О тенгрианстве - исконной религии ойратов

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Некоторые ученые путают тенгрианство и шаманизм, считая их единым целым. На самом деле они вполне гармонично сосуществовали. Шаманы- «бё» осуществляли связи с потусторонним миром через трансцендентальные опыты, лечили людей, т.е. делали то же самое, что и современные экстрасенсы, биоэнергетики, колдуны, которые также вполне уживаются с христианством, буддизмом или исламом. Более того, по мнению Л.Н. Гумилева во время проведения празднеств, жертвоприношений шаманы к участию не допускались. Тенгрианскими служителями были «беки» - хранители веры. С течением времени ими была разработана философская база. Тенгрианство - наша исконная религия, национальный характер монголов, их философия и мировоззрение выковывались одновременно с её становлением и были с нею гармонично связаны. До последнего времени калмыки на генетическом уровне сохранили память о принципах и ценностях, заложенных в её основе.
О тенгрианстве - исконной религии ойратов
Захаров Б.А. О тенгрианстве - исконной религии ойратов

Основу национального характера, мировоззрения ойратов заложила древняя религия монголов - тенгрианство. Тысячелетиями предки монголов поклонялись Вечному Синему Небу (Мөнке Көке Тенгр).

Некоторые ученые путают тенгрианство и шаманизм, считая их единым целым. На самом деле они вполне гармонично сосуществовали. Шаманы- «бё» осуществляли связи с потусторонним миром через трансцендентальные опыты, лечили людей, т.е. делали то же самое, что и современные экстрасенсы, биоэнергетики, колдуны, которые также вполне уживаются с христианством, буддизмом или исламом. Более того, по мнению Л.Н. Гумилева во время проведения празднеств, жертвоприношений шаманы к участию не допускались. Тенгрианскими служителями были «беки» - хранители веры. С течением времени ими была разработана философская база. Тенгрианство - наша исконная религия, национальный характер монголов, их философия и мировоззрение выковывались одновременно с её становлением и были с нею гармонично связаны. До последнего времени калмыки на генетическом уровне сохранили память о принципах и ценностях, заложенных в её основе.

Практически все сохранившиеся калмыцкие традиции и обычаи имеют тенгрианские корни: обряды, связанные с огнем, рождением и смертью, почитанием духов местностей, окропление молоком или кумысом, различные поверья и многое другое. Кстати, наиболее почитаемые среди калмыков божества- покровители: Цаган Овгн-Белый Старец и Окон Тенгри-Небесная Дева перешли в буддийский пантеон из тенгрианского. Один из самых любимых праздников Цаган Сар также пришел к нам из тенгрианских времен. «Отголоски древних мифов о Тенгри и Этуген можно найти в современных загадках ойратов: "аавин девлиг алхдҗ болхш, ээҗин девлиг эвкдҗ болхш" (отцовскую шубу не перешагнуть, материнскую шубу не свернуть), т. е. "небо и земля"; "аавин манна миркидж, аршан нульмсн асхрдж," (отцовский лоб нахмурился, целебные слезы полились), т.е. "дождь пошел"». [С. Минаев]

Основными божествами почитались Вечное Синее Небо (Мөнкэ Көкэ Тенгр) и Земля (Этуген), олицетворявшие мужское и женское начала соответственно. Причем Небо считалось главнее. От их слияния родилось все живое. Кстати, если отбросить религиозную составляющую тенгрианства, то современное научное представление о Вселенной и зарождении жизни на Земле подтверждает верность мировоззрения наших предков. «Тенгри как неперсонифицированное мужское божественное начало, распоряжался судьбами человека, народа и государства. Средневековые монголы называли Тенгри вечным "Менке-тенгри". "Менке-тенгри" считался единым благодетельным, всезнающим, правосудным богом. Этуген была всемогущей богиней земной природы, символизировала плодородие. Монгольские народы называли ее "Этуген-эке" (мать-земля)». [С. Минаев]

Тенгрианцы верили, что после смерти душа не умирает, но человек перерождается только в человека. В зависимости от того, как жил человек, какие накопил заслуги, он получает хорошее или плохое перерождение.

Суть тенгрианской философии заключается в том, что в её основе находятся четыре гармонии.

Гармония человека со своим внутренним «Я». Тенгрианцы считали, что люди произошли от Неба - отца и Земли - матери, т.е. от Бога, и люди - дети Божьи. Поэтому при рождении каждый человек получает божественную искру, выраженную в определенных талантах, наклонностях, свойствах ума и характера. Не бывает абсолютно бесталанных людей! С этой гармонией связано понятие «заян» - судьба или предназначение. Образование и воспитание, прежде всего семейное, должны быть направлены на развитие физических, творческих и духовных способностей каждого конкретного ребенка, раскрытие его талантов с тем, чтобы во взрослой жизни человек мог жить в гармонии со своей душой, занять достойную его нишу, стать профессионалом. Таким образом, каждый должен быть в гармонии со своим внутренним миром и заниматься своим делом. Познай самого себя! Будь таким, каким ты должен быть! Будь самим собой! - основные императивы данной гармонии.

Гармония межличностных отношений (человек - человек). Все люди разные, в мире не существует двух абсолютно одинаковых людей. Недаром говорят, что душа человека подобна необъятной Вселенной. История человечества - это состязание личностей, благодаря этой борьбе были созданы государства, законы, институты человеческого общежития. В то же время необузданность человеческого эго часто приводит к роковым последствиям. Например, жажда власти Амурсаны и некоторых других ойратских владетелей привела к полному истреблению джунгарских ойратов. Практически ежедневно мы наблюдаем, как рождаются конфликты, как рушатся семейные узы, близкие отношения. В межчеловеческих отношениях сила эго может быть всесокрушающа. Люди полны иллюзий относительно окружающих, а когда ожидания не сходятся с реальностью - происходит конфликт, порою серьезный. В современных условиях жизнеспособность нашей молодёжи напрямую зависит от её умения жить с сообществом, другими людьми в гармонии, правильно принимать вызовы судьбы и отвечать на них адекватно. Мир вокруг нас несовершенен потому, что несовершенны мы. Только наше внутреннее восприятие создает окружающий мир таким, каким мы его видим. Поэтому необходимо учиться принимать мир таким, какой он есть.

Общество дает человеку воспитание, привычки, формирует мировоззрение, закладывает понятия о добре и зле. Человек не может жить вне общества. Общество - это наше постоянное окружение, среда обитания человека от рождения до смерти. И каждый человек, каким бы он ни был, привносит свой конкретный вклад в становление и развитие общества. «Мы - одна семья!» - суть данной гармонии.

Гармония единства человека и окружающей среды (человек - природа). Тенгрианцы верили в существование различных духов - хозяев местности. Старались их задабривать, делая подношения, проводили обряды. Соответственно, боясь прогневать духов, в своей хозяйственной деятельности люди старались не навредить природе, беря от неё только то, что было необходимо для жизни. Они знали, что полностью от неё зависят.

Если отбросить религиозные воззрения, то такой подход к экологии перекликается с научной мыслью. «... ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится. Все эти организмы неразрывно и непрерывно связаны - прежде всего, питанием и дыханием - с окружающей их материально-энергетической средой. Вне нее в природных условиях они существовать не могут. ...Человечество, как живое вещество, неразрывно связано... с её биосферой. Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну минуту», - утверждал академик В. И. Вернадский. Таким образом, единственное условие существования человечества - не нарушать природного баланса Земли, её биосферы. В этом отношении показательный пример - здоровье населения Калмыкии. Калмыцкие степи по своим качественным характеристикам вполне пригодны для развития сельского хозяйства, но с условием функционирования строгой системы ограничений землепользования. В советские времена экологический баланс был разрушен, и природа ответила людям адекватно: именно сегодня наиболее распространены болезни, связанные с дыханием и питанием: всевозможные аллергии, болезни внутренних органов, сердца, кровообращения.

Гармония взаимоотношений человека и религии (человек - Бог). Эта связь для тенгрианцев неразрывна. Каждый человек должен верить в Бога. Причем не важно, какую веру он исповедует. Именно этим объясняется веротерпимость монголов и уважение к священнослужителям любой религии. Бог един, но путей к нему много и каждый может прийти к нему через свою веру. Сами они считали, что Вечное Синее Небо - это универсальный единый Бог.

Тенгрианство было жизнеутверждающей религией. «Жизнь - есть борьба!» - один из основных постулатов тенгрианства. Тенгрианское мировоззрение не позволяло людям быть пессимистичными и пассивными, опускать руки. Даже обращаясь с молитвой к Богу наши предки просили дать им только хороший ум и здоровье, иного не просили. Поведенческие черты тенгрианца: активность; оптимизм; выбор жизненного пути в соответствии с предназначением; упорство в достижении цели; идеализм; преобладание общественных интересов над личными; обязательная взаимовыручка; веротерпимость; действие рождает противодействие; «Мы хотим быть великими!» - императив поведения нации. Именно тенгрианское мировоззрение вывело монголов и ойратов на мировую историческую арену и позволило им стать доминантными этносами.

Басан Захаров

http://www.nutug.ru/kulitura/zaharov5.htm#chapter0

Теги: религия

Поделиться: