Павел Рыков: Украина Юлии Тимошенко. Взгляд из будущего.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
До президентских выборов еще полтора года, однако, необъявленная предвыборная кампания в самом разгаре. Уже очевидно, что за президентский пост, как и в 2004 году, будут бороться два кандидата. Но на этот раз оба вероятных кандидата - и Ющенко, и Тимошенко - позиционируют себя как сторонники одного лагеря, как проевропейски настроенные политики, ,отстаивающие национальные интересы Украины. И похоже, что 2009 год будет не менее судьбоносным для страны, чем 2004, когда начала меняться система власти, действовавшая в стране более десяти лет.
Павел Рыков: Украина Юлии Тимошенко. Взгляд из будущего.

До президентских выборов еще полтора года, однако, необъявленная предвыборная кампания в самом разгаре. Уже очевидно, что за президентский пост, как и в 2004 году, будут бороться два кандидата. Но на этот раз оба вероятных кандидата - и Ющенко, и Тимошенко - позиционируют себя как сторонники одного лагеря, как проевропейски настроенные политики, ,отстаивающие национальные интересы Украины. И похоже, что 2009 год будет не менее судьбоносным для страны, чем 2004, когда начала меняться система власти, действовавшая в стране более десяти лет.

На сегодняшний день наиболее реальные шансы, несмотря на провалы и неудачи на посту премьера-министра, имеет именно лидер БЮТа, которая для большинства жителей центра и запада Украины остается принципиальным борцом за поруганные «идеалы майдана». «Железная леди майдана», «единственный мужчина в украинской политике» - все эти яркие эпитеты, свидетельствующие в первую очередь о потребности рыхлой несформировавшейся элиты в воспроизводстве устойчивых мифологем, в целом дают достаточно верное представление о личных качествах Тимошенко как политика. Это на сегодняшний день единственный политик, у которого присутствует ярко выраженный инстинкт власти. Пожалуй, она единственный политик, который способен в одиночку радикально изменить правила игры и попытаться вывести страну из состояния «полуреформ». Правда, существуют серьезные опасения относительно того, будут ли проанонсированные изменения соответствовать реальным потребностям общества и не приведут ли они к окончательному разрушению государственного организма.

Говоря о возможной стратегии Тимошенко в отношениях с Россией, следует выделить несколько факторов, которые будут оказывать ключевое влияние на формирование этой стратегии. Первый фактор - геополитический. Россия является самым крупным государством, граничащим с Украиной и связанным с ней тесными культурно- историческими узами. И полностью игнорировать интересы соседнего государства Украина все равно не сможет, даже в случае вступления в НАТО и быстрой интеграции в европейские структуры. Второй фактор - эмоциональный. Надо учитывать, что украинское общество - это в какой-то степени типичное постсоветское общество, для которого характерен острый кризис самоидентификации и активный поиск собственного исторического «я», сочетающийся с комплексом неполноценности, часто встречающимся у «малых» наций, которые не имеют громкой истории. Третий фактор - внутриполитический, связанный с выбором формы правления, оптимальной для страны. Скорее всего, в случае победы на выборах Юлия Тимошенко попытается выстроить президентскую республику, где будет доминировать принцип жесткой политической ответственности. В этой связи особый интерес вызывают циркулирующие в СМИ слухи о возможном политическом союзе Тимошенко и Виктора Медведчука, экс-главы администрации Кучмы и автора системы сдержек и противовесов, чей талант политического менеджера может быть использован при инсталляции новой модели власти. В принципе это может привести к корректировке внешнеполитического курса, основанного на безоговорочной поддержке США и Североатлантического блока. Ведь зачастую апелляции к «Брюсселям» и «Вашингтонам являлись средством для оказания давления на своих политических оппонентов. Теперь же роль внешнего ресурса и частота его использования в политической борьбе внутри страны может уменьшиться, так как при президентской республике мобилизовать внутриполитический ресурс значительно легче, чем при парламентской или парламентско-президентской.

Говоря об общей стратегии, нельзя забывать и о конкретных проблемах, существующих в российско-украинских взаимоотношениях. Скорее всего, в случае успешной реализации проекта президентской республики и качественного усиления центральной власти России стоит забыть о возвращении Крыма, чей юридический статус вряд ли будет сильно отличаться от статуса Донбасса или Закарпатья. Под вопросом остается присутствие российского флота в Севастополе. Наверное, здесь будет найден компромиссный вариант, устраивающий обе стороны.

В газовой сфере стоит ожидать радикального пересмотра отношений между ведущими игроками, сложившихся за время правления Ющенко. По-видимому, «Газпрому» надо быть готовым к тому, что Тимошенко, для которой установление контроля над газотранспортной системой крупнейшей страны Восточной Европы является принципиальной задачей, в одностороннем порядке разорвет договор, подписанный между «Нафтогазом» и российским газовым концерном. И переговоры с «газовой принцессой» «Газпрому» придется вести напрямую, без посредников, что, впрочем, имеет и свои плюсы. Во всяком случае, ответственность за принятые решения и достигнутые договоренности будет нести один человек.

Не менее сложно смоделировать и возможную стратегию будущего украинского президента в отношении российского бизнеса, на протяжении последних лет вступавшими

как в конкурентные, так и в партнерские отношения с украинскими ФПГ. Вероятно, российские предприятия, связанные с «недружественными» ФПГ, понесут серьезные убытки. Не исключено, что некоторые из них потеряют собственность в результате новой волны национализации и реприватизации. В то же время, если Юлия Владимировна пойдет на серьезный конфликт с олигархическими кланами, ей, скорее всего, понадобится помощь извне. В таком случае, представители российского бизнеса, которые встанут на сторону Тимошенко в крестовом походе против олигархов, могут получить определенные преференции в случае успешного завершения этого противостояния. В целом, следует ждать уменьшения количества юридических «лазеек», позволяющих заключать внеправовые сделки и установления правил, жестко регламентирующих деятельность российского бизнеса на территории Украины.

Нельзя обойти вниманием и проблему русскоязычного востока, ориентирующегося на российские культурные и политические ценности. Возможно, именно голоса «украинороссов» станут решающими при определении победителя президентских выборов, поэтому сейчас за восточный электорат развернулась активная борьба между командой премьер-министра и командой президента, стремящегося переманить на свою сторону «голубей» из партии регионов. Многое зависит и о того, насколько искренней была Юлия Тимошенко, когда она презентовала свою программу построения «единой нации». Ведь осуществить эту амбициозную программу национальной модернизации страны можно будет лишь в том случае, если жители восточной части страны будут признаны равными партнерами в строительстве «великой державы». Политика же игнорирования интересов одной трети населения ни к чему хорошему не приведет.

На первый взгляд, приход к власти Тимошенко для России менее выгоден, чем паритетное распределение власти между Ющенко и Януковичем. Однако не стоит забывать и о негативном опыте президентских выборов 2004 года, когда поражение кандидата, которому оказывалась безоговорочная поддержка, вызвало эмоциональный шок и растерянность.

Теги: Украина

Поделиться: