Основные тенденции формирования гражданского общества в Узбекистане

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Процесс становления гражданского общества в странах Центральной Азии происходит как в известном выражение Гегеля «сперва появляется государство, а развитие граж­дан­ского общества позднее».[1]
Основные тенденции формирования гражданского общества в Узбекистане

Мирзохид Рахимов

К.и.н. Институт Истории АН РУз.

Основные тенденции формирования гражданского общества в Узбекистане

В течение XX -го и начало XXI веков гражданское общество стала неотъемлемой частью государственной системы многих государств мира. Однако элементы гражданское общества практически присутствовали в жизни многих народов на протяжение всех веков человеческой истории. Можно привести массу исторических примеров в жизни народов Европы и Азии о вовлечение широких слоев населения непосредственно или апосредственно в государственное управление или в общественных делах. Такие примеры были также и в истории государств и народов Центральной Азии. Среди данных примеров можно отметить государства Сарбадаров 13 векав Хоросане, основанное на народном управление и общественном контроле. Однако более широкую поляризацию общества народов Центральной Азии, мы видим в XIX и в начале XX веков, когда появляются общественные движения и политические партии, просветители и меценаты, официальные и частные периодические издания. Установление Советской системы было достаточно не однозначным историческим процессом, как позитивным, так и негативным аспектом для обществ Центральной Азии.

Образование новых независимых государств Центральной Азии ознаменовал новые структурные изменения в общественно-политической жизни государств региона и стремление формирования новой системы общественных отношений основанных на определенных принципах демократии и гражданского общества, а также национальных традициях и культуре. И здесь проявляется явная отличительная черта между западной и характерными местными спеицфическими особенности общественных отношений народов реиона в процессе формирования гражданского общества. Более того процесс демократизации и формирования гражданского общества происходит в условиях сложных политических, экономических, идейных и геополитических трансформаций. Такие факторы как комплекс вопросов регионально и международного характера, включая вопросы цивилизациооного и межконфессионального диалога составляют широкий комплекс влияющих аспектов для формирования политической и общественной системы стран Центральной Азии.

Процесс становления гражданского общества в странах Центральной Азии происходит как в известном выражение Гегеля «сперва появляется государство, а развитие гражданского общества позднее». [1]

В настоящему времени в ходе формирования новой политической системы и общественных отношений можно отметить, что Узбекистан как и ряд других государств СНГ прошёл ряд сложных этапов, включающих ликвидация старой, однопартийной, административно-командной системы и соответствующих ей органов власти, создание политико - правовых основ и структур новой государственности, формирования основ гражданского общества.

Как известно, многопартийность является важным аспектом демократии и гражданского общества и опыт ряда стран свидетельствует о том, что многопартийность характерная черта естественно развивающегося демократического процесса. В Узбекистане в новых общественных реалиях стали образовываться новые общественные движения и партии. В частности, 1991-2000 гг. были образованы ряд политических партий как Народно-демократическая партия, "Ватан тараккиёти" ("Прогресс Отечества"), социал-демократической партия "Адолат" ("Справедливость"), "Миллий тикланиш" ("Национальное возрождение"). Национально- демократической партии "Фидокор" ("Патриот"). В тоже время происходили трансформации самих партий. Так 2000 г. произошло слияние партий "Фидокор" и "Ватан тараккиёти" под названием "Фидокор". В 2003 г. сформировалось общественное движение предпринимателей и деловых людей "Либерально-демократическая партия Узбекистана", занимающая лидирующее позиции в национальном парламенте страны. В 2008 году было образовано «Экологическое движение», однако учитывая остроту проблемы можно отметить, что в ближайшие годы данное движение может быть преобразован в политическую партию, по опыту Партии Зелёных в Германии.

Политические партии Узбекистана, хотя медленно, но постепенно становится неотъемлемой частью общественно жизни, начинают, играть важную роль в Парламенте страны. Однако успех деятельности политических партий республики зависит во многом от самих политических партий, их активной модернизации и совершенствования их деятельности и конечно от общей общественно-политической либерализации страны.

В Узбекистане наряду со структурами гражданского общества, присущего многим странам мира, функционирует древнейший традиционный институт самоуправления - махалля, именуемый в национальном законодательстве органом самоуправления граждан. Сегодня органы самоуправления граждан является наиболее близким для всех институтом гражданского общества, как с точки зрения территориальной доступности, так и возможности реализовывать социально-культурные интересы. Функции органа самоуправления граждан на местном уровне очень широки. Они тесно связанны с населением и осуществляют различные формы общественного контроля, оказывают адресную поддержку малоимущим, участвует в благоустройстве территорий и в воспитании молодежи. Вместе с тем их деятельность тесно связано с местными органами государственной власти.

Вместе с тем следует отметить, что деятельность Махаллей как и политические партии в Узбекистане финансируется в основном государством. Однако в перспективе следует ожидать уменьшение государственной поддержки и увеличение самофинансирования данных институтов, что, безусловно, будет, является позитивным фактором в процессе развития гражданского общества.

Важное место в структуре гражданского общества Узбекистана занимают неправительственные общественные организации (НПО) - деятельность которых приобретает все большее значение в решение основополагающих задач построения демократического государства и гражданского общества. Первые "ростки" этих организаций стали пробиваться в Узбекистане еще на рубеже 80-90-х годов XX в. В частности, в 1988 г. был учрежден Республиканский детский фонд. В июне 1991 г. образовалась Ассоциация деловых женщин Узбекистана - "Тадбиркор аёл". С 1992 г. начал действовать фонд "Экосан". 23 апреля 1993 г. был создан благотворительный фонд "Соглом авлод учун", также наиболее массовый характер носит молодежное движение «Камолот».

В целом в начале нового тысячелетия в республике было создано более 2,3 тыс. таких общественных объединений, в том числе 20 фондов и благотворительных организаций, свыше 40 женских объединений.

Однако, имеются достаточно много проблем в развитие сектора ННО в Узбекистане, включая такие вопросы как профессионализм, определение четких целей и задач организаций, отношение между ННО и государством и дт. По мнению Проф.Оливье Руа международные агентства должны отказаться от своих идеологических предложений и быть более внимательным к антропологическим реалиям обществ Центральной Азии. [2]

Ситуация с ННО более накалилась начиная с 2003 связи так называемой стратегии смены режимов «Regime changes strategy» и смены политических элит на Украине, Грузии и Кыргызстане, когда отношение к ННО в странах СНГ, в том числе и в Узбекистане резко изменились. Этот процесс усилился после трагических событий в Андижане 2005 года и многие отечественные и зарубежные ННО прошли перерегистрацию, некоторым по ряду объективных и субъективных причин было отказано регистрации.

Однако роль ННО как составной части гражданского общества Узбекистана является существенным и необходимо дальнейшие соверществование данного сектора.

Узбекистан, как известно, выбрал светский путь развития. Как известно, в целях обеспечении задач возрождения религии, повышению ее роли в духовной жизни народа в республике была проведена значительная работа по возращению запрещяемых в советский период национально-религиозных традиций, обычаев, праздников. Так, каждый год празднуются Навруз, Курбан-хаит и Рамадан - хаит у мусульман, Пасха и Рождество - у христиан, Пейсах, Пурим и Ханука - у иудеев.

В целом на начало 2007 г. в Узбекистане было зарегестрировано 2227 религиозных организаций 16 конфессий. Из них мусульманских организаций 2046 - 92 % от общего количества. Наряду с ними в республике осуществляют свою деятельность 165 христианских организаций, 8 еврейских общин, 6 общин бахай, одно общество кришнаитов и один буддийский храм. [3]

Однако для Узбекистана актульаным также является вызовы и угрозы безопасности, связанные с религиозным экстремизмом, ксенофобией, межконфессиональными и межцивилизационными столкновениями. В зоне пристального внимания этих деструктивных сил находятся и независимые государства Центральной Азии, в том числе Узбекистан. Сторонники различных религий и течений, стремятся вовлечь центральноазиатский регион в свою орбиту, растространить на молодые государства свое влияние. В частности, как утвержадает Проф. Руа конечной целью исламских партий (в Центральной Азии - М.Р.) является достижение власти, а не установление гражданского общества. [4] Поэтому как и для других стран региона для Узбекистана принципиальное важным значение как возрождение религиозных ценностей так и необходимость предотвращения использование религии в деструктивных целях.

Таким образом, опыт прошедших лет наглядно свидетельствует, что идёт сложный но активный процесс формирования гражданского общества Узбекистана. В ходе преобразовательных процессов обозначилось немало трудностей, вызванных комплексом проблем, включая вопросы соотношение международных (демократия) и национальных (традиции и культура) ценностей. Однако для Узбекистана является важным дальнейшие либерализация страны, создание необходимых предпосылок эффективного партнерства между государством, обществом и сильными институтами гражданского общества. Прав Проф. Руа утверждая что, гражданское общество будет более значимым, если оно основывается на социальной структуре по мере своего существования и развития, а не на абстастных воспроизводящих моделях, извлеченных из чужого опыта, где, возможно, и существует гражданская культура. [5]

[1] Гегель Г.В.Ф. Философия права Пер. с нем.: Ред. и сост. Д.А.Керимов и В.С.Нерсесынс.- М.: Мысль, 1990.-С.227-278.

[2] Оливье Руа. Советское наследие и императивы западной помощи в новой Центральной Азии.. Амин Саджоо. Гражданское общество в мусульманском обществе. - Лондон-Нью-Йорк, 2002. - С.123-148.

[3] Правда Востока. 2007, 20 марта.

[4] Оливье Руа. Советское наследие и императивы западной помощи в новой Центральной Азии.. Амин Саджоо. Гражданское общество в мусульманском обществе. - Лондон-Нью-Йорк, 2002. - С.123-148.

[5] Там же.

Поделиться: