республика Казахстан

В исторической науке традиционно история городов рассматривалась через призму приобретения или изменения ими функций, сопровождавшаяся изменением численности и социального состава населения, ростом градостроительства и развитием экономики, транспортной и социальной инфраструктуры. Однако этот основополагающий принцип исторической урбанистики игнорировался применительно к советскому времени, когда развитие городских поселений искусственно привязывалось к политической истории с выделением таких этапов как дореволюционный период, гражданская война, восстановительный период НЭП, Великая Отечественная война 1941-1945 гг. и т.д. При этом игнорировались качественные параметры в изучении процессов урбанизации. Не избежала подобного подхода и история современной столицы Казахстана.

Предлагаемая периодизация истории Астаны в новое и новейшее время с позиций изменения функций города представляет попытку исправить сложившееся положение. Она обусловлена тем фактом, что в разные периоды истории город выполнял различные функции. С точки зрения изменения качественных параметров городского развития в рассматриваемый хронологический период можно выделить несколько этапов истории города.

Первый этап охватывает хронологические рамки с 1832 по 1863 годы. Основанная как военная крепость в начале 30-х годов XIX века, Акмола (первое, историческое название современной столицы Казахстана) являлась административным центром Акмолинского внешнего округа, учреждаемого российскими властями в Среднем жузе. Две главные составляющие функции первого этапа становления будущего города, военная и административная, нашли отражение и в качественном составе населения, и во внешнем облике строящегося поселения. До 50-х годов XIX века преобладающими постройками поселения были казармы, а основное население составляли военные - солдаты и казаки.

В 1832 году в Акмолинской крепости проживало 313 жителей [1, л.1]. В основном это обосновавшиеся в крепости участники военного отряда, силами которого была заложена собственно крепость. Среди них были офицеры, урядники, казаки и солдаты. В 40-е годы численность населения Акмолинского приказа увеличивается за счет притока представителей военного сословия: солдат и офицеров передислоцированного сюда 2-го Западно-Сибирского линейного батальона, военно-служилых различных инженерных, артиллерийских и прочих команд, сотни сибирских казаков, присылаемых сюда на два года в командировку, чиновников гражданских ведомств, окружной администрации. По сведениям краеведа Л. Семенова в Акмолинское поселение по жребию правительством было переселено 100 казачьих семей с Ишимской (Горькой) военной линии [2, л.45]. Все население приказа, за небольшим исключением, было временным. По данным «Военно-статистического обозрения Российской империи», издаваемом при первом отделении Департамента Генерального штаба, число жителей в поселении в 1852 году составляло 2003 человека [3, л.22].

Заметное увеличение численности гражданского населения наблюдается в 50-60-е годы XIX века. Рост числа жителей Акмолинского поселения происходил за счет наплыва сельского и торгово-промышленного населения. С середины 60-х годов Акмолинск заселяют крестьяне, выходцы из Самарской губернии: Юмашевы, Ларины, Козулины. Из Петропавловска переезжают татары-купцы: Мусагитов, Ермаков, Асанов и др. [2, лл.45-46]. Быстрый рост торгового объясняется постепенным усилением роли Акмолинского поселения как перевалочного торгового центра: через Акмолинск из Петропавловска в Ташкент и Бухару шли караваны. Выгодное положение станицы на караванных путях стало фактором роста населения. Особенно много селилось в городе выходцев из Средней Азии - сартов, главным занятием которых была торговля. Согласно статистическому описанию Акмолинского поселения, сделанного коллежским секретарем Омского областного правления Уфинцовым по поручению военного губернатора Фридрихса в 1864 году, в Акмоле проживало 4777 человек [4, с.59].

Следует заметить, что на начальном этапе развития Акмола вполне реализовала отводимую ей миссию как военного форпоста в казахской степи. В Акмолинской крепости находился самый многочисленный контингент войск, который использовался для подавления национально-освободительного движения Кенесары Касымова в 1837-1847 гг. Не случайно военное значение Акмолинской крепости стало заметно падать с середины XIX века - к этому времени степные просторы Среднего жуза казахов были уже под контролем царской администрации.

Второй этап начинается с середины 60-х годов XIX века, когда Акмолинское поселение постепенно теряет свое военно-стратегическое значение и постепенно приобретает функции торгового центра казахской степи. Этому во многом способствовала политика меркантилизма российских властей, направленная на хозяйственное освоение восточных регионов империи. Еще в середине 50-х годов в Акмолинском поселении по инициативе центральных властей были учреждены 2 ярмарки - Константиновская и Дмитриевская. Константиновская ярмарка уже с первых годов стала набирать торговые обороты. Она успешно конкурировала с Петропавловской и Каркаралинской ярмарками (наиболее крупные в казахской степи), привлекая капиталы сибирских, уральских, среднеазиатских торговцев. Акмолинские ярмарки вовлекала в свою орбиту широкие слои коренного населения края, и в этом заключалась главная причина их устойчивости и динамичного роста.

Вместе с тем, заметным фактором экономических связей со второй половины XIX века становится стационарная торговля, наблюдался ее достаточно устойчивый рост в формирующейся экономике города. Так, если в 1854 году в поселении были 4 лавки и в них вели торговлю 10 постоянных торговцев, то в 1863 году уже 82 лавки, из которых 72 оптовые и 10 временных, в которых торговало 311 купцов и торговцев. Всего же в городе числилось 1236 торговцев. В начале XX века, а точнее в 1914 году, в городе действовали 284 торговых заведения с годовым оборотом 4,5 млн. рублей [5, с.24].

В городе появились крупные торговые дома, ведущие монопольную торговлю теми или иными товарами. К примеру, торговый дом «Матвей Кубрин и сыновья» занимался продажей золота и серебра, мануфактуры, часов, металла, аптекарских и бакалейных товаров. Его торговые дома находились не только в Акмолинске, но и в Кокчетаве, Атбасаре, в России. Торговый дом «Андриан Кубрин с сыновьями», имел свои торговые и пивные лавки в крупных селениях Атбасарского и Акмолинского уездов. Имели свои торговые дома купцы Халфин С.У., Путилов П.Е., Кощегулов К., братья Беловы и др.

И хотя стационарная торговля в отдельные годы по объемам капитала уступала ярмарочной, но стабильность роста давала ей преимущества. Это обстоятельство свидетельствовало о постепенном перерастании поселения в город. Как писал М. Вебер «еще одним необходимым признаком города следует считать «рынок», наличие не спорадически, а регулярного товарообмена внутри поселения в качестве существенной составной части дохода и удовлетворения потребностей населения» [6, с.310]. С развитием торговых связей хозяйство казахов втягивалось в рыночные отношения, разрушались его патриархальные основы.

Акмолинский уездный начальник Троицкий в своей записке «О торговле Акмолинского уезда и ее направлениях в 1895-1899 гг.» характеризует торговые обороты Акмолинска и его уезда так: «...обороты внутренней торговли по привозному товару исчисляются в 2.239.000 руб., хлебной торговли - 200.000 руб., кумысной торговли - 6.000 руб. Внешняя торговля по обороту от скота исчисляется в 3.220.200 руб., от скотских продуктов - 1.951.700 руб., или в общей сложности до 9.000.000 руб.» [5, с.24].

Было еще одно обстоятельство, дающее основание обозначить начало второго этапа названными хронологическими рамками: в соответствие с указом Сената от 23 октября 1862 года Акмолинское поселение было возведено в окружной город, а в 1868 году, с образованием Акмолинской области, город получил статус уездного центра. К этому времени в нем проживало уже 5172 чел. [2, л.48]. Повышение административного статуса, безусловно, продвинуло развитие города, его экономической и социальной инфраструктуры.

В конце XIX - начале XX веков Акмолинск становится организующим центром экономической жизни уезда и края. Экономическую основу города составляла обрабатывающая промышленность: кожевенные заводы, механические мастерские по ремонту сельхозорудий, мельницы с небольшим количеством работающих, предприятия по изготовлению товаров хозяйственно-бытового назначения (салосвечной, мыловаренный, гончарный заводы). Ее развитие обеспечивалось обилием дешевого местного сырья, переработка которого была в небольших объемах. Сдерживающими факторами роста производства были: отсутствие квалифицированных специалистов, недостаток капиталов и предприимчивости у владельцев предприятий, низкое технологическое оборудование. В целом же экономика города на этом этапе развития имела скотоводческо-земледельческий характер. Первые заводы, кирпичный и камышитовый, были построены только в годы первой пятилетки (1929-1932гг.).

Усиление торговой и административной функций города вело к изменению социальной структуры городского населения. По статистическим данным за 1863 год горожан купеческого сословия в городе не было, а по данным хозяйственного департамента МВД на 1875 год купеческое сословие составляло 19,2% от общего числа населения - довольно высокий процент даже для старых городов Сибири [7, с.113]. Изменение численности населения уездного города Акмолинска на втором этапе развития выглядит так: 1869г.-5172 чел., 1890г.-5640 чел., 1912г.-14765 чел., 1915г.-18740 чел., 1926г.-18780 чел. [8, с.20]. Быстрый рост населения в начале XX века обусловлен был активизацией переселенческого движения в казахскую степь и проникновением российского торгового капитала на Восток.

Как отмечалось выше, кроме торговой функции на втором этапе развития город выполнял также и административную функцию в качестве центра Акмолинского уезда. Развитию уездного города Акмолинска способствовала и городская реформа 1865 года, ставшая одной из составных частей буржуазных преобразований в России. При всей своей ограниченности реформа городского самоуправления укрепила позиции зарождающейся буржуазии - в городском обществе усиливается роль прослойки купечества. Именно из представителей этого сословия, а также из чиновников, мещан избирались депутаты городской думы Акмолы. В списках гласных мы встречаем имена известных акмолинских купцов: С. Кубрина, на протяжении многих лет бывшего городским главой, П. Гутилова, Д. Филатова, М. Максутова, К. Сутющева, Н. Забирова, братьев Кощегуловых и др. Вместе с тем, основная масса городского населения была лишена многих прав и привилегий.

Деятельность городского самоуправления внесла весомый вклад в дальнейшее развитие города. Благодаря его усилиям в городе действовала городская больница, три мужских и два женских приходских училища, Мариинское женское училище, высшее начальное мужское училище. В центре внимания гласных всегда находилась проблема благоустройства города, обсуждался широкий круг вопросов - от устройства базаров до сооружения детских площадок. По решению думы получили наименование первые улицы Акмолинска - Думская, Гостинодворская, Караванная, Больничная, Мечетная.

Несмотря на разнообразие функций, выполняемых городом на третьем этапе развития, укладывающегося в хронологические рамки с 30-х годов и до середины 50-х годов XX века, две константы составляли стержень его жизнедеятельности. Прежде всего, постоянно возрастающее значение Акмолинска как транспортного узла Центрального Казахстана, важнейшего экономического региона, осваиваемого в рассматриваемое время. Вторая не менее важная функция - административный центра Акмолинской области.

Особенно заметной первая функция становится после строительства и ввода в эксплуатацию в 20-30-ые годы нескольких железных магистралей. В 1929 году была построена железная дорога Боровое-Акмолинск, протяженностью 226 км. В 30-х годах строительство железной дороги Боровое-Акмолинск было продолжено до Караганды и окончательно завершилось в 1931 году. В конце 20-х годов через город проходили железнодорожные линии Боровое-Акмолинск-Спасские заводы, Кустанай-Атбасар-Акмолинск.

В 1939 году началось строительство Южно-Сибирской железнодорожной магистрали. Сооружение ее входило в общесоюзный план строек третьей пятилетки. Дорога должна была соединить Кузнецкий каменноугольный бассейн с крупнейшим гигантом индустрии - Магнитогорским металлургическим комбинатом, связать Магнитогорск и Сталинск железной магистралью с Карагандинским угольным бассейном, а также с Балхашским и Джезказганским медными комбинатами.

Первым звеном этой стальной магистрали стала линия Акмолинск-Карталы, протяженностью 806 км. С ее сооружением обеспечивалась транспортировка по кратчайшему пути карагандинского угля к его основным потребителям на Южном Урале. Новый маршрут был короче существующего хода через Петропавловск на 470 км, что резко снижало транспортные издержки, уменьшало себестоимость угля. Первый эшелон с карагандинским углем отбыл из Караганды 26 января 1940 года по новой железной дороге Акмолинск-Карталы. С этого времени началась поставка казахстанского угля на Магнитку [9, л.4].

В 1941 году начались работы по сооружению второго звена Южно-Сибирской магистрали - линии Акмолинск-Павлодар, длиной в 439 км. Но в связи с началом Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков строительные работы здесь были временно законсервированы и возобновились лишь в 1946 году.

Развернувшееся железнодорожное строительство и функционирование крупнейшего железнодорожного узла Центрального Казахстана, каким стал Акмолинск, сыграло важную роль в решении народнохозяйственных задач первых пятилеток, в организации обороны страны в годы Великой Отечественной войны, в выполнении планов по освоению целинных земель. В 40-е годы Акмолинский железнодорожный узел предрешал своевременность погрузки карагандинского угля, обеспечивая бесперебойную подачу порожняка, играл важную роль в продвижении грузовых потоков. Железные дороги, проходившие через Акмолинк, соединили богатые сырьевые регионы Центрального Казахстана с районами Сибири и Урала и стали базой формирования пролетариата в крае. Таким образом, сохраняя и развивая функции транспортного узла, город Акмолинск стал опорой в решении проблемы освоения природных богатств Центрального Казахстана.

Развитие коммуникационных связей обусловило придание городу статуса областного центра - в октябре 1939 года Акмолинск стал административным центром одноименной области. Город в полной мере реализовал функции административного центра в тяжелые военные годы. Здесь приводились в жизнь решения союзных и республиканских властей по вопросам мобилизации сил и средств на разгром врага, организации помощи населения фронту, приема и размещения эвакуированного из западных регионов населения, трудового и хозяйственно-бытового устройства спецпереселенцев.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. произошел динамичный рост экономики Акмолинска. Если накануне войны в городе работало 6 предприятий с общей численностью занятых на предприятиях 801 человек (3 имели республиканское значение, а 3 относились к разряду местной и кооперативной промышленности), то к концу войны в городе действовали 16 предприятий с общим числом рабочих 2800 человек, среди которых были и предприятия союзного значения [5, с.136]. В 1949 г. в Акмолинске работали уже 35 предприятий. Два предприятия, насосный завод и «Казахсельмаш», имели союзное значение, 7 - республиканских (мясокомбинат, вагоноремонтный и др.), 14 - предприятия местной и кооперативной промышленности, 12 - предприятия железнодорожного узла [10, л.12].

Именно в годы войны в городе были созданы на основе эвакуированных из западных районов страны крупные градообразующие предприятия, составившие основу активно формирующейся инфраструктуры промышленности и экономики города: насосный завод и завод «Казахсельмаш». Значение этих двух заводов в социально-экономическом развитии города трудно переоценить. Динамичный рост предприятий после войны сопровождался не только увеличением выпуска продукции, но и строительством многочисленных объектов социально-бытового назначения. Почти до середины 60-х годов названные заводы обеспечивали город электроэнергией, строительными управлениями при заводах осуществлялось возведение жилых домов, школ, детских садов, объектов здравоохранения и массового спорта. Изменения, произошедшие в структуре экономики города в военные и послевоенные годы, появление новых отраслей промышленного производства усиливали ее роль в народном хозяйстве республики и советского государства.

Четвертый этап развития города укладывается в рамки экономической модернизации страны в государственно-регулируемом виде в 50-60-ые годы XX века и связан с освоением целинных и залежных земель в Казахстане, а также с дальнейшим развитием города в качестве крупного экономического центра Северных областей Казахстана в 70-80-е годы. На этом этапе новое развитие получает административно-управленческая функция. 26 декабря 1960 года Президиум Верховного Совета КазССР принял указ об образовании Целинного края, в состав которого вошли пять областей Северного Казахстана: Акмолинская, Кокчетавская, Кустанайская, Павлодарская и Северо-Казахстанская. Административным центром края стал Акмолинск, переименованный в марте 1961 года в Целиноград.

Приобретение статуса региональной столицы сопровождалось появлением различного рода управленческих структур (управления железной дороги, сельского хозяйства, культуры, совнархоз и др.) и резким ростом численности населения. В 1963 году население города составило 140 тысяч человек, что в 4 раза больше, чем в 1939 году [8]. Столь динамичный рост численности населения был обусловлен активными процессами урбанизации Северных регионов Казахстана в целинные годы.

Повышение административного статуса города содержало предпосылки перспективного экономического развития. Оставаясь краевым центром до октября 1965 года (19 октября указом Президиума Верховного Совета КазССР Целинный край был упразднен), город пережил период бурного роста. Вопросы градостроительства, формирования промышленной и социальной инфраструктуры, водообеспечения и пр. принимались на уровне союзного правительства. 14 декабря 1961 года Совет Министров СССР принимает специальное постановление за №1112 «О развитии города Целинограда».

Освоение целинных земель в Северных регионах Казахстана в 1954-1964 годах и грандиозное развитие производительных сил края послужили мощным стимулом развития города. Подъем сельскохозяйственного производства в регионе с особой остротой поставил вопросы промышленного, социального и культурного развития города. Уже в первое трехлетие освоения целины в 1954-1957 годы город активно строится и развивается. Вступили в строй действующих 25 предприятий, среди которых такие гиганты, как первая очередь завода железобетонных конструкций (ЖБК) мощностью 50 тыс. куб. м и завод железобетонных плит-настилов (ЖБП) мощностью 20 тыс. куб.м. В городе работали 15 строительных организаций [11, с.57]. Продолжался рост и развитие города как крупного железнодорожного узла. Развернувшееся на целине производственное и массовое жилищное строительство стало основой формирования в городе производственной базы строительных материалов, а затем и строительной индустрии. За годы целины в городе построено около 60 предприятий и новых цехов, что привело к увеличению производства продукции в 2 раза [12, л.41]. Кардинально изменилась инфраструктура города: строится железнодорожный вокзал, аэропорт, газораздаточная станция, школы, объекты социального быта и культуры, ведется жилищное строительство. На данном этапе город в полной мере реализовал функцию организационного центра реализации грандиозной экономической программы по освоению целинных и залежных земель в Казахстане.

50-60-ые годы XX века имеют особое значение и в развитии градостроительства современной столицы Казахстана. В феврале 1963 года постановлением Совета Министров КазССР был утвержден генплан развития города Целинограда. В основу генплана, разработанного коллективом архитекторов Ленинградского отделения Горстройпроекта совместно с НИИ градостроительства в составе Г.Я. Гладштейна (в качестве главного архитектора), К.Ф. Князева, З.Н. Яргиной, К.И. Варламовой, Я.Н. Жукова, Л.И. Зарудько, В.И. Лукьянова под руководством директора института В.А. Шкварикова, была положена всемирно известная поточно-функциональная схема развития города, созданная в 1930 году архитектором Н. Милютиным. В нем нашли отражение наиболее актуальные проблемы градостроительства того времени. Совместная работа крупнейших проектных и научно-исследовательских институтов СССР позволила на примере города Целинограда разработать ряд важнейших градостроительных положений.

Наконец, в 60-70-е годы происходит развитие научно-образовательного комплекса города. В городе открываются четыре высших учебных заведения (сельскохозяйственный, педагогический, инженерно-строительный и медицинский институты) и научно-исследовательский институт зернового хозяйства (в пос. Шортанды под Астаной). Целиноград постепенно обретает статус культурного, научного центра региона. Этому в немалой степени способствовала огромная культурно-массовая работа, развернувшаяся на целине при поддержке крупных культурных центров страны - Москвы и Ленинграда.

Заключительный этап развития города связан с кардинальным изменением роли города в истории республики - переносом столицы Казахстана из Алматы в Акмолу в сентябре 1997 года. Решение о переносе столицы суверенного Казахстана в Астану (так стал называться город с мая 1998 года) стало не просто качественно новым этапом в истории города, но оно дало мощный импульс развитию города теперь уже в качестве административного центра республики.

Перенос столицы, по глубокому убеждению Президента РК Н.А. Назарбаева, способствовал дальнейшему развитию системы государственного и административного управления. Во-первых, потому, что этот процесс вызвал приток в госорганы новой политической бюрократии, менее обремененной традиционной условностью и консерватизмом. И это, по мнению Президента «...обеспечит переход к новым основам общества, без излишнего аппаратного балласта и клановых тормозов»... [13]. Не случайно, некоторые политические наблюдатели, оценивая перемены в составе власти в Казахстане, писали об Астане как о «памятнике антибюрократической революции Нурсултана Назарбаева» [14]. Во-вторых, Астана находится в географическом и экономическом центре Казахстана, на пересечении крупных транспортных магистралей. Равноценная удаленность столицы от областных административных центров республики стала фактором создания уравновешенного баланса политического и административного управления.

Произошел резкий качественный скачок в экономическом развитии города. Изменилась роль Астаны в экономике Казахстана. Если в 1997 году столица по этому показателю занимала последнее место среди регионов, то сейчас вышла на 5-ю позицию. Промышленное производство в Астане выросло в 2 раза, а его объём в 2005 году составил 47 млрд. тенге. Доля Астаны в общем ВВП республики выросла в 3 раза. Объём инвестиций в основной капитал в 2004 году составил 170 млрд. тенге. Число иностранных предприятий в Астане за 7 лет выросло в 10 раз (с 40 до 409), а их суммарный капитал вырос в более чем 100 раз. Количество стран-партнёров Астаны увеличилось с 19 до 50 [5, с.237-238]. За 10 лет валовой региональный продукт города Астаны вырос в 17 раз. Объем инвестиций в основной капитал за десять лет увеличился более чем в 20 раз и достиг к 2008 году 400 миллиардов тенге [15].

В плане демографии Астана стала самым быстро развивающимся городом Казахстана по темпам урбанизации и прироста населения. Население города за это время выросло в 2,5 раза и составило на май 2005 года 537 тыс. человек. В настоящее время численность населения столицы превысила 600 тысяч человек. Спустя 10 лет с момента переноса столицы население города увеличилось в три раза. Уже в 2010 году ожидается увеличение численности горожан до 1 млн. человек. Между тем, по первоначальному замыслу, этой цифры Астана должна была достигнуть только к 2020 году [5, с. 151].

Совершено новое качественное развитие получила градостроительная история, кардинально изменился архитектурный облик города. В генеральном плане города, разработанном всемирно-известным японским архитектором К. Курокавой, нашли отражение актуальные принципы развития современного общества, учитывающие многовековую историю города.

В основу генплана Астаны заложено несколько архитектурных принципов. Основные постулаты нового генплана определяются такими понятиями как метаболизм, обновление, симбиоз, экология, глобальная экология. Достижение композиционного единства между сложившейся и новой частями города за счет организации развитой системы транспортных магистралей; закрепление основных композиционных осей старого центра и органичный переход его пространства в новый центр; включение в планировочную структуру водно-зеленой системы реки Есиль; нацеленность плана на формирование комфортной среды жизнедеятельности - таковы отличительные положения генплана Астаны. Один из важнейших принципов плана состоит в том, что Астана - это евразийский город, который отличается не механическим сложением культурных традиций, а гармонией, слиянием культур всех сторон света - Запада, Востока, Севера и Юга. Впервые в градостроительной истории города на первый план выступает принцип устойчивого развития, подразумевающий гармонию природной и рукотворной среды, органично сохраняющий и акцентирующий в городской среде природные элементы. Это один из основополагающих принципов градостроительства во все эпохи.

Кардинально изменилась планировочная структура города. Дальнейшее развитие города определено интенсивным освоением левобережных территорий под организацию крупного градостроительного комплекса, являющегося одновременно республиканско-административным центром и новым жилым районом города.

Бурное общественное и жилищное строительство в городе привело к смене стандартов и условий жизни горожан, более высокому уровню комфортного проживания населения в сравнении с другими городами. Признаком качественного изменения можно считать и неповторимый архитектурный стиль. В основе философии современной столицы два простых, но принципиальных тезиса. С одной стороны - формирование уникальных и неповторимых контуров столицы, с другой - уникальность города должна способствовать ощущению максимальной комфортности жителей городских кварталов и всех граждан страны.

Современная Астана развивается не только как административный, но и как научный, культурный и духовный центр Казахстана. Перспективы развития столицы связывают с формированием современной социально-культурной сферы. Столичные университеты, музеи, театры, архивы, выставки, художественные мастерские, творческие союзы, концертные площадки делают столицу хранительницей лучших традиций и достижений культуры.

Литература

1. Государственный архив г. Астаны. Ф.362.Оп.4.Д.31.

2. Государственный архив г. Астаны. Ф.286. Оп.1.Д.38.

3. Государственный архив г. Астаны . Ф.362. Оп.4. Д.34.

4. Касымбаев Ж.К., Агубаев Н.Ж. История Акмолы: XIX - начало XX вв; исследования, источники, комментарии. Алматы: Жеты-Жаргы, 1998, - С. 176.

5. Алпыспаева Г.А. Астана в новое и новейшее время. Астана. Изд. «Астана полиграфия», 2008. - С. 276.

6. Вебер М. Избранное: образ общества. М., Изд. « Юрист», 1994. - С.704.

7. Экономическое состояние городских поселений Сибири. СПб., 1882. - С.190

8. 1+1. //2006г., 8 декабря, №45.

9. Государственный архив г. Астаны. Ф.32.Оп.11 доп. Д.32.

10. Государственный архив г. Астаны. Ф.32.оп.3.Д.8.

11. Алпыспаева Г.А. Социально-экономическое развитие Астаны в целинные годы (1954-1965). //Вестник Карагандинского университета. №4 (48) /2007, - С.57-65.

12. Государственный архив г. Астаны. Ф.869. Оп.3. Д.16.

13. Назарбаев Н. А. В сердце Евразии. Астана: Атамура, 2005.- С.192.

14. Медведев Р. Астана нового Казахстана. http://news2000.org.ua/print?a=%2008.04.2008 .

15. Астана - колыбель будущего страны. //Казахстанская правда. 2007, 11 декабря.

Теги: Казахстан

Поделиться: