Основная цель государства и роль Веры в ее достижении.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Государство - это особый вид объединения людей. Главные цели такого объединения - обеспечение безопасности и организация жизнедеятельности людей наилучшим образом. К признакам, на основе которых люди объединяются в государство можно отнести следующие:Национальный - объединение людей одной этнической группы. Данный признак самый распространенный по количеству и доминирующий по значению из всех объединяющих признаков. Пример - большинство государств мира (Казахстан, Германия, Франция и др.).
Основная цель государства и роль Веры в ее достижении.

Государство - это особый вид объединения людей. Главные цели такого объединения - обеспечение безопасности и организация жизнедеятельности людей наилучшим образом. К признакам, на основе которых люди объединяются в государство можно отнести следующие:

  • Национальный - объединение людей одной этнической группы. Данный признак самый распространенный по количеству и доминирующий по значению из всех объединяющих признаков. Пример - большинство государств мира (Казахстан, Германия, Франция и др.).
  • Религиозный - объединение людей на основе общности религиозных убеждений. На сегодняшний день данный признак в большинстве случаев является дополняющим иные признаки, особенно национальный. Но от этого религиозный признак остается не менее важным и определяющим при осознании людей себя, как единого государства. Примеры - Саудовская Аравия, Иран.
  • Исторический - объединение людей на основе общности исторических событий. Примеры - Российская Федерация, СССР, США.
  • Культурный - объединение людей на основе общности культуры и традиций. Данный признак в основном дополняющий. Хотя, например, казахский народ, на мой взгляд - это яркий пример объединения именно по культурному и языковому признакам. Поскольку в процессе генезиса казахского этноса, как мне кажется, принимали участие различные по своему генотипу и фенотипу группы, объединенные именно общностью традиций, культуры, способа производства, позволяющих выжить и сформированных в условиях степи, в условиях кочевого скотоводства.
  • Территориально-географический - объединение людей, проживающих в пределах одной территории, ограниченной от других территорий особенностями рельефа, ландшафта, климата и других географических факторов (горами, пустынями, реками, морем и т.п.). Примеры - Япония, Швеция, Великобритания.
  • Языковой - объединение людей на основе общности языка.

Данный перечень признаков не является исчерпывающим. При этом, любое государство, существующее на сегодняшний день, не является объединением людей на основе только одного признака. Всегда существует комбинация всех или нескольких признаков. Для каждой страны влияние того или иного признака разнится, но в той или иной степени почти каждый из признаков оказывает свое влияние.

Независимо от того, какой из признаков объединения преобладает, для каждого государства общими являются цели объединения. Рассмотрим подробно, что означает цель «организация жизни людей наилучшим образом». Почему люди вообще объединяются в группы? Потому что они осознают, что сообща можно более эффективно достигать определенных целей. Классический пример - разделение труда при производстве булавок, описанное Адамом Смитом. Группы ставят перед собой цели различной степени сложности. Пример простейшего целеполагания - компания друзей, отправившаяся отдохнуть на природу. У них есть общая цель - отдохнуть, развеяться. Они понимают, что кто-то имеет микроавтобус и водительские права, кто-то хорошо маринует и делает шашлыки, кто-то играет на гитаре, разбирается в видах грибов и т.п. В результате, все вмести они хорошо и весело отдохнут.

Государство же - это более высокоорганизованный вид объединения людей. И цель государства одна из важнейших - организовать жизнь людей. Это значит организовать все аспекты жизни, позволяющие выжить огромной массе людей. Это, прежде всего, создание правовых условий для осуществления экономической деятельности. Производство товаров, организация товарного обмена, организация здравоохранения, образование и т.д. Причем цель государства не просто создать условия, а создать наилучшие условия, отвечающие требованиям и особенностям местности и культуры.

Таким образом, государство - это большая организация, имеющая определенные цели. Цели эти направлены на удовлетворение потребностей людей в самоорганизации для наилучшего обустройства аспектов жизнедеятельности. Для достижения этих целей формируются органы управления, назначаются должностные лица. Этим лицам и органам делегируется полномочия принимать решения, разрабатывать стратегии, управлять в масштабах всего общества, т.е. даются властные и иные управленческие полномочия. Лица, которым делегированы такие полномочия, являются государственными служащими.

Очень важно, чтобы государственные служащие любого уровня не забывали об основной цели государства -организовать жизнь людей наилучшим образом . Одной из основных причин злоупотребления полномочиями и коррупции является именно такая «забывчивость» некоторых государственных служащих. И чем больше таких «забывчивых», тем глубже и пагубнее для общества масштабы коррупции. Я бы сказал, это даже не забывчивость. Это, скорее, изначальное неосознание, непонимание государственным служащим основной цели государства. Чиновник, который не осознает и не понимает данную цель, тем более не понимает свою конкретную роль в ее достижении. Бывает и так, что он осознает данную цель, но не разделяет. Но в любом случае, пагубным является то, что чиновник не стремится качественно выполнять ту конкретную роль, которая отведена ему в достижении общей цели. В такой ситуации чиновник, в ущерб интересам общества, стремится удовлетворять исключительно свои корыстные интересы. Когда такое явление становится массовым, государство теряет всякий смысл, оно перестает исполнять свою основную функцию. Если пустить это явление на самотек, то в результате произойдет распад существующего государства и образование нового.

Почему же случается так, что чиновники перестают способствовать достижению основной цели государства? Здесь есть комплекс причин, и они лежат в следующих плоскостях: интеллект, моральные качества, нравственные и духовные ценности. Когда у человека присутствует низкий уровень развития указанных качеств, то его поведение характеризуется примерно следующим образом.

В силу низкого интеллекта, человек даже не задумывается, даже не способен задуматься над тем, зачем вообще нужно государство и какова его (человека) личная роль в этом. Он не осознает, что за пределами его непосредственных материальных потребностей, существует еще много такого, о чем следует думать и что следует исполнять. А раз не осознает, то и не исполняет.

Однако, даже наличие высокого интеллекта не гарантирует, что человек своими делами будет способствовать достижению общественных целей, если он обладает низким уровнем моральных качеств и нравственности. Человек с невысокой моралью, достигая целей удовлетворения своих материальных потребностей, становится крайне неразборчивым в средствах их достижения. В такой ситуации, даже осознавая пагубные последствия для общества некоторых своих решений, человек не останавливается перед этим. Для него это не имеет никакого значения. Понятие «справедливость» отходит на задний план, благополучно забывается, от него отворачиваются, закрывают глаза и затыкают уши. Люди с низким уровнем нравственности не хотят слышать про справедливость, если им это не выгодно материально.

Главной причиной неразвитости нравственных качеств является отсутствие духовности. Духовность - это, прежде всего, вера. Вера в то, что за пределами обыденности существует Нечто такое, что в любом случае восстановит справедливость. Во всех религиях есть понятие возмездия за неправедные, несправедливые поступки. В основных монотеистических религиях (ислам, христианство, иудаизм) краеугольным камнем является вера в то, что есть Бог, который установил справедливые законы поведения человека. И если человек отступает от них, то его неизбежно ждет очень суровое наказание, кроме случаев, когда человек осознает свою несправедливость, раскается и перестанет совершать ее. Если же у человека отсутствует вера в Бога, то и внутреннего страха перед наказанием у него нет. А, как известно, «лучший контролер - это совесть пассажира». Бездуховного и безнравственного человека ничто не остановит в достижении его корыстных и пагубных целей.

Однако духовность это не только страх перед наказанием, это еще и целая система моральных и нравственных принципов, соблюдая которые, человек достигает гармонии и счастья. Понять и осознать их можно только разумом, принять - это вопрос личного убеждения и Веры. Однако не слепой необдуманной веры, а Веры, основанной на глубоком понимании этих принципов, основанной на разумении. Понять и искренне разделять основную цель государства могут только люди, обладающие интеллектом и высокими нравственными качествами. При этом духовность, основанная на Вере в Бога, предоставляет нам завершенную, логически увязанную систему морально-нравственных принципов. Принимая эти принципы, человек способен осознать и искренне принять общую цель государства, принять убеждение, что общая цель преобладает над личными сиюминутными целями, осознать то, что общая цель в конечном итоге приводит к достижению личных целей, а игнорирование общей цели в конечном итоге приводит к личному краху. Чтобы такое осознание появилось в умах простых людей и чиновников, уровень их интеллекта, культуры, духовности должен быть очень и очень высоким. Без развития таких сторон нашей жизни как духовность и нравственность невозможно рассчитывать на то, что люди возьмут и осознают.

Сама по себе духовность и духовные ценности - это явления и цели более высокого порядка, чем основная цель государства. По сравнению с ними государство - это просто вспомогательная надстройка, инструмент. Однако государство - это то, что позволяет существовать физической оболочке нашего духовного естества. Безусловно, духовная составляющая является приоритетом, она - наш мотор, наш энергия. Но и без тела не может реализовать свой потенциал душа. Явления эти - взаимодополняющие. Возвращаясь к основной цели государства, еще раз отметим, что без духовного развития общества невозможно развитие государства в принципе. Именно и только на основе духовности и глубокой веры в Бога может развиться устойчивая система ценностей индивидуума, способная выдержать любые испытания. Кроме того, и это наиболее важно, только вера в Бога и исполнение Его заповедей может придать смысл жизни человека. Все иное, при глубокой оценке, не может придать сколько-нибудь ощутимого смысла ничему из того, что мы делаем в жизни. На основе той системы ценностей, которую человеку дает вера в Бога, человек осуществляет свое осмысленное развитие и осознание своего места и роли в общем процессе, в том числе в процессе государственного устройства.

Бекжан Киманов.Общественное обьединение «Iзгi амал»

Теги: Аналитика

Поделиться: