О.Панкратов: Политическая ситуация в Кыргызстане может обостриться в ближайшее время
Автор: ИАЦ МГУ
Все чаще можно услышать мнение, что политику Правительства Кыргызстана в сфере экономики, иначе, как провальной не назовешь. Все действия по улучшению бизнес климата разбиваются о скалу коррупции и не приносят ожидаемых результатов. Финансовый и энергетический кризис подходят к своему пику, и в ближайшие месяцы сильно ударят по экономике Кыргызстана. Как бы ни пытались экономисты и политологи говорить о том, что Кыргызская Республика не будет сильно затронута этими глобальными явлениями, объективные факты говорят об обратном. Кыргызский сом, вслед за Российским рублем уже начал свое стремительное падение. Безработица разрастается, как снежный ком. Ожидается значительное сокращение денежных переводов от трудовых мигрантов из России и Казахстана. Принятие нового налогового Кодекса было воспринято бизнес сообществом неоднозначно. Но последующие шаги, вызвали бурю протестных настроений в среде предпринимателей. Одним из серьезных просчетов Правительства стала реформа патентной системы налогообложения. Новые правила поставили на грань банкротства большую часть представителей мелкого бизнеса. А в совокупности со своими наемными работниками, число таких людей может превысить 200 тысяч человек. Неграмотная налоговая политика и усиливающиеся коррупция становиться причиной прекращения деятельности многих предпринимателей, в скором времени повлечет за собой уменьшение налоговых поступлений, станет причиной сокращения рабочих мест. Явно стал заметен отток капиталов из страны. Нехватка энергоресурсов так же не способствует усилению экономики. В совокупности, все эти факторы дают основания предположить, что в 2009 году произойдет резкое обнищание значительной части населения. Не стоит сомневаться, что оппозиция не упустит своего шанса воспользоваться такой плачевной ситуацией. Кадровая чехарда, также не способствуют повышения доверия к власти. Приход в администрации президента такой фигуры, как Данияр Усенов вызвало резко негативную реакцию у представителей разных социальных слоев населения. Многие считают это назначение главной ошибкой К. Бакиева. Не вызывает сомнения, что деятельность Д. Усенова в новой должности повлечет за собой неадекватные политические и экономические решения, что не раз происходило в бытность его нахождения на других государственных должностях. Последовавшая за приходом Д. Усенова в администрацию президента "кадровая революция" с недоумение воспринята обществом. С большой долей уверенности можно предположить, что действия главы администрации Президента не станут стабилизирующим фактором на политическом пространстве Кыргызстана. Нельзя назвать успешной и внешнюю политику Кыргызстана. Последние месяцы высветили никчемность действий руководства страны и в этой сфере. Спекуляции вокруг американской военной базы в аэропорту "Манас" уже начинают вызывать раздражение и у американской и у российской стороны. Даже если военная база останется в Кыргызстане, это уже не сможет исправить подпорченный имидж властей Кыргызстана. Американские военные специалисты стали активно прорабатывать новые варианты поставок грузов в Афганистан, в обход территории Кыргызстана. Кыргызстанские политологи гадают, заявит ли Кыргызстан свое требование о выводе базы или нет. Но в скором времени актуальным станет уже другой вопрос. Как скоро Американская администрация сама заявит о переводе военной базы в Узбекистан или Казахстан. К сожалению, Кыргызстан перестал выглядеть, как надежный партнер. Непредсказуемость действий официального Бишкека и "базарная" дипломатия приводит к тому, что Кыргызстан просто перестают воспринимать, как серьезного участника в построении геополитических отношений. В свете этой ситуации, вполне можно предположить, что американская администрация, вместо смены места дислокации своей военной базы, захочет поддержать оппозицию и посодействовать смене режима в Кыргызстане. Не лучшим образом складываются отношения у Бишкека и с Москвой. Заявление Кремля о выделении 1,7 миллиардов долларов кредита на строительства Камбаратинской ГЭС, скорее всего так и не будут исполнены. Власти Кыргызстана, кроме заверений в вечной дружбе и преданности, не могут предоставить ни каких гарантий эффективности этого кредита. Но даже не эти обстоятельства могут повлиять на решение Москвы. Заявления официального Кремля о возможной поддержке строительства гидроэнергетических сооружений в Кыргызстане и Таджикистане были скорее политическими. Целью этих заявлений было давление на Узбекистан. Не секрет, что в последнее время официальный Ташкент стал менять вектор своих внешнеполитических приоритетов в сторону запада. Но реальная угроза возникновения дефицита водных ресурсов, в результате строительства новых электростанций в соседний среднеазиатских государствах, может стать эффективным рычагом давления на Узбекистан со стороны Москвы. События в Осетии и "газовая война" между Россией и Украиной показала, что Кремль не намерен выпускать из-под своего контроля основные газовые потоки. Подтверждает эти выводы и прошедший визит Президента РФ Д. Медведева в Ташкент. Особенно показательным этот визит выглядит на фоне того, что Президент РФ Д. Медведев не стал встречаться перед поездкой в Ташкент с К. Бакиевым, хотя эта встреча была запланирована еще на 16 января. И итоги переговоров между Москвой и Ташкентом для Кыргызстана выглядят совсем не утешительными. Заручившись обещаниями на поставки газа из Узбекистана, Москва пообещала Ташкенту не участвовать в строительстве гидроэнергетических сооружений в Кыргызстане и Таджикистане, без согласия официального Ташкента. В свете этих событий, можно предположить, что Камбаратинская ГЭС еще не скоро станет действующим энергетическим объектом. Не стоит опускать и другой аспект этой проблемы. Россия ощутит на себе все последствия мирового финансового кризиса именно в первые месяцы 2009 года. И в такой ситуации выделение кредита Бишкеку по политическим соображением может быть и не исполнено, уже из экономических соображений. В этом случае, самым неприятным моментом для Кыргызстана может стать и то, что вышеизложенные обстоятельства могут повлиять и на решение России о предоставлении Кыргызстану льготного кредита в размере 300 миллионов долларов, который как воздух необходим официальному Бишкеку для поддержания бюджета и исполнения своих социальных обязательств. А без этих денег уже можно вполне обоснованно говорить о крахе бюджета, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кроме того, у власти возникнет дефицит средств, необходимых для дальнейшей зачистки внутриполитического пространства Кыргызстана. Если еще и оппозиция сможет показать Москве, что в случае прихода к власти она будет более надежным и предсказуемым партнером, то нельзя исключать, что у российских властей пропадет желание поддерживать действующую власть в Кыргызстане. Сводя воедино все перечисленные факторы, можно ожидать, что в ближайшее время Кыргызстан войдет в состояние серьезного политического кризиса. И каким будет выход из этого кризиса, предсказать не возьмется никто. Даже самые невероятные, в недалеком прошлом прогнозы, теперь уже видятся вполне реальными. Олег Панкратов
pravda.kg |
Поделиться: