ОТОБРАЖЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В РУССКОЯЗЫЧНЫХ СМИ РЕСПУБЛИКИ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Этап независимого развития Республики Таджикистан, как известно, начался 9 сентября 1991 г. Одним из направлением ее внешней политики стало развитие отношений с Китаем, урегулирование пограничных вопросов с этой страной. (1;с.17) Те же цели стояли и перед другими государствами Центрально-азиатского региона, а также перед Россией, которые и стали предпосылками создания Шанхайской организации сотрудничества.Таким образом, к моменту зарождения ШОС между Таджикистаном, Россией, Китаем, Казахстаном и Киргизстаном сложилось тесное взаимодействие основанное, прежде всего, на доверии и взаимопонимании.
ОТОБРАЖЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В РУССКОЯЗЫЧНЫХ СМИ РЕСПУБЛИКИ

ДУБОВИЦКАЯ Ирина Михайловна,член Союза журналистов Таджикистана, главный редактор

журнала «Русский язык и литература в школах Таджикистана»

Этап независимого развития Республики Таджикистан, как известно, начался 9 сентября 1991 г. Одним из направлением ее внешней политики стало развитие отношений с Китаем, урегулирование пограничных вопросов с этой страной. (1;с.17) Те же цели стояли и перед другими государствами Центрально-азиатского региона, а также перед Россией, которые и стали предпосылками создания Шанхайской организации сотрудничества.

Таким образом, к моменту зарождения ШОС между Таджикистаном, Россией, Китаем, Казахстаном и Киргизстаном сложилось тесное взаимодействие основанное, прежде всего, на доверии и взаимопонимании.

Формирование данных внешнеполитические приоритетов РТ нашло отражение на страницах русскоязычных СМИ республики. (2; 3; 4; 5; 6; 7; 8) Некоторые события освещались ими более подробно (6; 7), о некоторых помещалась краткая информация с сообщениями пресс-службы Президента РТ. Оценка, даваемая прессой данным процессам, была неизменно положительная.

Термин «Шанхайская пятерка» появился в 1996 г., когда в апреле 1996 г. в Шанхае прошла первая встреча руководителей пяти государств: Таджикистана, России, Китая, Казахстана и Кыргызстана. Главы этих государств собрались в г.Шанхае КНР для того, чтобы разрешить пограничные проблемы вдоль бывшей китайско-советской границы. По итогам встречи было подписано «Соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы». Было принято решение развивать отношения в этой области и провести второй саммит «Шанхайской пятерки» в 1997 г. в г.Москве. О данном событии русскоязычные СМИ республики поместили краткие информационные сообщения, в которых, однако, давалась позитивная оценка развития внешнеполитического взаимодействия пяти стран. (3)

Собственно китайские русскоязычные источники сообщали об этом событии куда более подробно, перечисляя подписанные в этот период соглашения и отмечая, что оно способствовало выработке механизма регулярных встреч, которые затем стали поочередно организовываться на территории пяти государств; ими был зафиксирован, и круг тематики встреч. Отмечено что данные встречи не ограничивались укреплением доверия в районе границы, постепенно перечень рассматриваемых на них вопросов расширялся, переходя в плоскость взаимовыгодного сотрудничества между пятью государствами в таких областях, как политика, безопасность, внешняя связь, экономика и торговля. (9; с.14)

3 июля 1998 г. в г.Алма-Ате состоялась третья встреча «Шанхайской пятерки». Встреча завершилась подписанием министрами иностранных дел итогового совместного заявления.

В газете «Бизнес и политика» было помещено краткое сообщение на эту тему, в котором содержалась информация о содержании данного документа. В частности, было отмечено, что «в документе были поддержаны основные идеи, содержащиеся в предложении Казахстана о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии».(4)

Во время проведения антитеррористической операции против боевиков ИДУ в Баткенском районе Кыргызстана, 24-25 августа 1999 г. в Бишкеке состоялся четвертый саммит «Шанхайской пятерки». Лидеры Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана, Китая и России обсудили широкий круг тем и вопросов, в числе которых было урегулирование афганской проблемы в Таджикистане, активизация торгово-экономического сотрудничества для восстановления «Великого шелкового пути».

«Руководители сопредельных государств рассмотрели ход выполнения соглашений по укреплению мер доверия и сокращения вооруженных сил в районе границы, которые были подписаны на предыдущих встречах в Шанхае и Москве. Но самыми актуальными были вопросы региональной безопасности, противодействия сепаратизму и религиозному экстремизму, бандитизму и терроризму, контрабанде оружия и наркотиков», - сообщал в те дни ТИА «Ховар».(5)

21 апреля 2000 г. на внеочередном заседании в Москве руководители правоохранительных органов и спец. служб Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и России, входящих в «Шанхайскую пятерку», обсудили вопросы объединения усилий в области борьбы с терроризмом, религиозным экстремизмом и национальным сепаратизмом, незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ, наркотиков и психотропных средств, а также нелегальной миграции. Об это событии русскоязычные СМИ РТ также поместили лишь короткое сообщение, в котором не содержалось собственных аналитических материалов. (10) Российские СМИ этого периода более подробно отслеживали ситуацию, связанную ростом сепаратизма в регионе. Ими, в частности была дана оценка произошедшего в феврале 1997 г. в г.Инин Синьцзян-Уйгурского автономного района столкновение между уйгурами и ханьцами (китайцами). «Это столкновение привело к активизации деятельности сепаратистов и реанимации их лозунгов о «Независимости в Восточном Туркестане».- отмечал Д.Калыванов в статье «Синцзян». - (11; с.3-4) Указывал автор статьи и на непосредственную связь данного событием с Чечней. «В 1999-2000 гг. в ходе проведения антитеррористической операции на территории Чечни несколько уйгур, граждан КНР, было захвачено с оружием в руках.

Из этого следует, - заключает Д.Калыванов, что религиозные экстремисты и сепаратисты действуют на территории Азии и стран СНГ сообща, и оказывая помощь друг другу, добиваются взаимосвязанных целей».(11; с.5).

В публикациях русскоязычных СМИ РТ этого периода, таким образом, обосновывалось изменение задач «Шанхайской пятерки», направленных теперь на укрепление региональной безопасности и совместное противостояние угрозам международного терроризма, религиозного экстремизма и национального сепаратизма - т.е на решение приоритетных задач для достижения стабильности, безопасности, развития и процветания региона. На это в более поздних публикациях, посвященных освещению событий Душанбинского форума «Шанхайской пятерки» уже указывали российские СМИ (12) и русскоязычные СМИ Таджикистана, а также СМИ российских военных структур в РТ.(13; с.1) В них также давалась оценка результатов четырех предыдущих форумов. «Если попытаться проанализировать результаты, достигнутые в процессе прошедших саммитов «пятерки», то можно отметить поступательное развитие доверия в отношениях стран-участниц, постепенный переход к глобализации принимаемых решений, и, наконец, выход на вопросы региональной безопасности, что уже само по себе свидетельствует о растущей роли форума, как одного из важнейших элементов построения многополярного мира». (13; с.2)

Душанбинский форум «Шанхайской пятерки» начался со встречи министров иностранных дел стран-участниц 4 июля 2000 г. в столице республики. Он проходил в рамках пятого саммита «Шанхайской пятерки» и предшествовал встрече глав государств пяти стран. В публикациях русскоязычных СМИ того периода подробно описывались происходящие события. Так, в частности в газете «Азия-плюс» автор статьи «Шанхайская пятерка» в Душанбе» сообщает по этому поводу, что «...министры иностранных дел приветствовали окончательное решение пограничных вопросов между Митаем, Казахстаном и Кыргызстаном. В ходе встречи было обсуждено экономическое, научно-техническое и культурное сотрудничество стран «пятерки». Выступая перед журналистами, глава МИД Т.Назаров, в частности отметил, что «Шанхайская пятерка» не является военным блоком, в это сообщество могут войти и другие государства, изъявившие желание присоединиться к нам».(14)

Не остался без внимания СМИ РТ и факт присутствия на встрече стран «пятерки» Президента Узбекистана И.Каримова. Так, В.Арсеньев в статье «Саммит «Шанхайской пятерки», Отголоски событий» отмечает : « впервые после начала ежегодных встреч присутствовал на саммите в качестве наблюдателя и разделял вместе с другими лидерами встревоженность лидер Узбекистана Ислам Каримов. По мнению аналитиков, - пишет автор, - участие Узбекистана открывает новое поле к более конкретным, многосторонним действиям, которые следует предпринять, имея дело с боевиками исламского фундаментализма, передвигающимися между Центрально-азиатскими государствами». (15)

«В ходе Душанбинской встречи, - отмечалось в другой статье, опубликованной русскоязычными СМИ РТ, - Президент Узбекистана Ислам Каримов выдвинул инициативы по созданию при структурах ООН Международного центра по борьбе с терроризмом и необходимости осуществления усилий по созданию в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия». (16)

«Президент Республики Таджикистан Э.Рахмонов, - писала в тот период «Народная газета», - сосредоточил внимание участников встречи на серьезных вопросах религиозного экстремизма, контрабанды наркотиков, оружия и особенно ситуации в Афганистане, которые угрожают стабильности и безопасности в регионе, так и в международном масштабе.

Таджикистан, - добавил Президент, - имея общую границу с Афганистаном протяженностью 2000км., выступает за мирное урегулирование афганского кризиса и поддерживает усилия ООН и ее центральную роль по достижению мира». (17)

«Председатель Китайской Народной Республики Цзян Цзэминь, - отмечалось в информации, опубликованной в газете «Вечерний Душанбе», - в своем выступлении на встрече глав государств-участников «Шанхайской пятерки» уделил особое внимание вопросу обсуждения плана сотрудничества и развития в рамках стран «пятерки» и отметил, что перед пятью государствами стоит задача освобождения человечества от бедствий войны и сохранения вечного мира. Для препятствия подрывным действиям, направленным против регионального мира, - сказал он, - нужно углубить сотрудничество стран «пятерки» в области безопасности, для чего необходимо предпринимать совместные действия в борьбе против разного рода экстремизма, сепаратизма и терроризма в регионе, поддерживать друг друга в защите единства и суверенитета каждого государства». (18)

Многими СМИ республики отмечалось и конструктивное, полное новых, свежих идей выступление Президента России Владимира Путина. Не осталось оно без внимания и военных СМИ России. Так, газета «Красная звезда» особо выделила оценку, данную президентом той огромной опасности, которую представляет собой активизация международного терроризма. «После получения жестокого отпора на Северном Кавказе, - подчеркнул Президент В.Путин, - террористы пытаются перегруппироваться и закрепиться в Центральной Азии. Террористы рассчитывают получить в Центрально-азиатском регионе поддержку религиозных экстремистов, сепаратистов, группировок наркодельцов. Сложилась благоприятная среда для них в Афганистане, где в результате междоусобиц насаждается курс насилия и пренебрежения к человеческой жизни.

В этом контексте, - отметил он, - особое значение приобретает тесное сотрудничество правоохранительных органов и специальных служб «Шанхайской пятерки». (19)

Все эти идеи нашли воплощение в работе последующих форумов. Кстати, на состоявшейся в Шанхае в июне 2001 г. по случаю пятилетия «Шанхайской пятерки» встрече глав государств - участников, главами уже шести государств (включая Узбекистан, Президент которого присутствовал на саммите в Душанбе в качестве гостя) подписано совместное заявление, в соответствии с которым Узбекистан был принят в состав механизма «Шанхайской пятерки». Вслед за этим опубликована «Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества». В этом же документе, в частности, говорилось, что для эффективного использования возможностей и противостояния новым вызовам и угрозам, повышения степени и уровня взаимного сотрудничества шестью государствами принято решении о создании ШОС на основе механизма «Шанхайской пятерки». (18;с.15)

Основными целями ШОС в настоящее время стали: укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства; развитие эффективного сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и др. областях; обеспечение общими усилиями регионального мира, безопасности и стабильности. Данная организация является перспективной формой интеграции многих стран Евразии, желание вступить в нее уже выразили Индия, Иран, Пакистан, Монголия и некоторые другие государства. Рассмотрение этих процессов в будущем является одной из важных задач для русскоязычных СМИ республики.

Таким образом, можно отметить, что процессы глобализации в рамках ЦАР (Центрально-азиатского региона) безусловно нашли свое отражение в русскоязычных СМИ республики. Другой вопрос, насколько велика доля материалов указанного содержания в публикациях этих СМИ.

Согласно данным контент анализа (контент-анализ/от англ.Content-analises, анализ содержания) - исследовательская техника для получения выводов путем анализа содержания аудиовизуальной или тектовой информации о состоянии и свойствах социальных процессов (объектов, явлений), которые эта информация представляет) (20; с.5), проведенного в 2003 г. ЦСИ (центром социологических исследований) «Зеркало» в рамках Проекта «Содействие качественному развитию отечественной прессы», на страницах таких русскоязычных изданий, как Авиценна, азия-Плюс, Вечерний Душанбе, Дайджест-пресс, Крим-инфо, количественно преобладают материалы, отнесенные к группе «Культура, образование, наука», «Анонсы» и «Социальная сфера». Удельный вес, который на общей площади газет составляют публикации политического характера крайне невелик - 9,3%, Но, надо отметить, в названных изданиях публикации на указанную тематику располагаются неравномерно. Так, если в Азии-Плюс они составляют 24% общей площади газеты, в Вечернем Душанбе - 11,32%, то в таких изданиях, как Авиценна, Дайджест-пресс, Крим-инфо (Бизнес и политика за указанный период не анализировался, по-видимому в связи с низким покупательским спросом на газету. ЦСИ «Зеркало» анализировались, прежде всего, те издания, которые имеют наибольшую популярность в столице среди активной части населения) не приводятся вообще.

Согласно анализу качественных характеристик публикуемых материалов, данная информация: в газете Азия-плюс публикуется в основном (соответственно, 37,7% и 29,9%) в виде информационных и хроникальных материалов; в Вечернем Душанбе (соответственно, 44,3%) в виде информации и в большинстве общереспубликанских изданий имеет фактографический или комментаторский характер (83,3%). (20; с.11-13). Доля же аналитических материалов крайне низка.

Эти данные за 2003 г. русскоязычных СМИ республики, с достаточной долей вероятности можно транспонировать и на более ранний период, относящийся ко времени формирования ШОС, информация о котором, на наш взгляд, также занимала небольшой удельный вес на страницах русскоязычных СМИ РТ и в основном, в отличие от российских и др. зарубежных источников того периода, носила фактографический, комментаторский характер.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • 1. Сабуров А., Саидов З. Таджикистан: внешняя политика и массовая информация (1993-1995 гг.), Душанбе, 1997
  • 2. Пресс-служба Президента РТ сообщает// Бизнес и политика, 1996, №№: 15,46,51,52; 1997, №№: 4,10,11,17, 18, 19, 21, 26; 1999, №№: 15, 20, 46, 47; 2000, № 9
  • 3. Собинформ // Бизнес и политика, 1996, № 17
  • 4. Собинформ // Бизнес и политика, 1999, № 48
  • 5. ТИА «Ховар» // Народная газета, 1999, № 35
  • 6. Мамадшоев М., Исамова Л., «Шанхайская пятерка» в Душанбе // Азия-плюс, 2000, № 24
  • 7. Закончился рабочий визит Президента РТ Э.Рахмонова в РФ // Азия-плюс - блиц, 2001, № 77
  • 8. Азия-плюс - блиц, 2001, № 78
  • 9. Шанхайская организация сотрудничества в развитии, Пекин, 2003
  • 10. Закирова Н. Душанбе стал местом встречи глав государств-участников ЦАЭС // Вечерний Душанбе, 2000, № 27
  • 11. Калыванов Д. Синьцзян // Зарубежное военное обозрение, М., 1997, № 6
  • 12. Сумбаев С. Новая встреча «Шанхайской пятерки» // Красная звезда, 2000, № 135
  • 13. Дубовицкая И. Саммит: портрет с натуры // Боевой дозор, 2000, № 14(400)
  • 14. Министры иностранных дел «Шанхайской пятерки» совещались в Москве // Азия-плюс - блиц, 2001, № 81
  • 15. Арсеньев В. Саммит «Шанхайской пятерки». Отголоски событий // Бизнес и политика, 2000, № 28
  • 16. Султанов Г. Джихад на экспорт // Бизнес и политика, 1999, № 47
  • 17. Душанбе - место встречи лидеров «Шанхайской пятерки» // Народная газета, 2000, № 24
  • 18. Душанбинская декларация // Народная газета, 2000, № 28
  • 19. Струговец В., Стрешнев Р., Шальнев Е. Террористы получают отпор // Красная звезда, 2000, № 162

20.Информационно-аналитический бюллетень «Зеркало», Душанбе, 2003, № 5

Поделиться: