О национальной гордыне и комплексах неполноценности
Автор: ИАЦ МГУ
Странная штука, эта наша политическая стабильность. Вроде большинство всем недовольно, но исправно голосует "за". Полагают, что очередная правитель-ственная программа - полная туфта, но хором хвалят ее за стратегическое видение проблем и модернизированный подход. Все требуют борьбы с коррупцией, но как только сажают или объявляют в розыск очередного чиновника/олигарха, тут же начинается истерика: зачем и за что такого хорошего парня закрыли?! Как-то ехал в такси, и водитель, одной рукой управляя машиной, а другой тряся в воздухе пачкой газет, восклицал: - Читал тут про Алиева. Представляешь, людей похищал, пытал, переворот готовил, не человек, а зверь какой-то! Он, наверное, не казах вообще. - Да нет, казах. - Ну какой же он казах? Это же фашист натуральный! Может, и род его знаешь? - Он конырат. Водитель замолчал, сопел-сопел, потом задумчиво произнес: - А я ведь тоже конырат... Некоторое время он ехал молча, пристально глядя на дорогу. Потом ударил рукой по рулю и возмущенно выдал: - А все равно для футбола он много сделал!.. Так сказать, система "свой - чужой" в действии. Тоже своя и тоже своеобразная. Все очень любят говорить: "Казахи - гостеприимные, толерантные и добрые люди". При этом тут же начинают ругать китайцев. Мол, те хотят забрать наши недра и нашу святую землю (вытоптать наши поля, отравить наши колодцы, увести наших женщин и т.д.). При этом все одеваются в китайскую одежду и покупают китайскую технику. Иногда мы шарахаемся в сторону Америки: защити, родная, от китайской угрозы. А Америка, как известно, просто так никогда не приходит. И начинается: "Засилье американской культуры, им нужна только наша нефть, они построят здесь свои авиабазы, заберут наше казы и подсадят нас на ихние гамбургеры..." Ну тогда остается Россия ( "шовинисты-империалисты, которые хотят восстановить Союз и сделать всех рабами"). То, что в годы СССР в Казахстане были построены школы, университеты, заводы, города, электростанции, в расчет как бы не берется. Мы, типа, и сами бы справились, если бы нас не колонизировали. Охотно верится: уровень развития экономики за 20 лет независимости наглядно это показывает - индустриально-инновационную программу выполнили, заводы-фабрики-электростанции построили, сырьевую зависимость преодолели, коррупцию побороли... В парламенте даже есть специальный депутат, который отстаивает национальную идентичность от всякого рода враждебных примесей. То фильмы предлагает запретить с "низменным выражением человеческой натуры", то теорию Дарвина в школах отменить, то учебники изъять, где "наших детей запугивают всякими чудовищами и хоббитами". Недавно распалился окончательно и воззвал к министру культуры, чтобы тот принял меры к рекламе очередной мелодрамы: "Это нарушает менталитет восточной женщины!.. Обратите внимание, к (нашей. - Д. А.) девушке прильнул парень другой национальности!". И что сказали ему в ответ наш толерантный парламент, правящая партия и Ассамблея народа Казахстана? Все похихикали и забыли. А завтра такие вот депутаты потребуют запретить издавать книги Байтурсынова, Букейханова, Ауэзова, Сатпаева, Чокаева, потому что у них жены были русские? Или забрать награды у тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной, потому что это "не наша война"? Или, может, надо определять правильную национальность по форме черепа, разрезу глаз и цвету кожи? Или вот другой деятель культуры, много лет пасущийся на модных политических темах. Сначала он назвал "декабристов" манкуртами, потом стал их ярым защитником. Долго кричал о проблемах демократии и экологии, попираемых тоталитарным советским режимом, а как только режим рухнул, моментально унесся послом в первую же попавшуюся страну. Теперь составляет списки "предателей казахской нации", выступает против западного, славянского и китайского засилья и за "возвращение к истокам". Каким истокам? Нельзя двигаться вперед, глядя назад, хватаясь за лубочные образы великих батыров, биев и мудрых придворных поэтов. Историю надо знать, помнить, учиться на ней, но не делать из нее сомнительные фетиши. У нас (да и не только у нас) принято брать либо только позитивные, либо только негативные оценки людей и событий. Да, при Кунаеве строились заводы и университеты, но при нем были и трайбализм, и коррупция. Да, при Шаяхметове был "порядок", но были репрессии. Да, при Мирзояне расцвела казахская советская культура, но при нем шли аресты и расстрелы. Да, при Голощекине была коллективизация, но в ней активно участвовали казахские партийные работники (не будем тыкать в фамилии). Да, "Алаш Орда" выступала за автономию и демократию, но алашевцы (как и красные с белыми) сажали, пытали и расстреливали. Да, Кенесары боролся с царизмом, но его отряды грабили "чужое" мирное население. Да, Аблай и Абулхаир были великими ханами и много сделали для своей страны, но они добровольно выбрали российское подданство. А уж Чингисхана или Аттилу считать гуманными и справедливыми правителями могут только те, кто не жил в их времена. Взять тех же "декабристов". С одной стороны, эпическая картина на тему "Молодежь против тоталитарной системы". С другой - масса вопросов, на которые до сих пор никто не ответил. Говоря о декабре 1986 года, нельзя забывать жесткую политическую борьбу в отечественной элите, которая началась за год до того. Коррупционные скандалы, громкие выступления, бунт части руководства против первого секретаря ЦК, долгий выбор его преемника, нежелание "своих" принимать "чужака", факт агитации не установленных до сих пор граждан в общежитиях накануне событий и награды и погоны тем, кто должен был по долгу службы их предотвратить или хотя бы знать заранее и предупредить политическое руководство, драки и погромы в центре города... Точно так же сейчас все превозносят озверелую толпу мародеров как "героев очередной киргизской революции". Не задавая лишних вопросов... Очень модно сейчас быть национал-патриотами. Поучать других правильно любить родину и бороться с чуждыми веяниями. Подписывать воззвания и возмущаться засильем инородцев. Постоянно указывать на свою массовость: "являясь председателем оргкомитета движения... которое объединяет в своих рядах свыше 50 общественных объединений", "мы, народно-демократическое движение "Защита независимости", демократические, оппозиционные, патриотические партии и молодежные организации, а также представители интеллигенции...". Но если покопаться внимательно в списках подписантов, то возникает здравый вопрос: а кто такие вообще эти люди? Ну ладно, вот этот писатель, этот поэт, этот бывший посол. А вот этот товарищ? В прошлом партработник и автор диссертации "Деятельность Коммунистической партии Казахстана по интернационалистскому воспитанию трудящихся в условиях развитого социализма", а ныне знатный борец с "проклятым коммунистическим прошлым, русским шовинизмом и всемирным сионистским заговором" (в одном из его трудов недавно вычитал: "безусловно, состав казачества был неоднороден, в нем были и прогрессивные силы, такие, как Нагульнов, Кошевой, Подтелков и др."). Но почему же они повылезали именно сейчас? И почему надо бороться за независимость через почти 20 лет после распада Союза? Казахстан давно уже независимое государство, член ООН и даже председатель ОБСЕ. Но вот почему-то государственное управление так же не блистает эффективностью, коррупция и непотизм бурно процветают во всех регионах и отраслях, государственный язык как-то не очень развивается, а на мировом рынке популярны казахстанские нефть, газ, сталь, алюминий, пшеница, но никак не стихи и фильмы "мэтров отечественной культуры", пишущих и снимающих "правильные" книги и фильмы. Нет ни "Оскаров", ни Нобелевских премий, зато есть "медали Наполеона", "ордена Цезаря" и "премии международных академий" (по 100 долларов за корочку). И начинаются детские обиды, но не на себя, а на всех вокруг: не любят, не ценят, не уважают, и вообще у них и культура неправильная, и наши достижения себе приписывают. Как в том анекдоте было? "В великой книге "Рухнама" написано, что туркмены изобрели колесо, письменность, выплавку металлов. Никто этого не отрицает. Просто другие народы в это время выпускали компьютеры и летали на Луну"... Такое ощущение, что понты и комплекс неполноценности являются движущей силой национальной эволюции. И что мы имеем в итоге? Начинается дискуссия по религиозному вопросу: выясняется, что все вроде бы и мусульмане, но эти сунниты, те кораниты, а эти ваххабиты чистые. Начинается дискуссия по национальному единству, и все тут же делятся на патриотов и интернационалистов, потом на аргынов, дулатов и адайцев, потом на тобыкты и атагаев, шымыров и ботбаев. Начинается дискуссия по языку, и выясняется, что мнений у филологов больше, чем их самих, и все чужие точки зрения - неправильные. Начинается дискуссия по экономике, и тут же становится ясно, что у этих своя доля бюджетного пирога есть, а у этих нет, и пока не будет - они в оппозиции. Начинается дискуссия по международному положению, и сразу ясно: этот против России, тот против Китая, и все хотят американские гранты. Начинается дискуссия в парламенте, и выясняется: ты к человеку много лет с уважением относился, а он с головой явно не дружит. И не понятно почему: то ли у детских комплексов инкубационный период долгий оказался, то ли в парламенте подцепил, то ли очередная блондинка не поддалась на депутатские посулы... И ведь такая странная штука: политика и даже идеология могут, в принципе, опираться на зависть, на обиды-комплексы, на жажду обогащения, но когда там присутствуют еще и законченный идиотизм, и неуважение к окружающим, то далеко такая страна не уедет... Данияр АШИМБАЕВ, главный редактор Казахстанской биографической энциклопедии 15 апреля 2010 |
Источник - Время |
Поделиться: