Нурлан Рустемов: Российско-казахстанский выбор.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Нельзя сводить этот тренд только к влиянию фактора глобального кризиса, который заставляет постсоветские страны искать пути спасения национальных экономик через интеграционные проекты. На самом деле если Казахстан демонстрирует высокую степень лояльности по отношению к российским инициативам, и в свою очередь и российское руководство внимательно прислушивается к предложениям Нурсултана Назарбаева, но есть обратный пример - не менее дружественной Белоруссии, руководство которой уже неоднократно вступало в заочную полемику с кремлевскими госчиновниками, выражая публичное недовольство «новым форматом сотрудничества» с Кремлем.
Нурлан Рустемов:  Российско-казахстанский выбор.

В последние несколько месяцев развитие российско-казахстанских отношений идет намного более интенсивными темпами, нежели это было в докризисную эпоху.

Нельзя сводить этот тренд только к влиянию фактора глобального кризиса, который заставляет постсоветские страны искать пути спасения национальных экономик через интеграционные проекты. На самом деле если Казахстан демонстрирует высокую степень лояльности по отношению к российским инициативам, и в свою очередь и российское руководство внимательно прислушивается к предложениям Нурсултана Назарбаева, то есть обратный пример - не менее дружественной Белоруссии, руководство которой уже неоднократно вступало в заочную полемику с кремлевскими госчиновниками, выражая публичное недовольство «новым форматом сотрудничества» с Кремлем.

Что сближает позиции Москвы и Астаны, если брать не краткосрочные оценки, а долгосрочную перспективу? Прежде всего, это проекты в рамках ЕврАзЭС и ОДКБ, среди которых на первом месте находится Таможенный Союз. Нурсултан Назарбаев неоднократно выступал за придание интеграционным проектам более системного характера, так как значительная часть уже принятых решений систематически не выполнялась.

Реформа ОДКБ также не вызвала принципиального возражения казахстанского лидера, хотя перспективы превращения этой организации в военно-политический блок, противостоящий НАТО, скорее всего, Астаной поддержаны не будет. Логика здесь такова: давайте усиливать потенциал ОДКБ, но не за счет фактора противостояния другим внешним игрокам, а за счет борьбы с системными рисками и угрозами: терроризмом, фундаментализмом и наркотрафиком.

Сходная картина наблюдается и в формате сотрудничества России и Казахстана в рамках ШОС. Организация, которая имеет бюджет в 4 млн. долларов, но при этом претендует на достижение глобальных целей - не слишком реалистичный формат для текущего момента, но неплохая перспектива на будущее, прежде всего, за счет использования «китайского фактора» в политике многовекторности.

Наконец, фактор ОБСЕ, который уже сейчас, еще за полгода до председательства Казахстана в этой организации, становится предметом очень серьезных переговоров между российскими и казахстанскими структурами. Осталась ли в прошлом идея реформирования этой организации, или же казахстано-российский план реформ будет вновь актуализирован в 2010 году, что неизбежно вызовет неоднозначную реакцию со стороны Запада и, прежде всего, так называемой, Новой Европы, которая, кстати, проявляет самый пристальный интерес к казахстанской тематике. Несколько дней назад прошли российско-казахстанские межмидовские консультации по тематике ОБСЕ, отношений с НАТО и ЕС и другим общеевропейским проблемам. Делегации экспертов двух стран возглавляли заместители министров иностранных дел России Александр Грушко и Казахстана Константин Жигалов. Были подробно обсуждены вопросы, связанные с подготовкой председательства Казахстана в ОБСЕ в 2010 году. Состоялся обмен мнениями по ключевым вопросам повестки дня этой организации. Подчеркнута необходимость продолжения институциональной реформы ОБСЕ.

Но есть и оборотная сторона медали.

В одном из выступлений ген директор ИАЦ Алексей Власов заметил, что в умах российских госчиновников Казахстан занимает далеко не самое первое место. Скорее всего, это справедливое замечание - Украина и Грузия волнуют Кремль значительно больше, но это по состоянию на середину 2009 года. Любое обострение внутриполитической ситуации в РК может привести к существенным проблемам для Москвы, поскольку гарантом сохранения нынешних отношений между двумя странами выступает один человек - Нурсултан Назарбаев. Все разговоры о российском лобби в Ак Орде, не более чем абстрактные разговоры. Посмотрите - куда эти люди отправляют учиться своих детей? Явно не в дружественную Россию.

В Казахстане и в России подспудно нарастают националистические тенденции, просто у нас их скрывают более умело. Казахстанские СМИ все чаще пишут о развитии ксенофобии в российской молодежной среде, но опускают очевидный факт, что и казахский национализм поднимает голову. Для этих людей идеальным образом "противника" становится именно Россия. Сближая позиции на международной арене важно не забывать о факторах внутренней политики, создающих новые вызовы и риски для Москвы и Астаны.

Итак, возникает вопрос: вместе или как бы вместе? Является ли российско-казахстанское сближение процессом временным, не разрывающим привычные рамки многовекторности, или же российская чаша весов постепенно начинает перевешивать западные и китайские векторы.

Нурлан Рустемов (Уральск)

Поделиться: