Парамонов В., Строков А.: Основные рекомендации по повышению эффективности использования природных ресурсов Центральной Азии.
Автор: ИАЦ МГУ
Парамонов В., Строков А. Основные рекомендации по повышению эффективностииспользования природных ресурсов Центральной Азии. // Институтстратегического анализа и прогноза КРСУ. 06.05.2009.
Несмотряна сохраняющийся комплекс сложных проблем, у стран Центральной Азии(ЦА) есть достаточно широкие возможности по кардинальному повышениюэффективности использования природных ресурсов в интересах друг друга.Однако, как представляется, главным и непреложным условием этогоявляется форсирование процесса экономической интеграции в системе«Россия - Центральная Азия».
Очевидно,что в пределах постсоветского пространства только Россия, учитываямасштабы ее экономического и геополитического потенциала, способнавзять на себя роль локомотива региональной экономической интеграции иформирования зоны безопасности. Однако для этого России необходимоотказаться от стереотипа восприятия остальных постсоветских стран как«убыточных» и «дотационных» и осознать, что при грамотной экономическойполитике те же страны ЦА способны стать объектами эффективногоприложения российского капитала и сыграть важную роль в возрожденииэкономической мощи России и постсоветского пространства в целом.
Причемнеобходимо четкое понимание того, что процесс экономической интеграциина постсоветском пространстве, в том числе в системе «РФ - ЦА»необходимо сделать управляемым на межгосударственном уровне. Для этогонужен системный и комплексный подход, предполагающий наличие высокойполитической воли всех государств - участников процесса, готовностисчитаться с долгосрочными интересами друг друга и жертвоватькраткосрочными коммерческими интересами ради стратегических выгод отсоздания прочного и взаимовыгодного экономического союза.
В рамках вышеуказанного подхода предлагается следующий комплекс взаимосвязанных друг с другом рекомендаций:
- Рекомендация №1: разработка долгосрочной Программы экономического сотрудничества.
- Рекомендация №2: аналитическое обеспечение/сопровождение Программы экономического сотрудничества.
- Рекомендация № 3: реализация локомотивных проектов в рамках Программы экономического сотрудничества.
Более подробно, http://www.easttime.ru/reganalitic/1/203.html
* * *
Вцелом, интенсификация многостороннего и разнопланового экономическогосотрудничества между РФ и ЦА, ориентированного наинновационно-промышленное развитие, даст существенный экономическийэффект. Более того, учитывая, что все эти страны (за исключениемКыргызстана) не являются членами Всемирной торговой организации, то ихсовместным отраслевым холдингам на период их становления может бытьлегко обеспечена защита от конкуренции с продукцией, производимой намировом рынке посредством различного рода преференций (льготноеналогообложение, таможенная защита и т.п.).
Врезультате все это привело бы к формированию и кардинальному усилениюрегионального экономического блока между РФ и ЦА, что создало быусловия для становления общего рынка и единой валюты, заложило быоснову для последующего выстраивания взаимовыгодных отношений с другимипартнерами. Поэтому только тогда, когда совместные отраслевые холдингиокрепнут и обретут конкурентоспособность на мировом рынке, можно будетставить вопрос об ослаблении (но не о снятии!) протекционистских мерзащиты.
Какпредставляется, сегодня у РФ, стран ЦА, других постсоветских государствнет разумной альтернативы восстановлению единого экономическогопространства. Только этот путь позволит им с максимальнойэффективностью использовать свои природные ресурсы в интересахпоступательного развития своих экономик, стать единым и одним извлиятельных центров силы в продолжающем формироваться новом мировомпорядке.
Есливсего этого не произойдет, то РФ и странам ЦА не кого будет винить,кроме самих себя в том, что основные сценарии и перспективы их будущегоразвития скорее всего будут крайне негативными.
Во-первых,наиболее вероятно, что природные (и иные) ресурсы ЦА и РФ, так и незадействованные ими для целей своего же комплексного экономическогоразвития и, соответственно, обеспечения долгосрочной социальнойстабильности и безопасности, со временем будут «поглощены» другимиболее грамотными глобальными игроками. В принципе это уже постепеннопроисходит.
Во-вторых,возможно и то, что если РФ и в дальнейшем будет игнорироватьпринципиальные условия своего развития и, по-прежнему, не будетизвлекать уроки из своей истории, то к власти в этой стране рано илипоздно (возможно даже революционным путем) придут совсем другиеполитические силы, скорее всего радикального толка. И очевидно, что вотличие от прежних элит эти силы будут готовы к более решительным -даже революционным действиям по переформатированию Евразии. Такое ужебыло в российской и центральноазиатской истории ХХ века. Сейчас этотсценарий может показаться утопией, но кто точно знает, что произойдет сРФ даже в ближайшие несколько лет?
В-третьих,как бы там ни было, но и для самой Центральной Азии скоро уже неостанется «ни времени, ни и пространства, ни сил» для продолжения своеймноговекторной политики - этого многосложного геополитического игеоэкономического маневра между Россией и другими основными глобальнымиигроками. Иначе страны ЦА могут быть просто «разорваны» (даже нанациональном уровне) на сферы и сектора внешнего влияния. Поэтому уже вближайшее время Центральной Азии все же придется определяться напредмет того, с кем строить совместное будущие (или, по крайней мере,магистральный вектор развития): с Россией или с другими игроками? Аесли с Россией, то с какой именно?
Статьяподготовлена на основании доработанного доклада авторов «Состояние,проблемы и перспективы сотрудничества стран Центральной Азии в сфереосвоения природных ресурсов: взгляд из Узбекистана». Доклад выполнен врамках проектов Фонда стратегических исследований Центрально-Азиатскогорегиона «Азия.Стратегия» (Россия).
Поделиться: