О сотрудничестве Республики Казахстан с Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ/ОБСЕ)
Автор: ИАЦ МГУ
Статья публикуется в рамках конкурса работ - "Голоса молодых". Председательство Казахстана в ОБСЕ.
*******************************************************************************
Касимова А.
Магистрантка1 курса Института дипломатии
Осотрудничестве Республики Казахстан с Бюро ОБСЕ по демократическим институтам иправам человека (БДИПЧ/ОБСЕ)
Начало регулярным контактам между РКи БДИПЧ было положено в 1994 г ., когда вАлматы при содействии Бюро был проведен семинар по человеческому измерению, накотором рассматривались проблемы соблюдения прав человека вЦентрально-азиатском регионе. В 1995-1996 гг. аналогичные семинары былипроведены в других странах региона.
С момента открытия в 1995 г. Бюро ОБСЕ по связям сЦентральной Азией в Ташкенте и Постоянного Представительства РК при ОБСЕ в Венесотрудничество с Бюро активизировалось. Это выразилось в регулярном участиипредставителей Казахстана в ежегодных совещаниях ОБСЕ по рассмотрениювыполнения обязательств, посвященных человеческому измерению в Варшаве инаправлении казахстанских экспертов на стажировки, организуемые БДИПЧ.
В июне 1998 г. Казахстан посетила делегация БДИПЧ,которая провела переговоры с руководством министерств юстиции, иностранных дел,Комиссии по правам человека при Президенте РК, Центральной избирательнойкомиссии, Верховного суда, Конституционного совета и др.
В ноябре 1998 г., в преддверии выборов 1999 г., Бюро всотрудничестве с Центральной избирательной комиссией РК провело в Алматы семинар«Организация и проведение выборов: региональный опыт и сравнительныеперспективы», в котором приняли участие главы избирательных комиссий всехцентрально-азиатских стран.
В декабре 1998 г. в ходе очередной встречи министров иностранных дел ОБСЕ вОсло Казахстан и БДИПЧ подписали Меморандумо взаимопонимании, согласно которому Бюро обязалось оказывать нашей странепомощь в построении демократического гражданского общества. К Меморандуму былиприложены 6 проектов по проблемам человеческого измерения, в том числемеждународным стандартам проведения выборов, реформированию законодательства всфере прав человека, учреждению института уполномоченного по правам человека (омбудсмена),роли женщин в политической жизни, образовательной программе для пенитенциарнойслужбы и содействию построению гражданского общества.
В мае 1999 г. состоялся визит в Казахстан совместной делегациимеждународных организаций во главе с Директором БДИПЧ Ж.Студманном, в ходекоторого состоялись его встречи с главой внешнеполитического ведомства РК,Председателем ЦИК, Высшего Судебного Совета и Комиссии по правам человека,председателями обеих палат Парламента РК. Во время встреч обсуждались процессыдемократизации в стране и вопросы подготовки к предстоящим парламентскимвыборам. По результатам был опубликован пресс-релиз, в котором наряду сположительными моментами высказаны замечания относительно нового Закона РК овыборах.
Для наблюдения за ходом парламентскихвыборов осенью 1999 г. Казахстанпосетила полномасштабная миссия ОБСЕ. В заключительном отчете БДИПЧ былоотмечено, что выборы в Мажилис Парламента РК представляют собой определенныйшаг в сторону выполнения обязательств в области демократизации, но несоответствуют полностью стандартам ОБСЕ.
15 февраля 2000 г. в целях оказания практической помощи избирательному процессу в РК вКазахстане работала делегация Парламентской Ассамблеи ОБСЕ во главе сВице-президентом И.Осташем, в состав которой был включен представитель БДИПЧ. ПравительствуРК были представлены рекомендации, касающиеся совершенствованиязаконодательства о выборах. Министерствами и ведомствами РК был проведенанализ, на основе которого разработаны конкретные меры по устранению выявленныхнедостатков.
В феврале 2000 г. переговоры по совершенствованию Законов РК о выборах былипродолжены в ходе встречи Президента РК Н.Назарбаева с руководством ОБСЕ вВене, когда стороны достигли договоренности о проведении в Казахстане серии «круглыхстолов». Их организаторами выступили Парламентская Ассамблея ОБСЕ, БДИПЧ, ЦентрОБСЕ в Алматы при содействии Правительства РК. В работе приняли участиепарламентарии, члены ЦИК, сотрудники МИД, делегация БДИПЧ, руководители рядаполитических партий, общественных объединений, средств массовой информации,группа международных и местных наблюдателей.
БДИПЧ приветствовалопроведение четырех круглых столов по выборам, состоявшихся в Астане 2 сентября 2000 г., 25 января и 11 июня 2001г., 29 января 2002 г., по итогам которых был выработан материал, вобравшийв себя более двухсот предложений политических партий, общественных объединенийи средств массовой информации РК. Данный документ был передан в Парламент РКдля последующего рассмотрения и внесения соответствующих поправок в КонституционныйЗакон РК «О выборах».
Совместно с Бюро веласьразработка проектов законов РК «О местном государственном управлении» и «Оместном самоуправлении», «О внесении изменений и дополнений в некоторыезаконодательные акты РК по вопросам свободы вероисповедания и деятельности религиозныхобъединений», «О средствах массовой информации», а также «Об уполномоченном поправам человека в Республике Казахстан».
Разработка законопроекта «О внесении изменений идополнений в Конституционный Закон РК «О выборах в Республике Казахстан» проводиласьв рамках постоянно действующего Совещания по дальнейшей демократизации иразвитию гражданского общества, а также при участии экспертов БДИПЧ,находившихся в Казахстане по приглашению ЦИК в апреле 2003 г.
6-9 мая 2002 г. Казахстан с визитом посетил ДиректорБДИПЧ Ж.Студманн. 8 мая в Астане Ж.Студманн встретился с руководствомВерховного суда РК, Комиссии по правам человека при Президенте РК, министерствиностранных дел, юстиции и внутренних дел. В ходе встреч руководство БДИПЧотметило определенные успехи, достигнутые Казахстаном на пути демократическихпреобразований (развитие независимой судебной системы, учреждение ИнститутаУполномоченного по правам человека (омбудсмана), передачауголовно-исполнительной системы из ведения МВД в ведение Минюста, возможноевведение моратория на смертную казнь).
В то же время Бюро высказалоозабоченность по поводу разработки проекта Закона РК «О внесении изменений идополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам прокурорскогонадзора», в соответствии с которым расширение сферы полномочий прокуратурыможет привести к нарушению общепризнанных принципов международного права вобласти прав человека (в частности, прокурор имеет право инициироватьпрослушивание телефонов и т.д. без соответствующего судебного разрешения).
7-8 июня 2003 г. Директор БДИПЧ К.Штрохал посетил Казахстан с целью участия впервом Трансазиатском парламентском форуме ПА ОБСЕ «Трансазиатское измерениеОБСЕ: неразрывное звено безопасности». В рамках визита состоялась встреча К.Штрохалас Президентом РК Н.Назарбаевым, в ходе которой были обсуждены ходдемократических реформ в РК и вопросы совершенствования национального выборногозаконодательства.
В 2002-2003 гг. БДИПЧ реализовал ряд проектов по организации тренингов дляработников тюрем РК для ознакомления с «лучшей практикой» государств-участниковОБСЕ в области обеспечения стандартов прав человека и безопасности. Со стороныБюро Казахстану была оказана помощь в учреждении института Омбудсмана, а такжеразвернута программа по оказанию помощи гражданскому обществу с цельюрасширения диалога между правительством и представителями гражданского обществапо таким аспектам прав человека, как свобода СМИ и защита детей.
В2004 г . БДИПЧ продолжил реализациюпроектов по реформированию пенитенциарных систем Центральной Азии, а также поразвитию Павлодарского юридического колледжа для подготовки сотрудниковуголовно-исполнительной системы.
В сентябре2004 г. миссияБДИПЧ приняла участие в наблюдении за парламентскими выборами в РК.
В Итоговом заявлении были отмечены некоторые улучшения в администрировании выборов в сравнениис предыдущими выборами 1999 года. Тем не менее, было заявлено то, что парламенсткие выборы не соответствовали ряду обязательств ОБСЕ, взятых насебя Казахстаном и другим стандартам проведения демократических выборов.
Подтверждая своюприверженность к выполнению обязательств государств-участников ОБСЕ, РеспубликаКазахстан приветствовала участие всех международных наблюдателей, в том числеОБСЕ, и направила соответствующие приглашения на очередные выборы ПрезидентаРеспублики Казахстан, объявленные на 4 декабря 2005 года.
Выборы ПрезидентаРеспублики Казахстан вызвали большой интерес мирового сообщества. ЦИК РКаккредитовала 1227 наблюдателей от иностранных государств и международных организаций,407 представителей иностранных средств массовой информации. Наиболеемногочисленными были миссии ОБСЕ – 474 наблюдателя; СНГ – 420 наблюдателей; отиностранных государств: Государство Израиль – 19, Республика Болгария – 12,Китайская Народная Республика – 13; Республика Индия – 8; Республика Польша –20; Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии - 15;Соединенные Штаты Америки – 31; Турецкая Республика – 30; Украина – 16; Грузия– 15; Французская Республика и Федеративная Республика Германия по 5 наблюдателей.
Участие в наблюдении завыборами приняли представители Европейского парламента - 15; Европейского Союзапо странам Центральной Азии – 2; Международного Республиканского института (IRI) – 3 человека; Международного ФондаИзбирательных Систем (IFES) – 15; Национального Демократического ИнститутаМеждународных отношений (NDI) - 60; Организации Исламская Конференция (OIK) – 1; Парламентской Ассамблеи СоветаЕвропы (ПАСЕ) – 9; Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) – 4.
В заявлении опредварительных выводах МНВ были приведены элементы предвыборного процесса,представляющие положительные изменения.
Вместе с тем, в Заявлениибыло отмечено, что, несмотря на некоторые улучшения в администрировании этихвыборов в сравнении с предыдущими выборами, президентские выборы несоответствовали ряду обязательств ОБСЕ, взятых на себя Казахстаном и другимстандартам проведения демократических выборов.
Заявление опредварительных выводах МНВ отражало т.н. «технический подход» Миссиинаблюдателей к оценкам выборов в Казахстане. МНВ фиксирует отдельныеотклонения, не носящие системного характера и не преследующие цель изменитьитоги выборов. Тем не менее, в Заявлении содержались политические выводы онесоответствии выборов ряду обязательств Казахстана.
БДИПЧ/ОБСЕ не былипредставлены конкретные данные о фактах нарушений на отдельных участках, не обозначен четкий круг обязательств и международных стандартов, на которых основываются выводы.
Несмотря на выявленныенеточности и противоречия предварительного отчета Миссии БДИПЧ/ОБСЕ понаблюдению за президентскими выборами в РК, Заключительный отчет повторил еговыводы о несоответствии состоявшихся выборов ряду обязательств ОБСЕ.
В целях осуществления «follow-up» в поствыборный период МИДобеспечило участие группы экспертов ЦИК РК в консультациях с экспертами повыборному законодательству БДИПЧ/ОБСЕ в Варшаве по вопросу изменения выборногозаконодательства РК и реализации рекомендации, содержащихся в Заключительномотчете Миссии БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению за президентскими выборами.
4 мая 2006 г. по приглашению ДиректораБДИПЧ/ОБСЕ К.Штрохала группа представителей ЦИК провела в Варшаве очереднойраунд консультаций на уровне экспертов для обсуждения вопросов дальнейшегосовершенствования выборного законодательства и выборной практики РК,сотрудничества ЦИК и БДИПЧ в контексте реализации рекомендации, содержащихся в ОценкеБДИПЧ/ОБСЕ Конституционного Закона РК о выборах и заключительных отчетах напрошедшие парламентские и президентские выборы. По итогам состоявшихсяконсультаций стороны сошлись во мнении о необходимости дальнейшегорегламентирования отдельных процедур, детализирующих и уточняющих положенияЗакона РК о выборах. Директор БДИПЧ/ОБСЕ К.Штрохаль отметил, что положительныйопыт сотрудничества между Бюро и РК может послужить примером продвижениядемократических реформ для всего сообщества ОБСЕ, в том числе в сфереизбирательного процесса.
БДИПЧ/ОБСЕ приветствовало принятие в первом чтении на совместном заседании палатПарламента РК 29 сентября 2006 г. проектаКонституционного закона РК «О внесении изменения в Конституционный ЗаконРеспублики Казахстан» «О выборах в Республике Казахстан», исключающий пункт 6статьи 44, где говорится от том, что «С момента окончания срока проведенияпредвыборной агитации и до официального опубликования итогов выборов недопускаются любые формы выражения общественных, групповых или личных интересови протестов, способствующих оказанию воздействия на избирателей или членовизбирательных комиссий».
Таким образом,действующее выборное законодательство Республики Казахстан было максимально приближенок общепризнанным принципам международного демократического избирательногоправа.
Ивар Вики, глава ЦентраОБСЕ в Алматы сделал вывод, что «новый закон о внесении изменений и дополнений вКонституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» является большим шагомвперед в деле создания в Казахстане эффективной электоральной системы, так как внем были учтены рекомендации экспертов БДИПЧ ОБСЕ».
2-13 октября 2006 г. в Варшаве состоялся ежегодный Семинар БДИПЧ/ОБСЕ по человеческомуизмерению. Делегацию Республики Казахстан на семинаре представляли Уполномочный по правам человека в РК Б.Байкадамов,Вице-министр культуры и информации Е.Бабакумаров, Судья Верховного Суда Ж.Баишев,Секретарь Центральной избирательной комиссии В.Фоос, Начальник отдела Центральнойизбирательной комиссии М.Сарсембаев, Заместитель директора ДОС МИДА.Рахметуллин, Начальник отдела международного сотрудничества Министерстваюстиции К.Кондыкерова, Старший Прокурор Генеральной Прокуратуры В.Кириленко исотрудники Посольства РК в Варшаве.
Входе семинара представители казахстанской делегации информировали участников омерах принимаемых казахстанской стороны в формировании независимой судебнойсистемы, повышении статуса судебной власти, соблюдении прав человекаправоохранительными органами, осуществлении рекомендаций Комитета против пыток,а также о расширении деятельности Уполномоченного по правам человека в РК.
20 октября 2006 г. в Казахстанесостоялись выборы акимов 49-тирайонов и 10 городов областного значения, в которых приняли участие 135кандидатов. Выборы проводились назаседаниях выборщиков - депутатов маслихатов. Председатели районныхизбирательных комиссий и городов областного значения председательствовали назаседаниях выборщиков. За ходом голосованияосуществляли наблюдение 121 доверенное лицо кандидатов в акимы, 86 наблюдателейот политических партий и неправительственных организаций и 232 представителясредств массовой информации.
Поитогам голосования из выдвинутых действующих акимов сохранили свою должность 39акимов районов и городов областного значения. Впервые были избраны акимамирайонов и городов областного значения 20 человек.
С 29 по 30марта 2007 г. в Вене (Австрия) прошло Дополнительноесовещание БДИПЧ/ОБСЕ по человеческому измерению на тему «Свобода собрания,объединения и выражения: поощрение полного и равного участия в плюралистическихобществах», в котором приняли участие порядка 200 представителейгосударственных органов, правозащитников и журналистов стран-участниц ОБСЕ.
В состав казахстанской делегации, возглавляемой Уполномоченным по правамчеловека Байкадамовым Б.К., вошли представители МВД, МКИ, МЮ, МИД.
16-18мая 2007 г. в Варшаве состоялся очередной ежегодныйсеминар БДИПЧ/ОБСЕ «Эффективное участие и представительство вдемократических обществах» по обсуждению процесса выполнениягосударствами-участниками Организации обязательств в сферечеловеческого измерения, в котором приняли участие официальныеделегации, представители международных и неправительственных НПО иСМИ 56 стран-членов ОБСЕ. Делегацию РК на форуме представляли:член ЦИК РК М.Сарсенбаев, Директор департаментаобщественно-политических работ и связей с общественностью МКИ РКА.Кырыкбаев, представители Национального центра по правамчеловека, МЮ, МИД и посольства РК в Польше.
Представители официальнойделегации РК приняли участие в трех рабочих заседаниях. В частности, участникифорума были ознакомлены с озвученными Президентом РК Н.Назарбаевымна совместном заседании Палат Парламента РК изменениями, вносимыми вКонституцию Казахстана. До сведения участников Семинара ОБСЕ былидоведены положения о расширении роли парламента, местных органов самоуправления,сокращении срока президентского правления, создании условий для политическогоплюрализма, многообразия средств массовой информации, для регулярных выборов,обеспечения полных прав и свобод граждан. ВыступлениеПрезидента РК вызвало большой интерес у участников форума. В частности, представителейсекции по демократизации и правам человекаБДИПЧ/ОБСЕ интересовали сроки вступления в силу принятых поправок в Конституцию РК, возможное проведение перевыборов вМажилис Парламента, детали внедрения нового избирательного механизма ифункционирования партийной системы.
В рамках Семинара делегацияРК провела неофициальные переговоры с руководящим составомБДИПЧ/ОБСЕ во главе с Директором К.Штрохалем. К.Штрохаль выразилудовлетворение интенсивностью сотрудничества Бюро с Казахстаном.Директор выразил особую заинтересованность происходящим в Казахстанеконституционным реформам в рамках дальнейшей демократизации.
В ходе переговоровбыла достигнута предварительная устная договоренность об организациив Варшаве встречи К.Штрохаля с Председателем ЦИК РК К.Турганкуловым,Председателем Комиссии по правам человека при Президенте РКС.Турсуновым и Уполномоченным по правам человекаБ.Байкадамовым.
28 мая 2007 г. состоялся визит казахстанской делегации в Варшаву во главе с Председателем КПЧ при Президенте РК С.Турсуновым. В составделегации вошли также Секретарь ЦИК РК В.Фоос, Уполномоченный по правамчеловека в Республике Казахстан Байкадамов Б.К. В рамках визита состоялисьвстречи с руководством и экспертами БДИПЧ/ОБСЕ, в ходе которых эксперты Бюробыли проинформированы о конституционной реформе в РК, стержнем которой сталпереход к президентско-парламентской республике, а также о выполненияказахстанской стороной большинства рекомендаций Бюро по выборномузаконодательству РК.
21 - 22 июня2007 г. казахстанская делегация,возглавляемая Председателем Комиссии по правам человека при ПрезидентеРеспублики Казахстан С.Турсыновым, в составе Уполномоченного по правам человекав Республике Казахстан Б.Байкадамова, Заместителя Председателя Центральнойизбирательной комиссии Республики Казахстан В.Фооса и заведующего отделом помеждународным отношениям аппарата Центризбиркома А.Аргынова находились в городеВаршава. Визит состоялся в рамках мероприятий по продвижению заявки РеспубликиКазахстан на председательствование в ОБСЕ в 2009 году.
22 июня 2007г. состоялась встречаи консультации с БДИПЧ/ОБСЕ.
В своем приветствииДиректор БДИПЧ/ОБСЕ Посол Кристиан Штрохал подчеркнул, что БДИПЧ/ОБСЕподдерживает заявку Казахстана на председательствование в ОБСЕ в 2009 году, но,в тоже время, отметил, что положительное решение данного вопроса зависит отмнения всех 56 государств-участников ОБСЕ. Он высказал заинтересованностьБДИПЧ/ОБСЕ в наблюдении за выборами депутатов Мажилиса Парламента.
Представители БДИПЧ были проинформированыо конституционных изменениях, назначении выборов депутатов Мажилиса Парламентаи маслихатов Республики Казахстан на 18 августа 2007 года, а также об общейситуации с правами человека, в частности о том, что в Казахстане был одобренбазовый доклад о правах человека, на основе которого началась разработкасреднесрочной программы по правам человека. Представители БДИПЧ были такжепроинформированы о том, что в Казахстане фактически отменена смертная казнь,введено судебное санкционирование арестов и принимаются меры по укреплениюнезависимости судебной системы в рамках выполнения обязательств ОБСЕ.
12-14июля 2007 г. в Вене казахстанская делегация приняла участие вДополнительном совещании БДИПЧ/ОБСЕ «Защитаи продвижение прав человека: обязанности и эффективные средства» по обсуждению процесса выполнениягосударствами-участниками Организации обязательств в сфере человеческогоизмерения, в котором приняли участие официальные делегации, представителимеждународных и неправительственных НПО и СМИ 56 стран-членов ОБСЕ. В состав казахстанской делегации,возглавляемой Уполномоченным по правам человека Б.Байкадамовым, вошли судьяВерховного Суда Ж.Баишев, представители МЮ, МИД.
Члены казахстанскойделегации приняли активное участие в основных и дополнительных мероприятиях Совещания по вопросам развитиягражданского общества и демократических институтов, роли судебных органов в обеспеченияверховенства закона и роли правозащитников в защите прав человека.
22 июня 2007 г. ПостоянноеПредставительство РК при ОБСЕ через Секретариат Организации в Венераспространило вербальные ноты, приглашающие Парламентскую Ассамблею ОБСЕ,БДИПЧ/ОБСЕ и делегации стран-участниц при ОБСЕ принять участие в наблюдении завыборами в Мажилис 18 августа с.г.
Департамент по выборамБДИПЧ/ОБСЕ принял решение о направлении в Казахстан 36 долгосрочных и 400краткосрочных наблюдателей.
В Астане и Алматыфункционировали 2 штаба МНВ БДИПЧ/ОБСЕ. (Core Team) в составе 29 человек и 36долгосрочных наблюдателей (18 групп по 2 чел.) представленные в 16 регионахреспублики.
12 августа 2007 г. ЦИК РК завершил аккредитацию международныхнаблюдателей. Всего по линии ОБСЕ было аккредитовано 521 наблюдателей, из нихпо линии БДИПЧ/ОБСЕ 395 краткосрочных и 36 долгосрочных, ПАСЕ 7 и ПА ОБСЕ 64наблюдателя. ГлавойМиссии БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению за выборами был назначен Посол Л.Копай(Словакия).
8 августа 2007 г. в рабочем порядке в МИДпоступил проект промежуточного отчета МНВ БДИПЧ/ОБСЕ, охватывающий период с 16 июля по 4 августа 2007 г., который былофициально опубликован на сайте БДИПЧ/ОБСЕ 9 августа 2007 г.
В отчете были краткоописаны конституционные изменения, принятые в РК в июне 2007 г., ходпредвыборной компании, анализ выборного законодательство и т.п.
В целом, отчет былвыдержан в нейтральном, местами позитивном характере.
В тоже время, в отчетеповторились негативные с точки зрения МНВ моменты, которые руководитель МиссииЛ.Копай поднимал ранее во время встреч в государственных органах РК, а именно:непрямое избрание 9-ти членов Мажилиса Ассамблеей народа Казахстана, затягиваниерегистрации партии «Алга!» и «Атамекен», сомнения в отношении использованиясистемы электронного голосования, ограничение участия политических партий вработе территориальных избиркомов.
В соответствии с предложением МИД, ЦИК подготовил Комментарии спредметным анализом всех выводов и фактов, содержащихся в отчете для егоиспользования в работе.
24 сентября по 5 октября 2007 г. в Варшаве прошло очередное СовещанияБДИПЧ/ОБСЕ по рассмотрению выполнения обязательств, посвященное человеческомуизмерению. Мероприятие стало беспрецедентным по количеству участников изКазахстана, представляющих как официальную делегацию (15 чел.), так инеправительственный сектор (35 чел.).
Скоординированное участиевсех представителей казахстанских НПО и совпадение многих аргументов с позициейСША, создало впечатление, что главными запрограммированными целями их участиястали: 1) дискредитация демократических успехов РК; 2) перенос заявки РК напост председателя в ОБСЕ на 2011г.; 3) попытка негативно повлиять на работу БДИПЧ ОБСЕпо подготовке Заключительного отчета Миссии ОБСЕ по наблюдению за выборами вМажилис Парламента РК в свете предстоящего решения по заявке в рамках СМИД вМадриде.
В рамках работы форума была также проведена встреча с Директором БДИПЧ ОБСЕК.Штрохалем в ходе которой, он в очередной раз подтвердил свое позитивноеотношение к идее председательствования Казахстана в Организации в 2009 году,отмечая особый и беспрецедентный уровень взаимопонимания и взаимодействия,сложившийся между Казахстаном и БДИПЧ/ОБСЕ. Глава делегации РК С.Турсунов всвою очередь выразил надежду на объективный подход экспертов Бюро приподготовке заключительного доклада по итогам прошедших в РК выборов.
В ходе неформальных беседпредставители ОБСЕ отмечали наличие активного диалога между официальнымивластями Казахстана и представителями НПО РК. В ходе Совещания Казахстан былприведен в качестве примера действенного и эффективного сотрудничестваправительственного и неправительственного секторов по всем, даже наиболеекритическим вопросам и проблемам.
30 октября 2007г. БДИПЧ выпустил заключительный отчет по итогам наблюдения запарламентскими выборами в Казахстане.
Вдокументе, также как и в промежуточном и предварительном отчетах, отмечалось,что, несмотря на некоторый прогресс в избирательном процессе, выборы несоответствовали ряду обязательств перед ОБСЕ, в частности, в отношенииэлементов избирательного законодательства, подсчета и табуляции (подведенияитогов) голосования.
В отличие от предыдущихотчетов БДИПЧ, Заключительный отчет содержал ссылки на конкретные положениядокумента ОБСЕ, а также более детализированные данные в виде сравнительнойтаблицы по каждому наблюдаемому избирательному участку.
В заключительной части отчета были предусмотрены рядрекомендаций (всего 29) по дальнейшему совершенствованию процесса организации ипроведения выборов в Республике Казахстан.
В свете выхода итогового отчета в период с 5-6 ноября 2007 г. состоялся рабочийвизит Директора БДИПЧ/ОБСЕ К.Штрохаля. В ходе визита были организованы еговстречи с Руководителем АП РК А.Джаксыбековым, Председателем ВС К.Мами,Председателем КПЧ при Президенте РК С.Турсуновым, Председателем ЦИКК.Турганкуловым и Заместителем министра иностранных дел К.Сарыбай.
Входе переговоров К.Штрохаль дал высокую оценку работе ЦИК, поблагодарил заоткрытость и организованность на избирательных участках на местах. Несмотря назаметные улучшения, К.Штрохаль отметил, что ряд обязательств ОБСЕ не былисоблюдены, в частности в отношении нового выборного законодательства и практики.Вместе с тем, он предложил не останавливаться на достигнутом и продолжитьпроцесс «follow up».
Казахстанские власти сосвоей стороны отметили, что многие замечания БДИПЧ представляют собой слабоаргументированные или неаргументированные критические утверждения. Это, в свою очередь, и вызываетсправедливую критику в адрес БДИПЧ (двойные стандарты, ангажированность). Приэтом стороны согласились, что предложения по повышению эффективности (реформе)Бюро призваны сделать его работу более понятной и прозрачной, нейтрализовав,таким образом, критику.
Некоторые положенияотчета были охарактеризованы как не однозначные и требующие дополнительнойпроверки и анализа, по завершении которого ЦИК представил БДИПЧ соответствующийпакет с позицией Казахстана по каждому замечанию. С этой целью стороныдоговорились провести в конце ноября с.г. расширенную встречу экспертов длядетального обсуждения отчета, а также посвятить весь будущий год совместнойработе в рамках «круглых столов» по дальнейшему совершенствованию выборногозаконодательства и практики РК.
В этой связи ЦИК разработал План работ повзаимодействию с БДИПЧ по вопросам совершенствования избирательногозаконодательства на 2008 г., который былсогласован с БДИПЧ.
Согласно данному Плану за первое полугодие ЦИК провел первый круглый столс участием всех заинтересованных сторон, а также экспертов ОБСЕ. Была создана Рабочая группа (РГ) по подготовке законопроекта по внесениюизменений и дополнений в избирательное законодательство Республики Казахстан.
В ходепервого заседания участники РГ рассмотрели сводную таблицу предложений повнесению изменений и дополнений в избирательное законодательство, а такжеобсудили основные из представленных политическими партиями, общественнымиобъединениями, организаторами выборов и другими участниками избирательногопроцесса, предложения.
Своикомментарии к сводной таблице представили Казахстанское международное бюро поправам человека и соблюдению законности, общественный фонд «Хартия за правачеловека», Республиканская сеть независимых наблюдателей (РСНН), а также ДПК«Нағыз АҚ ЖОЛ».
В целях большей вовлеченности в деятельность БДИПЧ/ОБСЕ МИД совместно сЦИК обеспечивает регулярное участие представителей РК в составе миссий понаблюдению за выборами БДИПЧ/ОБСЕ.
ЦИК сформирован ирегулярно обновляется Список граждан РК для направления в качестве наблюдателейна выборы в иностранные государства в составе Миссий БДИПЧ/ОБСЕ и другихмеждународных организаций. В него вошли представителигосударственных органов, а также неправительственногосектора и независимые эксперты РК. Наблюдатели РК из данного списка в ноябре2006 года прошли тренинги для краткосрочных наблюдателей на базе Академии приЦентре ОБСЕ в г.Бишкек, организованные БДИПЧ/ОБСЕ. С октября 2006 г. при ЦИК начал функционироватьКонсультативный центр по обучению граждан РК для направления на выборы виностранных государствах.
Казахстанские наблюдателиот ЦИК и других центральных государственных органов РК уже приняли участие внаблюдении за выборами в Азербайджане (5 ноября 2005 г., парламентские),Беларуси (19 марта 2006 г., президентские),Украине (26 марта 2006 г.парламентские), референдумом по определению статуса Республики Черногория (21мая 2006 г.),Бывшей Югославской Республике Македонии (июль 2006г., парламентские), Австрийской Республике (1 октября 2006 г., парламентские),Боснии и Герцеговине (1 октября 2006г., президентские и парламентские), Армении (12 мая 2007 г., парламентские),Грузии (5 января 2008 г.,президентские, 21 мая 2008 г.парламентские), Армении (19 февраля 2008 г., президентские), Республике Черногория(6 апреля 2008 г.,президентские), Бывшей Югославской Республике Македонии (1 июня 2008 г., президентские).
14 по 16 мая 2008 г. в Варшаве состоялся трехдневный Семинар БДИПЧ/ОБСЕ, посвященныйвопросам конституционного правосудия в странах-участницах Организации. В ходеданного форума участниками обсуждались роль современного конституционногоправосудия, угрозы и риски конституционному правосудию, вопросы обеспечениянезависимости конституционных судов, юридической ответственностигосударственных органов за неисполнение решений конституционных судов, а такжепринципы разделения власти.
В работе Семинара принялиучастие более 200 конституционных судей, экспертов и представителей государственныхи гражданских делегаций. Официальную делегацию РК на форуме представляли членКС РК В.Малиновский, член КС РК А.Жаилганова, судья ВС РК С.Раимбаев,зав.сектором отдела организационной и кадровой работы аппарата КС РКМ.Муртазин, Посол по особым поручениям МИД РК Д.Куанышев, а также дипломаты Посольства.
С 29 сентября по 10 октября 2008 года в Варшаве прошло ежегодноеСовещание БДИПЧ/ОБСЕ по выполнению государствами-участниками Организацииобязательств в области человеческого измерения (HDIM, Human DimensionImplementation Meeting).
В состав официальнойделегации Казахстана во главе с Председателем Комитета по международнымотношениям, обороне и безопасности Сената Парламента РК Куанышем Султановым,вошли также депутаты Сената Парламента, представители Верховного Суда,Национальной Комиссии по деламженщин и гендерной политики и других государственных органов РК.
Многими участникамиСовещания отмечался большой численный состав представителей Казахстана наданном Форуме – свыше 70 человек, включая официальную делегацию госорганов РК всоставе 20 человек, а также 53 представителя неправительственных иправозащитных организаций РК. В рамках различных пленарных сессий представителигосорганов РК 14 раз выступили с официальными докладами, а также участвовали вмногочисленных дискуссиях и «круглых столах» (side-event), где также отстаивалии разъясняли позиции государства по различным аспектам человеческого измерения.
В отличие от предыдущиханалогичных форумов, где рассматривался весь комплекс обязательств государств-участниковОБСЕ в гуманитарном треке, данное Совещание сфокусировано на таких проблемах,как терпимость и недискриминация, фундаментальные свободы, верховенство закона,гендерные аспекты безопасности, работа демократических институтов.
6 - 7 ноября 2008 г. в Вене состоялось двухдневное Совещание БДИПЧ/ОБСЕ,посвященное процессу демократического законотворчества в странах-участницахОрганизации. Форум тематически был поделен на три основные темы:законотворческий процесс в демократической системе правления; обеспечение«инклюзивности»; доступ к законодательству.
В работе Совещанияприняли участие более 200 представителей национальных делегаций, международныхэкспертов, представителей НПО и сотрудников ОБСЕ. Официальную делегацию РК нафоруме представляли Председатель Комиссии по правам человека при Президенте РК С.Турсунов ,Председатель Комитета Сената РК по экономике и региональной политике Н.Жолдасбаева ,а также дипломаты ППРК в Вене и ПРК в Варшаве.
20 января 2009 года Бюро завершило работу над юридическим заключением кзаконопроекту РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательныеакты РК о свободе вероисповедания и религиозных объединений». Итоговоезаключение было основано на последней версии текста проекта закона, представленногов ходе встречи экспертов ОБСЕ и Комитета по делам религии МЮ РК в Астане 26ноября 2008 г. Данный законопроект был признан КС РК не соответствующимконституции.
C18 по 20 февраля 2009 г. в Варшаве прошел первый тренинг-семинар по человеческомуизмерению БДИПЧ/ОБСЕ для представителей казахстанского председательства. Втренинге принялиучастие 6 казахстанских экспертов во главе с Послом по особым поручениям МИД РКМ.Жарбосыновой. Ранее данный тренинг проводился Бюро исключительно для сотрудников ОБСЕ,работающих в полевых миссиях. В частности, данный курс является 19-м по счету. В общей сложности в нем принялиучастие более 500 экспертов. В ходе трехдневного курса были представленыобзорные презентации, а также прошли устные обсуждения по основным тематикамчеловеческого измерения.
27 февраля 2009 г. в Варшаве прошла встреча Личного представителя Действующегопредседателя ОБСЕ по борьбе с нетерпимостью и дискриминацией в отношениимусульман – Специального советника Министра иностранных дел РК В.Гиззатова сДиректором БДИПЧ/ОБСЕ Я.Ленарчичем, а также брифинг профильных экспертов Бюро.В течение дня эксперты БДИПЧ/ОБСЕ представили Личному представителю (далее –ЛП) развернутую информацию о текущей деятельности и проектах, связанных с предотвращением распространениярасизма, ксенофобии и дискриминации в отношении мусульман, христиан ипоследователей других религий на пространстве региона ОБСЕ. Отдельное вниманиебыло уделено обсуждению календаря совместной работы на 2009 год, взаимодействиюпо линии трех личных представителей греческого председательства.
17-18 сентября 2009 г. в Астане состоялся брифинг БДИПЧ/ОБСЕ для Целевой группыОБСЕ МИД РК (OSCE Task Force), запланированный в рамках подготовки кпредседательству Казахстана в Организации в 2010 году.
В брифинге со стороныОБСЕ приняли участие первый заместитель Директора БДИПЧ/ОБСЕ Д.Уэйк, ГлаваЦентра ОБСЕ в Астане А.Кельчевский и его заместитель Ж.Клетцер, а такжепредставители тематических департаментов Бюро, которые представили информацию опланируемой деятельности БДИПЧ на 2010 год и провели консультации сэкспертами МИД РК.
Брифингспособствовал налаживанию и закреплению рабочих контактов с целью обеспеченияконструктивного взаимодействия с данным институтом во время председательстваКазахстана в ОБСЕ в 2010 году.
С 28 сентября по 9 октября 2009г. в Варшаве состоялось очередное ежегодное Совещание ОБСЕпо выполнению обязательств в области человеческого измерения, в котором принялаучастие официальная делегация Республики Казахстан.
В ходе форума обсуждалсяширокий спектр тем человеческого измерения: верховенство закона,демократические выборы, свобода религии и вероисповедания, свобода выражениямнения и свободные СМИ, гендерное равенство, торговля людьми и т.д.
Также, в рамках форумаказахстанская сторона провела два дополнительных заседания (side-event) по теме «Свобода вероисповедания вРеспублике Казахстан» и«Презентация Национального плана действий в области прав человека РК на2009-2012».
В целом БДИПЧ позитивно оценивают ходдемократических реформ в Казахстане. В частности, высокое значение придаетсяприсоединению РК к Международным Пактам о гражданских и политических правах иоб экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Особо отмечается шагиРК, направленные на дальнейшее совершенствование национального законодательствав области человеческого измерения. По мнению представителей БДИПЧ, в Казахстанеочевиден значительный прогресс в деле продвижения международных стандартов вобласти обеспечения основных прав человека.
В свете председательстваРК в ОБСЕ в 2010 году Казахстан рассматривается как проводник осуществлениядемократических преобразований и действенный пример для других государстврегиона ЦА и СНГ.
Казахстан осуществляетвзаимодействие с Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека(БДИПЧ/ОБСЕ) по вопросам направления международных наблюдателей за выборами вгосударствах-участниках ОБСЕ, а также по вопросам совершенствования выборногозаконодательства Республики Казахстан.
Миссия БДИПЧ по наблюдению за выборами (МНВ) формируется под общимруководством Директора БДИПЧ, который на каждые отдельные выборы назначает главмиссий. В функции глав миссий включается ответственность за повседневную работумиссии по наблюдению за выборами в тесном сотрудничестве с Департаментом БДИПЧпо выборам и выработка итогового отчета.
Миссия состоит из основной команды, долгосрочных (ДСН) икраткосрочных наблюдателей (КСН). В состав основной команды входятспециалисты, которых БДИПЧ отбирает по списку экспертов (база данных БДИПЧ) инанимает по контракту. В некоторых случаях, нанимают также специалистов,направленных государствами-участниками ОБСЕ по соответствующему запросу БДИПЧ.К каждым выборам БДИПЧ готовит всем государствам-участникам ОБСЕ ноту спросьбой направить наблюдателей для работы в определенной миссии.
Главным критерием отборанаблюдателей является знание английского языка и наличие опыта наблюдения завыборами.
В основную команду миссии, котораяиграет ключевую роль, обычно входят от 10 до 12 международных экспертов, прибывающихв страну проведения выборов за 1,5-2 месяца до дня выборов. Главе миссии, какправило, помогает исполнять обязанности заместитель главы; в очень большихмиссиях у главы может быть несколько заместителей. В состав основной командымиссии также входят специалисты по выборам, по политическим вопросам, поправовым вопросам, по вопросам СМИ, по статистике, по логистике, побезопасности, по финансовым вопросам, координатор долгосрочных наблюдателей, и,при необходимости, по работе с членами парламента. В некоторых случаях восновную команду могут входить специалисты по гендерным вопросам или попроблемам национальных меньшинств.
Долгосрочныенаблюдатели (ДСН)запрашиваются в ноте, рассылаемой всем государствам-участникам ОБСЕ. В ихфункции входит проведение независимого анализа предвыборной обстановки натерритории всей страны, который вносится в итоговый отчет БДИПЧ. Государство,направляющее долгосрочных наблюдателей, несет большую часть расходов, связанныхс размещением ДСН и оказанием им содействия.
ДСН прибывают в странупримерно за 1-1,5 месяца до дня выборов и остаются в стране еще в течениенедели после выборов. Обычно ДСН распределяются по территории всей принимающейстраны группами по два человека (являющихся гражданами разных стран) в соответствиис планом размещения, предусматривающим сбалансированный географический охват.
Краткосрочные наблюдатели (КСН) также запрашиваются в ноте, рассылаемой всемгосударствам-участникам ОБСЕ. КСН находятся в стране в течение примерно однойнедели. КСН размещаются также группами по два человека и наблюдают запроцессами голосования и подсчета голосов в день выборов.
Необходимо отметить, чтов последнее время Казахстан все активнее участвует в направлении своихпредставителей в состав Миссий БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению за выборами, с каждымгодом количество направляемых казахстанских наблюдателей растет.
Казахстан началнаправлять своих наблюдателей в состав МНВ с 2006 года. При этом, отмечаемувеличение числа направляемых казахстанских наблюдателей с каждым годом (в2006г. – 4; в 2007г. – 14; в 2008г. – 45). В текущем году, на сегодняшний момент, было направлено 34 наблюдателя. Уменьшение связано с сокращением бюджетныхрасходов из-за финансового кризиса. Направление долгосрочных наблюдателейначалось в 2008 году (12 ДСН, из них: 9 – в США, 2 – в Армению, 1 – вАзербайджан). В этом году было направлено 3 ДСН, по одному в Македонию, Молдовуи Кыргызстан.
Как показываетстатистика, Казахстан в настоящее время меньше направляет долгосрочныхнаблюдателей. В этой связи, а также с учетом председательства Казахстана в ОБСЕпредлагается продолжать активно направлять своих представителей в качественаблюдателей. В частности, предлагается увеличивать количество направляемыхдолгосрочных наблюдателей с тем, чтобы повысить опыт и уровень квалификацииказахстанских наблюдателей для дальнейшего обеспечения их участия на всехуровнях миссий БДИПЧ/ОБСЕ: в основной команде, в качестве долгосрочных икраткосрочных наблюдателей.
Вопросы реформированиявыборного законодательства обсуждались в 2006 году на двух круглых столах сучастием всех заинтересованных сторон, включая представителей международныхорганизаций, проведены консультации с экспертами БДИПЧ/ОБСЕ.
В 2008 году указанныевопросы также были обсуждены на двух круглых столах, организованныхЦентризбиркомом совместно с БДИПЧ/ОБСЕ. Первый круглый стол на тему: «Участникиизбирательного процесса: их проблемы и возможности» состоялся 28 марта 2008года, второй круглый стол на тему: «Избирательные технологии и процедуры»прошел 13 июня 2008 года. В марте, июне и октябре 2008 года состоялиськонсультации с экспертами БДИПЧ/ОБСЕ и Национального комиссара ОБСЕ по деламнациональных меньшинств.
На основе подготовленныхпредложений по совершенствованию выборного законодательства Министерствомюстиции Республики Казахстан разработан проект закона «О внесении изменений идополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в РеспубликеКазахстан», который 14 ноября 2008 года был внесен Правительством в МажилисПарламента Республики Казахстан. В январе 2009 года законопроект был принятПарламентом и 9 февраля 2009 года был подписан Главой государства.
Закон предусматриваетправовой механизм, позволяющий формировать Парламент с участием не менее двухпартий, даже если вторая партия не пройдет 7-процентный барьер.
Кроме того, законпредусматривает ограничение лицам, виновным в совершении коррупционногопреступления и коррупционного правонарушения, выдвигаться кандидатом вПрезиденты, депутаты Парламента и маслихатов, а также в члены иного органаместного самоуправления.
В целях обеспеченияравных возможностей для освещения избирательных мероприятий всех политическихпартий в пункт 7 статьи 27 закона введена дополнительная вторая часть,предусматривающая равные объемы печатной площади и эфирного времени прираспространении СМИ информации о мероприятиях по выдвижению и регистрациикандидатов и партийных списков.
В пункт 4 статьи 28закона вносятся изменения, которые предусматривают равные и единые условия попредоставлению помещений для встреч с избирателями, а также опубликованиюграфика встреч с избирателями в СМИ.
Из пункта 2 частичетвертой статьи 20-2 исключена норма о том, что в качестве наблюдателеймеждународных организаций и иностранных государств не аккредитуются лица, неимеющие практики наблюдения за выборами. Таким образом, расширяются возможностидля участия в международном наблюдении за выборами.
Вносится поправка обинформировании избирателей о границах избирательных участков непосредственноперед выборами, когда она будет иметь наибольшую актуальность (пункт 5 статьи23).
В целом, следуетотметить, что процесс совершенствования выборного законодательства на этом неограничивается и ведется постоянно.
Поделиться: