Острые вопросы. Честные ответы

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Демократическая партия Молдовы неоднократно подчёркивала, что нейтралитет Республики Молдова – это не просто обязанность, закреплённая конституционно, которую, согласно закону, нужно лишь соблюдать, – это необходимость, особенно в контексте идентификации модели окончательного мирного урегулирования приднестровского вопроса в интересах граждан Республики Молдова. Желание жить в единой стране, без иностранного военного присутствия, исходя из нынешних реалий региональной геополитики и внутренней политики страны, неосуществимо без закрепления и международного признания статуса нейтралитета Республики Молдова.
Острые вопросы. Честные ответы

Позиция ДПМ и СДПМ. Отвечают Мариан Лупу и Дмитрий Брагиш.

Мариан Лупу: Позиция Демократической партии Молдовы

1. Ваша позиция относительно сохранения государственного нейтралитета Молдовы и её невступления в НАТО?

Демократическая партия Молдовы неоднократно подчёркивала, что нейтралитет Республики Молдова – это не просто обязанность, закреплённая конституционно, которую, согласно закону, нужно лишь соблюдать, – это необходимость, особенно в контексте идентификации модели окончательного мирного урегулирования приднестровского вопроса в интересах граждан Республики Молдова. Желание жить в единой стране, без иностранного военного присутствия, исходя из нынешних реалий региональной геополитики и внутренней политики страны, неосуществимо без закрепления и международного признания статуса нейтралитета Республики Молдова.

2. Ваша позиция относительно членства Молдовы в СНГ и углубление её интеграции в его структуры?

Позицию ДПМ мы неоднократно высказывали. Нет абсолютно никакого противоречия между нашим членством в СНГ и европейскими устремлениями, желанием Молдовы стать членом Евросоюза. А плюсы нашего пребывания в составе Содружества, думаю, очевидны и неоспоримы, достаточно сказать лишь о некоторых. Во-первых, большинство стран-членов ЕС стремятся проникнуть и занять как можно более широкие ниши на рынках стран СНГ, и в первую очередь России; а мы уже там, точнее, мы с этих рынков не уходили. Во-вторых, членство в СНГ дает нашим производителям и транспортникам определеннее льготы, которые мы стараемся использовать максимально эффективно. Далее, у граждан Молдовы есть режим безвизового передвижения по странам СНГ, а университетские дипломы, полученные в вузах стран СНГ, признаются на территории всего Содружества. Положительные аспекты нашего пребывания в СНГ можно и продолжить.

Кроме того, если сотрудничество в рамках СНГ – будет не столько на бумаге и не только на двусторонней основе (а Молдова уже не раз выходила с предложениями реформирования Содружества – в т.ч. по принципам функционирования Организации – по примеру ЕС), то это откроет мощные перспективы решения социально-экономических проблем, с которыми сейчас сталкиваются все страны СНГ (да и Евросоюза тоже).

3. Ваше отношение к приданию русскому языку официального статуса по всей Молдове, а другим языкам национальных меньшинств, в местах их компактного проживания?

Здесь, на мой взгляд, необходимо вспомнить о том, что в начале 90-х годов прошлого века, после распада СССР, официальные власти большинства новых независимых государств стали проводить политику так называемой дерусификации, несмотря на наличие в этих странах многочисленных этнических русских и русскоговорящих меньшинств. Это время давно минуло.

В республике создана солидная законодательная база, которая способствует серьезному изучению и развитию русского языка. В законе о функционировании языков на территории РМ, принятом законодательным органом страны в 1989 году, было обозначено, что русский - язык межнационального общения. Это высокий статус, поддерживаемый всей законодательной базой республики с конца 80-х годов прошлого века по настоящее время. В республике сохранена система образования на русском языке – от дошкольного до постуниверситетского. При Академии наук Молдовы функционирует Институт культурного наследия, где есть отдел истории, языка и культуры русского народа. Русский язык активно используется в науке, культуре и средствах массовой информации Молдовы – в республике действует большое количество газет и журналов, издаваемых на русском языке, теле- и радиопрограмм, работают русские театры, музеи.

За последние десятилетие русский язык не потерял свои позиции в обществе, об этом, кстати, говорил на презентации российско-украинского гуманитарного фонда связей «Признание» председатель правления Фонда Владимир Фролов. В то же время для развития и укрепления межнационального и культурного диалога, Демократическая партия выступает за разработку всеобъемлющей и многоуровневой государственной программы по изучению молдавского языка для представителей национальных меньшинств.

4. Ваше отношение к урегулированию конфликта с Приднестровьем и восстановлению единства страны?

Не вызывает сомнений, что единство страны – это приоритет для любого государственного формирования и его органов власти. В этом направлении велась и проводится серьёзная работа. Тем не менее, надо признать, что результат оставляет желать лучшего, хотя определённый оптимизм и надежда на нахождение и идентификацию модели всеобъемлющего урегулирования приднестровского вопроса, безусловно, есть.

Демократическая партия всегда выступала и выступает за определение жизнеспособного и долгосрочного решения приднестровского вопроса на основе соблюдения принципов суверенитета, территориальной целостности государства Республика Молдова; за скорейшее возобновление переговорного процесса в формате «5+2»; а также за создание эффективного механизма гарантий и реализацию мер взаимного доверия.

5. Ваше отношение к выделению квот национальным меньшинствам в органах законодательной и исполнительной власти?

Обеспечивая права меньшинств в том числе и правовыми средствами, государство приобретает новое современное качество, отвечающее вызовам времени. Закон РМ о правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и правовом статусе их организаций от 19 июля 2001 г. № 382-XV определяет отношение нашего государства к этому вопросу.

Вопросу, который, на мой взгляд, является достаточно серьёзным, сложным и, увы, не до конца разработанным. Попытаюсь ответить, почему.

В основу определения понятия «меньшинства» заложен подход, который включает все типологическое и видовое разнообразие и базируется на общих критериях. Среди них не последнее место занимает т.н. «критерий дискриминации», который является основным не только для международной защиты, но и для определения самих меньшинств, нуждающихся в защите. Но, и я думаю, что со мной согласятся все, – необходимость такой защиты для представителей национальных меньшинств в Республике Молдова отсутствует.

Выработанные мировой практикой государственно-правовые инструменты политического участия становится не только способом защиты прав национальных меньшинств, но и обеспечивает альтернативные политические решения, увеличивает гибкость системы государственного управления и тем самым умножает ее эффективность.

Здесь необходимо говорить о дальнейшей разработке национальных механизмов стимулирования участия представителей национальных меньшинств в органах власти. А исполнение ст.24 уже упомянутого Закона – «Лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право на примерно пропорциональное представительство в структурах исполнительной и судебной властей всех уровней, в армии, органах правопорядка» – должно не обсуждаться, а обеспечиваться качественной подготовкой национальных кадров, достойно участвующих в работе всех органов власти.

Дмитрий Брагиш: Позиция Социал-демократической партии Молдовы

1. Ваша позиция относительно сохранения государственного нейтралитета Молдовы и её невступления в НАТО?

Одним из основных программных принципов Социал-демократической партии Молдовы является тезис о том, что «только реальное обеспечение статуса постоянного нейтралитета Молдовы позволяет обеспечить дружественные отношения со всеми соседями, позволяет превратить нашу страну в центр региональной безопасности».

Мы, социал-демократы, всегда отстаивали и будем отстаивать политику постоянного нейтралитета, которая позволяет Молдове более уверенно устанавливать стратегическое партнерство с ЕС и Россией, отстаивали и будем отстаивать политику отказа Республики Молдова от участия в военных блоках и объединениях.

На мой взгляд, это предсказуемая, прагматичная позиция, основанная на национальных интересах, которая способствует установлению дружественных политических отношений со стратегическими партнерами, обеспечивает доступ на рынки сбыта, к энергетическим ресурсам, к европейским и международным программам, без которых обеспечение экономического и социального процветания страны не представляется возможным.

Я глубоко убежден в том, что только через нейтралитет и невступление в военные блоки Республика Молдова вернет себе уважение соседей и стратегических партнеров, займет достойное место в мире. Для Молдовы отказ от нейтралитета и вступление в НАТО будут означать безвозвратную утрату Приднестровья и, возможно, Гагаузии, ухудшение отношений с Россией, потерю рынков сбыта в странах СНГ, удорожание энергоносителей, увеличение военных расходов за счет социальной сферы, участие в различных военных конфликтах далеко за пределами страны.

Любое вовлечение нашей страны в военные блоки может привести к возрастанию угрозы развязывания нового военного конфликта, к окончательной территориальной дезинтеграции и утрате суверенитета Республика Молдова.

Что касается «реального обеспечения статуса нейтралитета», то мы должны еще много и упорно работать в этом направлении. Нам необходимо добиться международного признания нашего статуса постоянного нейтралитета на уровне ООН, что увеличит «открытость Молдовы» для иностранного капитала, будет способствовать развитию её торгово-экономических отношений с другими государствами, поможет добиться подтверждения статуса постоянного нейтралитета Республики Молдова всеми странами - посредниками в приднестровском урегулировании, что станет основой для урегулирования приднестровской проблемы и воссоединения Республики Молдова.

2. Ваша позиция относительно членства Молдовы в СНГ и углубление её интеграции в его структуры?

На первый взгляд, кажется парадоксальным тот факт, что в ходе различных социологических опросов около 70-ти процентов населения страны высказываются в пользу европейской интеграции и, в то же время, более 50-ти процентов по-прежнему поддерживают курс на интеграцию в структуры СНГ.

На самом же деле, никакого парадокса здесь нет. Наш народ давно осознал, что одно не исключает другое. Доказательством этого является и то, что в ходе недавнего саммита глав стран СНГ, проходившего в Кишиневе, даже самые непримиримые сторонники выхода Молдовы из СНГ смягчили свою риторику и в один голос заявили о необходимости сохранения взаимовыгодных отношений с этой организацией.

Я склонен предполагать, что это не было лишь данью дипломатической вежливости. Просто, переходя из оппозиции во власть, более четко начинаешь осознавать, где находятся и в чем выражаются истинные интересы и выгоды страны.

Естественно, что мы стремимся вступить в ЕС, приблизиться к европейским стандартам образа жизни. Благодаря своей многовекторной внешней политике, Молдова имеет уникальные экономические преимущества: режим свободной торговли со странами СНГ и режим ассиметричной торговли со странами ЕС.

Это создает уникальную возможность для бизнесменов как с Востока, так и с Запада не только инвестировать в Молдову, но и легко продвигать свою продукцию на рынки ЕС и СНГ. Не одной партии и даже не мажоритарной коалиции парламентских партий решать, в каком направлении необходимо двигаться стране – в сторону ЕС или СНГ.

Партии могут выражать и обеспечивать реализацию общих стремлений народа. Поэтому, в том случае, если, скажем, членство Молдовы в СНГ и действия по углублению ее интеграции в эту структуру войдут в реальное противоречие с условиями и требованиями процесса европейской интеграции нашей страны, то ответ на вопрос «Что делать?» должен дать сам народ Молдовы через общенациональный референдум.

3. Ваше отношение к приданию русскому языку официального статуса по всей Молдове, а другим языкам национальных меньшинств - в местах их компактного проживания?

На мой взгляд, к вопросу о функционировании языков на территории Республики Молдова нужно подойти прагматично, без лишних эмоций и нагнетания страстей.

С точки зрения действующего закона, русский язык, получивший статус языка межнационального общения, автоматически приобрел статус надгосударственного языка.

Придать ему официальный статус – значит, принизить его значение в межнациональном общении. Таким образом, он может стать всего лишь «языком канцелярий».

«Официальный» или «межнациональный» - что лучше способствует сближению и взаимопониманию людей? Во многих странах статус официального придан двум – трем и даже более языкам (например, в Швейцарии), но от этого у них проблем в данном вопросе не поубавилось.

В первую очередь, нам необходимо проанализировать, как работает настоящий закон, регламентирующий функционирование языков в нашей стране.

По моему убеждению, применяется он из рук вон плохо. Русский язык не изучается в национальной школе в том объеме, в котором надлежит это делать.

Уже сегодня многие наши молодые граждане сталкиваются с тем, что плохое знание русского языка ограничивает их профессиональный рост, межличностное общение.

Точно так же, на очень низком уровне, ведется изучение молдавского языка в русских школах. Ученик на экзаменах получает высшие оценки, а знания языка у него практически нет.

Наше государство так и не исполнило свои обязательства по внедрению эффективных программ изучения языков. Закон предусматривает и приоритет функционирования языков национальных меньшинств в местах их компактного проживания, но соблюдается ли он на деле?

В ЕС, куда мы стремимся, эти вопросы регламентируются целым рядом конвенций и законов, созданы эффективные механизмы по их практическому внедрению.

К примеру, существует Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств, которая четко предписывает, что в местах компактного проживания национальных меньшинств государство должно обеспечивать нормальные условия для обучения, общения, использования языка в местных органах управления.

4. Ваше отношение к урегулированию конфликта с Приднестровьем и восстановлению единства страны?

Я уже неоднократно высказывал свою позицию по этому вопросу и всегда придерживался того мнения, что Республика Молдова для того, чтобы стать сильным государством, должна быть целостной структурой.

Территориально разрозненное государство не может быть стабильным и, соответственно, не может гарантировать безопасность собственных граждан, контроль границ, привлечение инвестиций, экономический рост и процветание народа.

Без разрешения приднестровского конфликта и, соответственно, проблемы восстановления политического, экономического и территориального единства страны, Молдова не имеет будущего, не имеет перспектив стать реальным участником процесса европейской интеграции.

В решении приднестровской проблемы крайне важно находить взаимоприемлемые подходы и методы восстановления единства страны.

Тут не может быть победителей и побежденных. Тут необходима кропотливая работа по сближению позиций. Необходимо создать такие условия жизни на Правобережье, которые притягивали бы население Левобережья.

Необходимо восстановить политический и социальный диалог между берегами Днестра, широко вовлечь в этот диалог гражданское общество с обоих берегов. Необходимо работать в направлении совместной разработки и реализации экономической программы развития Республики Молдова, включая Приднестровский регион, создания единого экономического и финансового пространства.

Мы уверены, что нужно разрабатывать совместные бизнес проекты, создавать совместные предприятия, реализовывать совместные культурные проекты с участием представителей бизнеса и сферы культуры с обоих берегов.

Огромную роль в этом деле может сыграть и Православная церковь - единственная организация, пользующаяся непререкаемым авторитетом как в Молдове, так и в Приднестровье.

Особое внимание нужно уделить задачам по созданию единого образовательного, культурного и информационного пространства.

После восстановления взаимного доверия будет необходимо: - осуществить гуманитарную реинтеграцию путем создания единого образовательного, культурного и информационного пространства; - осуществить юридическую реинтеграцию путем создания общего юридического пространства и сближения правовых систем; - осуществить политическую реинтеграцию путем сближения политических элит, унификации политических партий и создания единой системы выборов;

Совершенно ясно, что все эти вопросы необходимо будет решить путем двухсторонних переговоров, но согласовывая свои действия с Россией, ЕС и США.

5. Ваше отношение к предложению о выделении квот национальным меньшинствам в органах законодательной и исполнительной власти?

Внедрение принципа выделения квот национальным меньшинствам в органах законодательной и исполнительной власти Молдовы было одним из обязательств Социал-демократической партии перед избирателями в выборных кампаниях этого года.

Так что, на этот счет у нас есть не отношение, а обязательство, которое остается в силе.

Напомню, что мы брали на себя обязательство, в случае прихода к власти, обеспечить гарантированное представительство АТО Гагауз Ери (Гагаузии) в Парламенте РМ через систему выборов депутатов от районов, а также в органах государственного управления и дипломатических миссий РМ за рубежом.

В более широком видении аспектов проблемы, хочу заявить, что мы были и остаемся сторонниками практики «демократии участия», предполагающей участие населения в формировании всех органов власти и разрешение всех неотложных вопросов с учетом мнения народа, путем организации национальных референдумов, народных собраний, совещаний с местными жителями.


Теги: СНГ

Поделиться: