Нурсултан Назарбаев: Urbi et orbi
Автор: ИАЦ МГУ
Эдуард Ковель
Выступление Нурсултана Назарбаева на III съезде лидеров мировых и традиционных религий широко комментируется международными СМИ. В привычном стиле казахстанский лидер не стал ограничиваться дежурными фразами, состоящими из общих мест, а выдвинул целый ряд программных положений, которые могут стать определяющими для контуров посткризисного мира. Президент РК говорил о политике и экономике, но что исключительно важно, обращался к вопросам о нравственных ценностях, о необходимости поиска более глубоких, фундаментальных ориентиров развития, помимо традиционной оценочной шкалы прибылей и убытков. "Было бы слишком узко рассматривать противодействие кризису лишь с материальной точки зрения. Я уверен, что без перемен в сознании, без твердого соблюдения моральных норм и высших моральных принципов экономический кризис не преодолеть", - заявил Н. Назарбаев. Дискуссия о причинах и последствиях нынешних глобальных потрясений продолжается уже не первый месяц, но Президент РК стал одним из первых политиков мирового уровня, предложивших реальную программу переформатирования глобальной экономической архитектуры. В первый раз к этой теме он обратился в программной статье "Ключи от кризиса", и вот - новый поворот темы. Лечение глобальных недугов через традиционный, "технический" инструментарий, ревизию валютных и фондовых рынков, это только один и, возможно, не самый главный путь выхода из кризиса. "Новое мироустройство немыслимо без высокой нравственности и духовности. Именно они должны стать главными механизмами посткризисного переустройства мира. Все лучшее, что есть в культуре каждого народа, должно быть достоянием всего человечества", - считает президент РК. Готовы ли мировые лидеры к позитивному восприятию этих идей - не на словах, на деле? Если говорить о собравщихся в Астане лидерах мировых религий, то ответ будет положительным. Об этом свидетельствуют и первые отклики участников Форума на программное выступление Президента. Если говорить о политической и бизнес- элите, то давать оптимистические оценки и прогнозы явно преждевременно. Привнесение бизнес-мышления в политику уже привело к "выхолащиванию" ценностных ориентиров развития. Деидеологизация международных отношений, к которой так стремились в 80-е годы прошлого века, обернулась утратой нравственного начала в политике. Плоды неразумных действий мировой элиты мы пожинаем уже сейчас. Казахстанский лидер говорил о сообществе, в котором прогресс будет измеряться не только количеством материальных благ, но и высокой нравственностью и ответственностью людей. Достижима ли эта цель? Трудно оспорить мнение казахстанского лидера - мир будущего должен быть более справедлив. В какой мере достижение этой высокой и благородной цели может быть осуществлено за счет использования механизмов межрелигиозного и межконфессионального диалога? Ответ на этот вопрос может дать только сама жизнь. Нет никаких теоретически описанных моделей, которые позволяли бы сказать, что, используя тот или иной формат диалога, можно добиться мира и спокойствия в Нагорном Карабахе, Южной Осетии или на Ближнем Востоке. По каждому региональному конфликту или противостоянию религиозных общин еще только предстоит очень трудная каждодневная работа, самое главное в которой - побудить людей не только слушать, но и услышать друг друга. Нурсултан Назарбаев такой способностью, вне всякого сомнения, обладает. И неслучайно, что прибывший за день до открытия Съезда в столицу Казахстана знаменитый израильский политик Шимон Перес говорил журналистам об огромных перспективах участия Казахстана в урегулировании конфликтов не только на постсоветском пространстве, но и за его пределами. III Съезд мировых религий, несомненно, внесет свой вклад в то, чтобы диалог религий и диалог цивилизаций стал более действенным и более эффективным. Пространство взаимного доверия, о котором так часто пишут современные политологи, - главное условие преодоления новых глобальных вызовов и рисков. Вне этого пространства любые политические и экономические проекты неизбежно столкнутся с внутренними противоречиями психологического порядка. Как отметил Президент Казахстана: "Именно в этом свете я предложил выработать план радикального обновления. Я убежден, что он должен содержать не только меры по созданию новой валютной системы, переходу наций, народов и стран к новому, более эффективному вкладу хозяйственного планирования, его неотъемлемым элементом я вижу инновации в духовной сфере", - заключил глава государства. Мир изменяется быстрее, он становится все более разнообразным, но человеческое сознание, очевидно, не успевает за этими переменами. Кризис общественного сознания в начале XXI века может быть преодолен только на путях формирования высокой духовности, толерантности и уважения к своим соседям и партнерам. Иного выбора у человечества, похоже, нет.
Поделиться: