Парламентские выборы и политические партии в суверенном Кыргызстане
Автор: ИАЦ МГУ
**********************************************************************************
Галиева З.И., к.и.н., доц.
КНУ им. Ж. Баласагына, Кыргызстан
Парламентские выборы 2000 г.
В результате дополнений и изменений в Конституцию Кыргызской Республики 1998 г., с парламентских выборов 2000 г., в стране была введена смешанная избирательная система выборов в нижнюю палату Законодательного Собрания (ЗС) парламента - Жогорку Кенеш. 15 % депутатов ЗС (из 60 мест) должны были избираться по пропорциональному принципу, 85 % - по мажоритарному. Исходя из этого, в ЗС соответственно 15 мест (из 60) было отдано партиям. Впервые в истории Кыргызстана в 2000 г. политические партии получили реальный доступ к рычагам власти, возможность формирования законодательной базы государства.
Ко времени проведения выборов в Кыргызстане было зарегистрировано 27 политических партий. 12 политических партий не были допущены к выборам: 8 партий [1] не имели годичного срока регистрации, а 4 партии [2] в своих программах не имели положения об участии в выборах [3]. В окончательный список партий, имеющих право на участие в выборах по единому общереспубликанскому округу, были включены 15.
Накануне выборов в результате объединения пяти «карликовых» партий было создано 2 избирательных блока: «Союз демократических сил» [4] и «Манас» [5]. К созданию блоков их вынудила политическая неустойчивость и неузнаваемость среди электората, следовательно, объединение стало единственной возможностью пробиться в парламент.
В бюллетени для голосования было внесено 9 политических партий и два избирательных блока (см. таблицу 1). Преодолеть 5-процентный барьер смогли блок СДС, Коммунистическая партия, Демократическая партия женщин, Партия ветеранов войны в Афганистане..., «Ата-Мекен», «Моя страна». За них проголосовали 78,49 % избирателей, предпочтения которых наглядно представлены в таблице 1.
Таблица 1 [6]
Распределение голосов избирателей, поданных
за партийные списки в 2000 г.
Политические партии и избирательные блоки |
Число голосов, поданных за список кандидатов |
Число мандатов |
||
Число голосов «за» |
% |
|||
1. |
Партия Коммунистов Кыргызстана (ПКК) |
454942 |
27,65 |
5 |
2. 3. 4. 5. |
Избирательный блок СДС: Социал-демократическая партия Кыргызстана (1993) Партия единства Кыргызстана (1994) Адилет (1999) Партия экономического возрождения (1997) |
306971 |
18,64 |
4 |
6. |
Демократическая партия женщин Кыргызстана (ДПЖК) |
208593 |
12,69 |
2 |
7. |
Политическая партия ветеранов войны в Афганистане ... |
132013 |
8,03 |
2 |
8. |
Ата-Мекен |
106441 |
6,47 |
1 |
9. |
Моя страна |
82440 |
5,01 |
1 |
10. |
Эркин Кыргызстан (ЭрК) |
68437 |
4,16 |
0 |
11. |
Аграрно-трудовая партия |
40391 |
2,46 |
0 |
12. |
Аграрная партия |
39781 |
2,42 |
0 |
13. 14. |
Избирательный блок «Манас»: Республиканская народная партия Кыргызстана (РНПК) (1992) Партия защиты интересов работников промышленности, сельского хозяйства и малообеспеченных семей |
39127 |
2,38 |
0 |
15. |
Асаба |
24684 |
1,5 |
0 |
Против всех |
48126 |
2,93 |
Подсчет результатов выборов по партийным спискам в региональном разрезе позволяет говорить об определенных тенденциях:
- 1. Во всех областях ярко выраженными лидерами были Партия коммунистов Кыргызстана (ПКК) и блок СДС. Причем самую высокую поддержку ПКК получила в Баткенской (42,36 %) и Иссык-Кульской (32,23 %) областях, а СДС - в Джалал-Абадской (34,74 %) области. Наименьший кредит доверия электората ПКК получила только в Нарынской области (11,24 %), а СДС - в Баткенской (7,34 %) и Бишкеке (9,57 %). ПКК уступила свои позиции СДС только в Джалал-Абадской (соответственно 27,16 %и 34,74 %) и Нарынской (соответственно 11,24 % и 24,54 %) областях. Самый существенный разрыв между ними наблюдался в Баткенской области (соответственно 42,36 % и 7,34 %) и Бишкеке (соответственно 23,52 % и 9,57 %).
- 2. В отдельных областях в их соперничество вмешивались «специализированные» партии. ДПЖК получила наибольшую поддержку в Нарынской области 23,1 % голосов, а партия ветеранов войны в Афганистане... - в Чуйской (12,57 %. .
- 3. «Моя страна» получила наибольшую поддержку в столице (15,61 %) и Чуйской области (6,49%) (именно здесь ее деятельность была самой активной), в остальных областях ее практически не знали (3,6).
- 4. За «Ата-Мекен» наибольшее количество населения проголосовало на юге республики: в Ошской (7,17 %) и Джалал-Абадской (11,85 %) областях.
- 5. Остальные партии не приблизились к лидирующим ни в одной из областей и это не дает оснований считать их общенациональными. Например, партия ЭрК, созданная одной из первых, наибольшую поддержку получила в Ошской области (8,57 %), наименьшую - в Чуйской (2,28 %)
6. В целом, доминирование какой-либо одной или двух партий, которые представляли бы интересы большинства населения Кыргызстана, в 2000 г. не наблюдалось.
В ЗС в общей сложности набралось 30 «партийных» депутатов, составляющих половину от общего состава этой палаты, т.е. Жогорку Кенеш стал более дробным, но и более адекватно отражающим политический плюрализм общества. В целом в парламенте оказались представлены следующие политические силы: коммунисты, СДС, Демократическая партия женщин, Партия ветеранов войны в Афганистане, Ата-Мекен, Моя страна и др. (см. таблицу 2).
Таблица 2 [7]
Избирательные системы и численность партийных
депутатов в Жогорку Кенеше в 2000 г.
№№ |
Политические партии и блоки |
Количество депутатов, избранных по: |
|
мажоритарной системе |
пропорциональной системе |
||
1. |
Союз демократических сил |
5 |
4 |
2. |
Партия коммунистов |
1 |
5 |
3. |
Ата-Мекен |
2 |
1 |
4. |
Моя страна |
2 |
1 |
5. |
Демократическая партия женщин |
- |
2 |
6. |
Эркин Кыргызстан |
2 |
- |
7. |
Партия ветеранов войны в Афганистане |
- |
2 |
8. |
Народная партия |
2 |
- |
9. |
Аграрно-трудовая партия |
1 |
- |
Итого: |
15 |
15 |
Парламентские выборы 2005 г.
Событием чрезвычайной важности начала 2005 г. стали парламентские выборы, которые должны были определить политическое будущее экс-президента А. Акаева. Перед выборами его положение было довольно неопределенным, поскольку по Конституции он не мог выдвигать свою кандидатуру на переизбрание. Для сохранения своей власти или политического влияния он мог предпринять только два шага: 1) провести конституционную реформу через референдум, чтобы сделать возможным очередное переизбрание; 2) выбрать преемника и передать ему властные полномочия, с сохранением возможности манипулирования им. Какой бы шаг он не предпринял, необходимо было обеспечить лояльное и послушное большинство в Жогорку Кенеше. Это и стало самой главной стратегической задачей перед выборами.
Первый тур выборов. 27 февраля 2005 г. состоялся первый тур выборов в однопалатный Жогорку Кенеш. В результате изменений, внесенных в Кодекс о выборах на референдуме 2003 г., выборы проводились по двухтуровой мажоритарной системе.
Об участии в выборах заявили 14 политических партий и выдвинули 227 претендентов, на регистрацию из них подали документы всего 72 человека, зарегистрированы - 64. Из 389 зарегистрированных кандидатов партийцы составили всего 16,4 %, женщины - около 10 %. Самое большое количество кандидатов было выдвинуто пропрезидентской партией «Алга, Кыргызстан» - 26 кандидатов, партия «Адилет» - 18, Социал-демократическая партия - 5, «Ар-Намыс» - 3, из двух Коммунистических партий на места претендовали 7 человек, Демократическая партия женщин и молодежи Кыргызстана «Новая сила» - 1, Партия «Согласия» - 3, Политическая партия регионов Кыргызстана «Элет» - 2, Партия экономического возрождения - 1 [8].
В региональном разрезе от политических партий были выдвинуты: в Баткенской области 8 партийных кандидатов (из 33), Джалалабадской - 7 (из 76), Иссык-Кульской - 6 (из 41), Нарынской - 3 (из 22), Ошской - 9 (из 73), Таласской - 3 (из 18), Чуйской - 12 (из 47), Бишкеке - 14 (из 54), Оше - 2 (из 13) [9].
Для реализации намеченной цели («карманный» парламент), власть на основании формальных предлогов старалась не допустить участия в выборах видных оппонентов власти: в списки кандидатов не были включены бывшие послы [10], которые не соответствовали требованиям ценза оседлости, т.к. исполняли дипломатические (т. е. служебные) обязанности за рубежом [11]. Кроме того власть использовала различные способы, чтобы не допустить в парламент оппозиционных кандидатов и просто людей «со стороны»: препятствия в регистрации; придирки к несущественным мелочам в документах; снятие неудобных кандидатов через подвластные действующему президенту суды; вмешательство местных администраций в работу избирательных комиссий; нарушение Избирательного кодекса; подкуп электората и членов окружных комиссий; запрет на встречи с электоратом; отказы печатать их агитационные материалы из-за распоряжения сверху; затруднение доступа к СМИ и др.
Поздно вечером 27 февраля стали известны имена 30 депутатов нового парламента, которые победили в первом туре голосования, получив, как того требовал Кодекс о выборах больше 50 % голосов [12]. В высший законодательный орган пробились 12 представителей политических партий: Алга, Кыргызстан - 9 [13]; Демократическая партия женщин - 1, Адилет - 1, Асаба - 1 и 18 беспартийных, в числе которых брат и старший сын президента.
Многие наблюдатели стремление власти ввести в новый состав парламента не только своих влиятельных сторонников, но и прямых родственников - старших детей президента и сестер его супруги - оценили как проявление упадка правящего режима. Фактически, власть старалась добиться реализации своей стратегической задачи всеми возможными путями, игнорируя простые правила приличия.
Несмотря на поддержку электората, группа оппозиционно настроенных деятелей (К. Бакиев, А. Мадумаров, И. Кадырбеков и др.) из-за активного противодействия местных властей не смогла получить депутатские мандаты.
Такие возмутительные действия власти вызвали многочисленные акции протеста и митинги, практически захлестнувшие всю республику. По существу это означало то, что народ, преодолев апатию, встал на защиту своих интересов, причем не политических, а, скорее всего, кланово-родовых и местечковых предпочтений. Митингующие повсеместно выдвигали требования немедленной отставки президента А. Акаева, проведение досрочных президентских выборов в течение трех месяцев; после этого провести выборы нового парламента [14].
5 марта 2006 г. К. Бакиев выступил с политическим заявлением о необходимости созыва внеочередной сессии «старого» Жогорку Кенеша для рассмотрения вопроса о проведении досрочных выборов президента республики [15]. Его поддержали и другие лидеры, входящие в Форум политических сил, достаточно рыхлую коалицию оппозиционных партий и движений. На пресс-конференции 7 марта Р. Отунбаева (лидер движения «Ата-Журт»), предложила продлить на один год мандат действующего парламента - шаг, по сути дела, означавший отмену результатов парламентских выборов.
10 марта 2005 г. представители оппозиционных партий сформировали Координационный Совет народного единства, во главе с К. Бакиевым [16].
Второй тур выборов. 13 марта 2005 г. состоялся второй тур голосования в 42 избирательных округах республики. По итогам повторного голосования, в соответствии с Кодексом о выборах, избранным считается кандидат, получивший простое большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании [17].
В ходе этого тура электорат активно использовал строку «против всех» для борьбы со ставленниками режима. Так, в Тонском округе 67,45 % избирателей округа проголосовали против всех кандидатов, а в Кочкорском - 62 % [18] (после отстранения из предвыборной гонки кандидата в депутаты А. Жапарова).
Несмотря на это, второй тур оппозицией был также проигран с подачи властей. Уверенно по итогам второго тура прошли лишь те, кто давно считался старожилами в парламенте - О. Текебаев (лидер партии «Ата-Мекен»), Д. Садырбаев, И. Масалиев (Партия коммунистов), А. Бекназаров (Народное движение Кыргызстана). За бортом Жогорку Кенеша остались известные оппоненты власти А. Мадумаров, К. Бакиев, которые пользовались значительной поддержкой народных масс у себя на «малой родине», и должны были легко добиться переизбрания в своих округах; ни один из трех кандидатов от оппозиционной партии «Ар-Намыс» также не был пропущен в парламент. В целом оппозиционные кандидаты получили всего 6 из 75 мест в парламенте, т.е. «оппозиция не получила даже 10 % мест, хотя, по прогнозам, должна была получить не менее 30 %» [19]. Таким образом, оппозиция не смогла набрать в законодательном органе даже блокирующего пакета голосов, не говоря уже о контрольном.
Эксперты считали неудачу оппозиции на выборах следствием ее собственных ошибок, таких как отсутствие единства, общей стратегии и тщательной подготовки [20].
Прошедшие выборы показали и очевидную слабость партий: ни одна из них не смогла выдвинуть своих кандидатов по всем 75 округам [21]. Естественно, что с помощью административного ресурса пропрезидентская «Алга, Кыргызстан» вновь получила наибольшее количество депутатских мандатов (8). Всего с учетом победивших в первом туре в парламент прошли 17 человек, зарегистрированных от этой партии. Еще в 4 округах победителями стали члены партии, выступившие на выборах в качестве самовыдвиженцев [22]. Проправительственная партия «Адилет» получила 4 депутатских мандата, партия коммунистов и демократическая партия женщин и молодежи «Новая сила» - по одному мандату.
В региональном разрезе предпочтения электората распределились следующим образом: в Бишкеке из 11 избранных депутатов - 4 партийца («Алга, Кыргызстан» и «Адилет»); в Оше из 4 депутатов - 1 от «Адилет», в Чуйской области из 12 депутатов - 6 («Алга, Кыргызстан» и «Адилет»); в Баткенской: из 6 депутатов - 3 от «Алга, Кыргызстан», 1 - от партии коммунистов; в Джалал-Абадской: из 14 депутатов - 4 от «Алга, Кыргызстан»; в Иссык-Кульской: из 7 депутатов - 1 от «Новой силы»; в Нарынской: из 4 депутатов - 1 от «Алга, Кыргызстан»; в Ошской: из 14 депутатов - 3 от «Алга, Кыргызстан». Следовательно, за представителей партии «Адилет» проголосовали в Чуйской области и в столицах - северной и южной, «Алга, Кыргызстан» получила поддержку в Бишкеке и в областях, за исключением Иссык-Кульской и Таласской; партия коммунистов - в Баткенской, партия «Новая сила» - в Иссык-Кульской [23] Сохранили свои депутатские мандаты 26 депутатов прошлого созыва [24].
Таким образом, во время выборов 2005 г., при невмешательстве Центризбиркома во всех областях наблюдались: беспрецедентное давление местных администраций на работу избирательных комиссий и грубое нарушение Кодекса о выборах, с использованием самых грязных технологий; откровенный подкуп (подарки, раздача продовольствия и денег) и давление на электорат, членов окружных и участковых комиссий; решение исковых заявлений о грубых нарушениях законодательства в пользу нарушителей, если они были кандидатами от власти; использование властью огромных финансовых и людских ресурсов для того, чтобы не допустить избрания в парламент оппозиционных кандидатов [25]; многочисленные махинации со списками избирателей (несоответствие в числе избирателей, включенных в основные списки, протоколам, которые участковые комиссии сдали в окружные и выдали на руки наблюдателям), голосование по дополнительным спискам, голосование не прописанных на участках граждан; фальсификации протоколов голосования и др. Все это использовалось с одной целью - «перекрыть дорогу» лидерам оппозиции и проложить «зеленую дорогу» для кандидатов от партии «Алга, Кыргызстан» и ставленников власти.
Неоднократные заявления главы государства о проведении честных и прозрачных выборов в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики и Избирательным Кодексом остались пустым звуком.
Выборы являются важнейшим индикатором демократического развития. Однако нельзя не согласиться с мнением политолога А. Князева, что в странах постсоветского пространства выборы, усугубленные активным внешним вмешательством, все чаще становятся детонатором острейших политических потрясений, подводящих общества к опасному балансированию на грани гражданской войны [26]. Подтверждением этому стали события марта 2005 г. в Кыргызстане.
Парламентские выборы 2005 г., проведенные с многочисленными нарушениями законодательства, впервые сплотили антиправительственные силы и привели к созданию единого, хотя и неоднородного по своему составу, оппозиционного фронта. Одним из решающих моментов стало поражение лидеров оппозиции. Большинство южных оппозиционных политиков объединили свои силы с целью отправить действующего главу государства в отставку. Как известно, мартовские события 2005 г. привели к ликвидации власти А. Акаева.
Парламентские выборы 2007 г.
Накануне досрочных парламентских выборов в Кыргызстане было зарегистрировано 104 политических партий. В середине октября к ним присоединилась еще одна. Форум движения «За Конституцию, реформы и развитие» превратился в учредительный съезд народной партии «Ак жол, Кыргызстан», председателем которой был избран К. Бакиев. В нее влились и другие пропрезидентские политические силы (партии «Содружество», «Моя страна» и пр.).
О своем участии в парламентских выборах первоначально заявили 50 политических партий. Однако многие так и не дошли до предвыборного марафона. Такие партии, как «Кыргызстан аялдары» («Женщины Кыргызстана»), Экономическое возрождение Кыргызской Республики и «Элдик биримдик» («Народное единство»), отказались от участия в выборах без объяснения причин отказа. Документы на регистрацию подали всего 22 партии, из них «естественный отбор» сквозь сито ЦИК прошли лишь 12 (см. таблицу 3). Остальные десять отсеялись по самым различным причинам: одни сняли свои кандидатуры в пользу других, более сильных партий, вторые не прошли многочисленные цензы... [27].
7 партиям было отказано в регистрации: Коммунистическая партия Кыргызстана (КПК), Партия крестьян Кыргызстана, Партия зелёных Кыргызстана, Партия ветеранов войны в Афганистане и участников других локальных конфликтов, «Родина», «Таза Ком» (Чистое общество) и «Замандаш» (Соотечественник). Связано это было с различными обстоятельствами: например, Центризбирком отказал партии «Родина» в регистрации на основании того, что невозможно было установить кыргызское гражданство 16 кандидатов от этой партии, что привело к тому, что список партии не соответствовал необходимому минимальному числу кандидатов (Кодекс о выборах, статья 25.3). Несмотря на последующее подтверждение гражданства всех этих кандидатов Департаментом паспортного и визового контроля, отказ ЦИК в регистрации был оставлен судом без изменения.
Это коснулось и отдельных кандидатов, которые были сняты ЦИК с регистрации: 1) одни не предоставили документов о том, что они покинули или временно прекратили исполнять свои должностные обязанности, несовместимые со статусом кандидата. Однако ЦИК не предоставила ясных объяснений по поводу того, какие должности не совместимы со статусом кандидата; 2) ЦИК исключил некоторых кандидатов после регистрации партийных списков, что привело к перекосу гендерного порядка в некоторых списках и др.
Избирательные технологии. Если в 2000 г. выборы Жогорку Кенеша проходили по смешанной системе, когда часть депутатов была избрана по партийным спискам, другая часть - по одномандатным округам, то в 2007 г. впервые в суверенном Кыргызстане выборы проводились исключительно по пропорциональной системе в соответствии с новой редакцией Кодекса о выборах.
Выборы проводились четырёх-уровневой системой избирательных комиссий, возглавляемой ЦИК [28].
Впервые в Кыргызстане все 90 депутатов однопалатного Жогорку Кенеша избирались на основе пропорциональной системы по закрытым партийным спискам по единому избирательному округу. Однако установленные законодательством Кыргызстана условия пропорционального представительства и участия в распределении мест не совсем обычны:
- Ø политическим партиям для участия в распределении мест в парламенте необходимо было преодолеть два отдельных порога: 1) 5-процентный национальный порог, подсчитываемый от числа всех зарегистрированных избирателей в стране; 2) дополнительный - 0,5-процентный порог, который партиям необходимо преодолеть в каждом из девяти регионов (областей);
- Ø Избирательный кодекс не содержал чётких положений о том, как должен определяться второй порог. 19 ноября 2007 г. ЦИК издал постановление, что данный порог будет подсчитываться на основе всех избирателей, включенных в списки во всей стране;
- Ø политическим партиям, для того чтобы зарегистрироваться для участия в выборах, необходимо было предоставить в ЦИК список кандидатов, содержащих не менее 90 и не более 100 кандидатов (фактически невозможно было подать списки с меньшим числом кандидатов). Статья 72.5 Кодекса о выборах запрещает вносить изменения в список после его подачи; партии могли заменить кандидатов только в случае их выбытия;
- Ø квоты, способствующие гендерному равенству, ликвидации дисбаланса в возрастном и национальном плане. Так, статья 72.3 Кодекса о выборах устанавливает: требование в отношении того, что лица одного пола не должны превышать 70 процентов в каждом списке и того, что максимально три кандидата одного пола должны находиться подряд в партийном списке; 15 % кандидатов в каждом партийном списке должны быть моложе 35 лет; не менее 15% должны представлять различные национальности, проживающие в республике. Однако вряд ли 15-процентное представительство молодежи и национальных меньшинств в Жогорку Кенеше позволит этим группам лоббировать свои интересы через представление законопроектов.
Накануне выборов вокруг нормы о 0,5 % региональном пороге разгорелся ожесточенный спор. Дело в том, что данная формулировка весьма расплывчата и могла толковаться по-разному. К примеру, было непонятно, то ли каждая партия обязана получить больше 0,5 % голосов от числа избирателей, проживающих в той или иной области, то ли от числа общего количества избирателей по всей республике. Так и не поняв, какое из этих положений будет использоваться на практике, представители сразу нескольких политических партий потребовали от властей разъяснить им действие этой нормы.
Центризбирком решил, что 0,5 % голосов избирателей необходимо набрать от единого республиканского списка избирателей, т.е. каждая партия, чтобы иметь свое представительство в парламенте, должна набрать в каждом регионе не менее 13 тыс. голосов, а в городах Бишкек и Ош не менее 600 голосов.
Такое толкование привело к началу нешуточной борьбы за его отмену. Двенадцать политических партий [29] написали обращение к президенту страны с требованием отменить «драконовскую квоту» в 0,5 % как антидемократическую.
Результаты выборов в Жогорку Кенеш.
По предварительным результатам выборов лидирующее положение занимала президентская партия «Ак-жол», которая получила 48,1 % голосов избирателей, за ней - «Ата-Мекен» с 9,19 % голосами и т.д. (см. таблицу 3).
Самая высокая электоральная поддержка «Ак Жол» зафиксирована в г.Ош и Ошской области, в Баткенской и Чуйской областях, в городах Бишкек и Талас; наименее - в Нарынской, Таласской и Иссыккульской областях.
«Ата-Мекен» имела «проходные» рейтинги в г.Бишкек и Чуйской области, в Таласской и Нарынской областях; колебалась на грани «проходного» - в Джалал-Абадской области. Очень низкие показатели партия показывала в Баткенской и Ошской областях и г.Ош, т.е. на юге страны.
Партия «Ар-Намыс» получила «проходной» рейтинг только в г.Бишкек и Таласской области. СДПК - в Джалал-Абадской, Таласской и Нарынской областях. Близка к этому поддержка партии в г.Бишкек. Это означает, что партия имеет возможности решить проблему обретения общенационального рейтинга [30].
5-процентный барьер проходили по предварительным итогам только 2 партии: «Ак Жол» и «Ата-Мекен», а барьер 0,5% по регионам проходила только партия власти - «Ак-Жол».
Таблица 3 [31] .
Предварительные итоги голосования избирателей в ходе
парламентских выборов 2007 г.
№ |
Политическая партия |
Дата регистрации |
Число голосов, отданных за партийные списки в % |
1. |
Ак-Жол |
Октябрь 2007 |
48,1 |
2. |
Ата-Мекен |
Декабрь 1992 |
9,19 |
3. |
Социал-демократическая партия |
Декабрь 1994 |
4,5 |
4. |
Партия коммунистов Кыргызстана |
Сентябрь 1992 |
2,95 |
5. |
Туран |
1,95 |
|
6. |
Ар-Намыс |
Август 1999 |
1,5 |
7. |
ЭрК |
Декабрь 1991 |
0,85 |
8. |
Асаба |
Декабрь 1991 |
0,84 |
9. |
Эркиндик |
Апрель 2000 |
0,72 |
10. |
Аалам |
0,53 |
|
11. |
Глас народа |
0,45 |
|
12. |
Новая сила |
Октябрь 1994 |
0,23 |
Против всех |
0,3 |
Судя по предварительным итогам, оппозиционная партия "Ата-Мекен" прочно занимала второе место после "Ак-Жол" и могла рассчитывать как минимум на полтора десятка мест в парламенте. Однако с учетом 0,5 % регионального порога партия «Ата-Мекен» не смогла получить необходимое количество голосов в Ошской (3103 голосов) и Баткенской областях (3162 голосов) и в городе Ош (301) голосов поэтому в новый парламент проходила только одна партия «Ак-жол».
После окончательного подсчета голосов (когда, по заверениям ЦИК, поступили последние бюллетени из отдаленных регионов) ситуация в корне изменилась, внеся новый расклад политических сил в Жогорку Кенеше: 5-ти процентный барьер преодолели и социал-демократы (СДПК), и коммунисты (хотя по предварительным данным после подсчета 95 % бюллетеней они набрали всего 2,95 % голосов).
В связи с решением Верховного суда о том, что региональный порог нужно считать от числа избирателей в каждом регионе, ЦИК настаивает, что партия «Ата Мекен» не набрала необходимых 0,5 % голосов в г. Ош (вместе с тем не верится, что одна из крупных партий смогла собрать в этом городе всего 363 голоса вместо необходимых 600). В соответствии с этим, оппозиционной партии "Ата-Мекен" пришлось уступить место в законодательном органе СДПК и Партии коммунистов, которые этот пресловутый порог перешагнули, благодаря «снисходительности» властей.
Окончательный расклад в Жогорку Кенеше оказался следующим: "Ак Жол" получила 71 место в новом парламенте, 11 мандатов достались социал-демократам и 8 мандатов - Партии коммунистов Кыргызстана (см. таблицу 4).
Таблица 4 [32] .
Окончательные итоги парламентских выборов 2007 г.
№ |
Политическая партия |
Дата регистрации |
Число голосов, отданных за партийные списки |
Число мандатов |
|
«За» |
% |
||||
1. |
Ак-Жол |
Октябрь 2007 |
48,1 |
71 |
|
2. |
Ата-Мекен |
Декабрь 1992 |
9,19 |
- |
|
3. |
Социал-демократическая партия Кыргызстана |
Декабрь 1994 |
5,25 |
11 |
|
4. |
Партия коммунистов Кыргызстана |
Сентябрь 1992 |
5,05 |
9 |
Удивительным представляется тот факт, что политическая партия, созданная за два месяца до выборов, смогла добиться такого оглушительного успеха, получив необходимый процент доверия во всех регионах. Этого не смогла добиться ни одна из «старых» партий республики, созданных на заре суверенитета. Этого невозможно представить ни в одной из развитых демократических западных стран. Даже диктаторам не удавалось добиться такого успеха за столь короткий срок ни в одном из тоталитарных государств.
В целом опыт развития суверенного Кыргызстана обнажил невозможность развития коренных демократических процессов на основе активного участия и самодеятельности широких народных масс. В республике не сложились необходимые условия, как объективные, так и субъективные, для развития демократии снизу, как результата проявления воли и решимости народа. В условиях, когда "низы" оказались неспособными на осуществления коренных преобразований, инициативу перехватили "верхи", проводя ту политику, которая была в их интересах на всем протяжении суверенного развития Кыргызстана.
Политические партии, несмотря на их многочисленность, не или оказывают существенного влияния на ход общественно-политической жизни. В условиях не развитой политической системы, не имея опыта партийного строительства, многие политические партии оказались не готовы к предстоящим парламентским выборам. Среди причин можно выделить и малочисленность их состава, и узкую социальную базу, и неавторитетность и неузнаваемость многих партий в регионах. Название отдельных партий большинство кыргызстанцев и вовсе слышит впервые, некоторые из партий известны лишь в тех регионах, откуда родом их лидеры. Сложность ситуации и в том, что электорат еще не определил свою политическую позицию, а большинство исходят из родо-клановых предпочтений.
Список использованных источников и литературы:
- 1. Партия кооператоров, Партия народного единства и согласия, Ар-намыс, Крестьянская (фермерская) партия Кыргызстана, Кайран эл, Коммунистическая партия Кыргызстана, Адилет, Республиканская партия Кыргызстана
- 2. Партия народа (обездоленных) - Эл (бей-бечаралар) партиясы, Партия духовного возрождения «Манас эл», Эмгекчил эл партиясы - Партия трудового народа, Партия горожан Бишкека
- 3. Ст.92 Кодекса о выборах предусматривала обязательное наличие такого положения в программах политических партий // Кодекс о выборах в Кыргызской Республике. - Б.,1999
- 4. В состав СДС вошли Социал-демократическая партия Кыргызстана, Партия единства Кыргызстана, Адилет, Партия экономического возрождения
- 5. В блок «Манас» вошли Республиканская народная партия Кыргызстана, Партия защиты интересов работников промышленности, сельского хозяйства и малообеспеченных семей
- 6. Выборы депутатов ЗС и СНП ЖК Кыргызской Республики - 2000. - Б.,2001 - С.354-355
- 7. Галиева З. Парламентские выборы 2000 г. в Кыргызстане // Сборник научных трудов юрфака КРСУ. - Вып.12. - Б.,2002
- 8. http://www.shailoo.gov.kg
- 9. Выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Цифры и факты. 2005. - Б.,2006. - С.349
- 10. М. Шеримкулов, Р. Отунбаева, М. Абылов, У. Сыдыков
- 11. Например, Р. Отунбаева (бывший министр иностранных дел страны, посол в Великобритании и США) вернувшаяся в страну в 2004 г., выдвинула свою кандидатуру по Университетскому округу № 1 Бишкека, по которому баллотировалась и Бермет Акаева. Окружная комиссия сначала зарегистрировала ее в качестве кандидата в депутаты, а вечером того же дня объявила, что она зарегистрирована по ошибке, т.к последние пять лет она не проживала в стране (хотя это относилось также и к дочери президента)
- 12. Кодекс о выборах в Кыргызской Республике. - Б.,2001. - С.234-235
- 13. Шин Р., Журавлев О., Салымбеков М., Салымбеков А. (экс-губернатор), Артыкбаев О., Хакимов А., Абдылдаев Н., Оскомбаев Д.и др.
- 14. Осоров З. Джалал-Абад: Хроника протеста // МСН, 11 марта 2006
- 15. Сдали нервы // Вечерний Бишкек, 7 марта 2005
- 16. Кыргызский переворот. Март-апрель 2005 г. - М.,2005. - С.23
- 17. Кодекс о выборах в Кыргызской Республике. - Б.,2001 - С.235
- 18. Дело № ..., 16 марта 2005
- 19. Курманов З. Парламентские выборы в Кыргызстане 2005 г. и крах политического режима А. Акаева // Центральная Азия и Кавказ. - 2005. - № 3 (39) - С.16
- 20. Молдалиев О. Мартовская революция... - С.32
- 21. Мамбетов К. Есть новый парламент! // Слово Кыргызстана, 15 марта 2005
- 22. Тынаев А. Фракция народного доверия // Вечерний Бишкек, 15 марта 2005
- 23. Выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Цифры и факты. 2005. - Б.,2006. - С.438-439
- 24. Состав нового парламента // Дело №..., 16 марта 2005
- 25. Тимирбаев В. Время несбывшихся надежд, или четырнадцать лет спустя // МСН, 16 марта 2005
- 26. Князев А. Государственный переворот 24 марта 2005 г. в Киргизии. - http: // www.analitik.kg
- 27. Аманбеков С. К чему приведут 12 политических партий ? // Комсомольская Правда. Кыргызстан. 28.11.2007
- 28. Она включала семь областных, Бишкекскую и Ошскую городские избирательные комиссии (ОИК), 56 районных и городских избирательных комиссий (РИК) и 2274 участковые избирательные комиссии (УИК), находящихся как на территории страны, так и за её пределами.
- 29. «Ата-Мекен», «Ар-Намыс», «Асаба», «Родина», «Туран», «Тынчтык», Партия зеленых, Партия ветеранов и молодежи КР, Социал-демократическая партия КР, Крестьянская (фермерская) партия КР, «ЭрК» и «Эркиндик»
- 30. www.24.kg
- 31. Первые итоги выборов: «Ак жол» - абсолютный лидер // Слово Кыргызстана, 18.12.2007
- 32. www.shaloo.kg
Поделиться: