О ПРОИСХОЖДЕНИИ КИРГИЗОВ
Автор: ИАЦ МГУ
Театрализованные празднования 1000-летия кыргызского эпоса "Манас" |
Существует множество гипотез, теорий, пытающихся пролить свет на проблему происхождения киргизов, причем самая первая принадлежит выдающемуся казахскому ученому XIX века Чокану Чингисовичу Валиханову. Опираясь на его теорию, казахские ученые Маргулан А.Х. и Хасанов А. пришли к выводу о том, что киргизский политический союз сложился в IX-X вв., в районе Урумчи и к северу от Турфана. Позже откочевка некоторых сильных родов и племен на Тянь-Шань дает толчок к образованию народности, получившей имя этих переселившихся групп, - "киргиз". Эта теория получила условное название "аборигенной".
Вписывающуюся в рамки этой "аборигенной" теории концепцию происхождения киргизов создает Бернштам А.Н. Суть - многоэтапное переселение киргизов с Енисея на Тянь-Шань в течение 1300-1400 лет. Большой специалист по киргизской истории, ученый Абрамзон С.М. попытался увязать происхождение киргизов с этническими процессами Центральной Азии, Сибири, Средней Азии и Казахстана и пришел к выводу о взаимосвязи автохтонных и пришлых племен в процессе формирования киргизской народности.
Заслуживает внимания и версия Худякова Ю., согласно которой древние кыргызы в период, названный Бартольдом В.В. "эпохой кыргызского великодержавия", были разделены на две части: енисейскую и восточнотуркестанскую, последняя и послужила ядром в формировании киргизов. Можно было бы отметить и другие теории, касающиеся происхождения киргизов, но упомянутых достаточно, чтобы подчеркнуть многогранность самого процесса становления этноса, его сложность и в то же время уникальность. Не подлежит сомнению факт преемственности от древних кыргызов к современным киргизам, есть много схожего в материальной культуре, и этой проблеме посвящено много монографий. Говорить о том, что киргизы явились продуктом объединения непонятных никому осколков центральноазиатских племен и что они якобы взяли этноним великого соседа (в данном случае - кыргызов Енисея), на мой взгляд, по крайней мере, глупо. Все теории о древнехакасском государстве с господствующим племенем древних кыргызов не выдерживают критики. Но то, что и киргизы, и современные хакасы являются потомками древних кыргызов, безусловно.
В этой главе будет сделана попытка осмысления и обозначения лишь одной "грани" процесса этногенеза киргизов. Это формирование киргизского народа во взаимосвязи с этнической историей кыпчакского круга племен, в частности, восточной их части.
Первооткрывателем этой проблемы заслуженно назову Константина Ивановича Петрова, имеющего свой, оригинальный взгляд на вопрос происхождения киргизов. Его гипотеза строится на том, что киргизы формируются в I тыс.н.э. на основе кимакско-древнекыргызских племен Енисейско-Иртышского междуречья. В XV веке эти племена, по мнению Петрова К.И., большим потоком заселяют Тянь-Шань. Эта гипотеза критикуется Караевым О. и Абрамзоном С.М. Научная полемика касается целого ряда вопросов, но тем не менее, ясным становится одно: не подлежит сомнению факт активного участия кимакско-кыпчакских племен в этногенезе киргизов.
Изучение кыпчаков позволило мне осознать их значимость в процессе фрмирования киргизов. Ведь именно в среде кыпчакских племен вызревает то ядро, вокруг которого и объединяется тот конгломерат тюрко-монгольских родовых объединений, осознавший себя в определенный период единой общностью с ярко выраженным автоэтнонимом "киргиз".
ЭТИМОЛОГИЯ ТЕРМИНА "КЫРГЫЗ" И ПРОБЛЕМА ЯЗЫКА
Она является не менее запутанной и сложной. Сразу оговорюсь, что самоназвание среднеазиатских киргизов звучит как "кыргыз". Озвучим лишь некоторые версии:
1. Баскаков Н.А. -"кыргыз"/"кырк-гуз"/"кырыг-огуз" - "красные огузы".
2. Петров К.И. -"кыргыз"/ от "кыргу(з)" - "красные".
3. Кононов А.Н. -"кыргыз"/"кыр(кыз[ыл])-гыз" - "красный, румяный-гы-з", т.е. "красные, румяные".
4. Зуев Ю.А. -"кыргыз"/"karkasa" (индоиранские языки), "kahrkasa" (авестийский язык), "kargas" (пехлеви и среднеперсидские языки), "karges" (памиро-иранские языки), "carkas" (согдийский язык), "cirgus" (осетинский язык) - все это варианты слова "орел, гриф" .
5. Осмонов Н. -"кыргыз"/"кыргу-аз" - "красные азы".
6. Фольклорная версия -"кыргыз"/"кырк-кыз" - "сорок девушек" , отображает легенду о возникновении киргизов от сорока девушек, "забеременевших от морской пены".
Как видно версий много и в основном они касаются цветовой атрибутики этнонима, все они связывают термин "кыргыз" с красным цветом. Вообще, красный цвет имеет для киргизов большое значение. "Кызыл кыргыз" ("красные киргизы") - называют себя некоторые киргизы. По некоторым легендам, все киргизы были рождены от "красной собаки" - "кызыл тайган". Красный цвет считается цветом южнокиргизских племен, синий - северных.
Если рассматривать древнетюркскую цветовую атрибутику, связанную с ориентированием по сторонам света, то красный цвет характеризует север.
Некоторые историки считают, что красными древние кыргызы были названы за северное расположение относительно племен хунну, ведь именно в этот период великодержавия хунну мы встречаем первые упоминания кыргызов. Так или иначе, более точным определением значения этнонима "кыргыз" пусть займутся специалисты-филологи.
Проблема языка более-менее ясна для филологов. Киргизский язык входит в так называемую кыпчакскую (северо-западную) группу тюркских языков.
Известный языковед Юнусалиев Б.М. выделяет три пласта в истории языка:
1. Древний период. VII-XII в. Для разговорного характерен "з"-язык, для общетюркского литературного - "д"-язык.
2. Средний период. Он назван еще "алтайским" и датируется XII - серединой XV в. В это время язык начинает взаимодействовать с кыпчакским языком, и постепенно принимает вид западного "й"-языка.
3. Новый период. Середина XV-XVI в. С этого времени формируется единый общенародный "й"-язык, во всем многообразии диалектов и говоров, с сильной губной гармонией, начальным "ж", дифтонгизацией и вокализацией срединного и конечного "г".
По мнению Батманова И.А., в средний период "киргизско-алтайская (читай, кыпчакская. Прим.- А.Р.) общность возникла не в процессе взаимовлияния, а путем выделения языков киргизов и горных алтайцев из одного языка-основы путем его дифференциации".
Юнусалиев Б.М. считает, что язык киргизов сформировался не на современной территории Киргизии, разделенной хребтом надвое, иначе бы его основные диалекты (северный и южный) обязательно бы "разошлись" - чего не произошло, а северо-восточнее, в Восточном Туркестане. Это подтверждается и общим ходом истории киргизов, и об этом далее.
КЫПЧАКСКО-ДРЕВНЕКЫРГЫЗСКИЙ СИМБИОЗ
В предыдущей главе я уже упоминал о некоей области "Каркара-хан" в Кимакском каганате. Она была помещена Минорским В.Ф. в район города Каркаралинска, находящегося в 350 км к юго-востоку (Минорский В.Ф. ошибается, либо во втором томе "Сочинений" Бартольда В.В. просто опечатка: на самом деле - на юго-запад. - Прим. А.Р.) от Семипалатинска.
В анониме "Худуд ал-Алем" говорится, что "одно из кыргызских племен по одежде напоминает кимаков, а в [области] Каркар-хан следуют обычаям кыргызов". Взаимопроникновение кимаков и древних кыргызов и их культурно-этническая интеграция очевидна. В том же источнике говорится о том, что "одно из племен кыргызов соседствует на востоке с ала-кольскими кимаками". Если говорить более популярнее: древние кыргызы, известные китайским источникам еще с III века до н.э., на протяжении многих веков живут в Минусинской котловине. Во времена тюркских каганатов кыргызы покоряются тюркютами, сирами и уйгурами, тем не менее всегда сохраняют обособленность в силу географического расположения. Завоеватели лишь оставляют там своих эльтеберов - наместников, да и то из местных племен. В 840 году, после долгой войны с уйгурами, кыргызы низвергают их каганат и образуют свой. В пик своего могущества их влияние распространяется вплоть до Восточного Туркестана на юго-западе и до Иртыша - на западе, хотя можно с некоторыми оговорками и согласиться с мнением Л.Р.Кызласова о "древнехакасском (древнекыргызском. - Прим. А.Р.) влиянии вплоть до Урала". Возможно, некоторые мелкие группы и проникали столь далеко. Так или иначе, к моменту образования кимакского каганата в IX веке кыргызское влияние ограничивается на западе Иртышом.
Взаимоотношения кимакских племен с кыргызами были разными. Литературные источники и археологические памятники показывают, что имели место и военные столкновения, и в то же время некое культурное слияние, возможное в полной мере лишь в мирное время. Например, согласно исследованиям Худякова Ю.С., поиск оптимальных форм лука в конце первого тысячелетия нашей эры был обусловлен изменением тактики боя кимаков, вызванного повышением роли прицельной стрельбы по тяжеловооруженному противнику в пограничных с древними кыргызами районах. Значительная доля бронебойных наконечников в общем наборе по числу находок падает на районы Алтая и Приобья. В Восточном Казахстане их значительно меньше, это может определять возможную направленность активной военной экспансии древних кыргызов.
К XI веку в кимакском каганате образуется целая область со смешанным населением, причем имело место именно древнекыргызское проникновение в районы кочевания кимакских племен. Об этом говорит само название области - Каркар-хан. Попробую этимологизировать это слово: будем исходить из китайского термина, обозначавшего древних кыргызов - "сяцзясы". Исследования академика Яхонтова С.Е. показали, что около 600 года иероглифы этого слова читались приблизительно как "katkatsie", причем конечный "т" в транскрипции иноязычных слов очень часто обозначал "r", реже "l". Если не учитывать того, что "т" перед переднеязычным согласным выпадает или ассимилируется, а перед заднеязычным согласным сохраняется, то получается интересная картина: гласный в тюркском оригинале был не "а", но близкий ему. Яхонтов переводит его как "ы". Китайской гласной "а" соответствует краткая арабская "а" в слове "Каркар-хан". Принимая обозначение, характерное для 600 года, буквы "т" как "r", получаем иное прочтение - "karkar-sie". Упомянутые в "Цянь Хань Шу" "цзянь-куни" - "kien-kwan" - с учетом транскрипции ханьской эпохи, будут читаться, по мнению Зуева Ю.А., как "karkur"-"karkir". Таким образом, налицо прямая связь термина "кыргыз" с названием области "Каркар-хан" - "кыргыз=кыркыр=каркар". Интересно и то, что при перечислении тюркских племен "шестого климата" арабский географ Шамс ад-Дин Суфи упоминает племена в таком порядке с востока на запад: "кыргыз, кыркыр, кимак, токуз-огуз". Булат Еммухамедович Кумеков этимологизирует слово "каркар-кыркыр" иначе, связывая его со словом "кыр" - гористой степью между Иртышом и Балхашом, и предполагает расположение области "Каркар-хан" в районе от Тарбагатая и до Колбинского хребта, включая Чингиз-тау. Не соглашаясь с этимологией, замечу, что локализация области дана достаточно верно. Кумеков отмечает существенный факт - в "Нузхат ал-Муштак" ал-Идриси Тарбагатайский хребет назван словом "Гиргир". Города с таким же названием "Гиргир" известны у древних кыргызов. По родословной огузов, данной Рашид ад-Дином, в правом крыле так называемых "бузуков" мы находим племя "каркын". Возможное совпадение опровергается соотнесением тамги этого племени "JI" с устойчивой кыпчакской тамгой "II" - "кош алип" (алип - первая буква арабского алфавита, "кош" - соединенная. - Прим.А.Р.). Это племя входило в крупное родовое объединение "сунитов", обитавших в Южной Сибири, Рашид ад-Дин упоминает и беков каркынов, в их числе некоего Тагай-бека. Одноименный бек считается родоначальником крупного отделения современных киргизов - племени "тагай".
"Манас" - киргизский народный эпос, самый крупный из известных в мире. Он является неоценимым культурным и историческим сокровищем киргизов и наряду с преданиями, легендами, произведениями малого эпоса практически единственным автоисточником по истории и быту киргизов. Еще Чокан Валиханов писал, что "киргизские предания очень мало подверглись изменениям и близки к первоначальной редакции". Это говорит о большой исторической значимости эпоса. В наиболее древнем варианте, записанном в рукописи XVI века "Маджму ат-Таварих", родоначальник "народа киргизов" Манас является сыном кыпчака Джакыпа и внуком Каркары! При этом народ Манаса составляют кыпчаки области Каркара-Джете. Также отмечается, что с ними одного происхождения были и кыпчаки Джетти-кашка, жившие в области Ульмас-Кулан. Титул "кашка" характерен в большинстве своем для киргизов, так называли беков; титул присутствует и у ойратов, однако тюркское происхождение слова доказывается Панкратовым В.И. Интересен тот факт, что термин "кашка" известен и у хакасов - "Хасха" - самоназвание подразделения качинцев. В "Маджму ат-Таварих" "джети-кашка" - это потомки Ак-Тимур-кыпчака, выезжавшие на семи серых лошадях с белыми пятнами на лбу. Подразделения "кашка" у киргизов наблюдаются у племен: Монгуш - род эрке-кашка, Солто - род джети-кашка, сары-багыш - род кашка. У ферганских кыпчаков (в настоящее время ассимилированы узбеками. - Прим.А.Р.)тоже присутствует род джети-кашка. Получается, что объединение всего киргизского народа происходило вокруг кыпчаков Каракара-Джете и Джети-кашка. Сеок (род - прим. А.Р.) "хасха" существует и у хакасов. По мнению Бутанаева В.Я., он являлся самым многочисленным среди качинцев и имел местные корни, связанные с енисейскими кыргызами. Как весомый аргумент Бутнаевым В.Я. приводится свидетельства шорского фольклора о мифических людоедах "хашка" из страны Хыргыс-Хоорай. У хакасов есть подразделения хасха кыргыз, хасха пурут, хасха соххы, хасха иргит, хасха пуур. По сообщению Абрамзона С.М., "некоторые старики прямо указывают на то, что кыпчаки выделились из народа "ак-калпак" - киргизов, в качестве господствующей группы, они считались аксакалами, что вначале управляло киргизами племя кыпчак, затем племя багыш". Показательно то, что среди казахов Каркаралинских и Чингизтауских гор сохранилась легенда о древнем богатыре Эр-Манасе, сыне богатыря Эр-Кокче (Эр-Кокче - "небесный муж", Джакып, по всей видимости, его мусульманское имя. - Прим.А.Р.). По легенде конь Манаса звался Как-кула ат (в киргизском варианте Ак-кула ат. - Прим.А.Р.): он стоял под горою Бег-азы, ел клевер из каменных яслей. В горах Бег-азы, в 80 километрах от Каракаралинска, есть группа наскальных рисунков, которую местные казахи связывают с конем Манаса - "Ак-кула ат". Существует урочище Манас и на Тарбагатае. Абрамзон признает, что кыпчакский компонент играл определенную (все же - определяющую. - Прим.А.Р.) роль уже на том этапе этнической истории киргизов, который отразился в так называемом "первом пласте". "Об этом самым убедительным образом - пишет Абрамзон С.М., - свидетельствует история киргизского языка".
Поделиться: