Новые ресурсы гуманитарного влияния России в ближнем зарубежье

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Мы видим, как возникает совершенно новая ситуация. С одной стороны, Россия возвращается как культурный и цивилизационный фактор в широком понимании, не только ограничиваясь пространством СНГ. Второе: Россия из оцениваемого игрока, только вступившего на путь демократии и свободного развития, превращается в арбитра этих свобод. Устанавливает правила. Пытается добиться уважения на Западе и быть законодателем и ведущим лидером для соседей в Содружестве и на Востоке, если смотреть в аспекте деятельности такой организации, как ШОС.
Новые ресурсы гуманитарного влияния России в ближнем зарубежье

Не допустить деградации «русского смысла»

Новые ресурсы гуманитарного влияния России в ближнем зарубежье

В наступившем году мы можем стать свидетелями развития новых способов проведения российской политики на постсоветском пространстве в том ее аспекте, который принято называть soft power. Во всяком случае первые механизмы реализации такой политики уже сформированы.

Речь идет о попытке формирования нового широкого социогуманитарного пространства, центрированного на Россию. «Нового» стоит поставить в кавычки, так как речь идет о той базе российских идей и русского языка, которая осталась в наследство от Российской империи и Советского Союза. Однако реалии таковы, что пространство «русского смысла» деградирует и сжимается под воздействием как глобальных процессов, так и в связи с собственным национальным строительством наших соседей. Поэтому спустя почти два десятилетия после распада советского государства стоит задача не просто сохранить российское гуманитарное пространство у соседей, но и вырастить новое поколение людей, ориентированных на российскую гуманитарную, политическую и шире – цивилизационную идентичность. Путь реализации такой политики уже обозначен: создание целого ряда общественных организаций сетевого типа под контролем и попечительством российских некоммерческих фондов – как частных, так и государственных. Такие структуры будут проводниками не только образовательных программ на основе русского языка, задачи ставятся в более широком контексте – создание гуманитарных центров, позволяющих познакомиться не только с культурой, но и с нынешней социально-политической конструкцией российского общества и российским взглядом на глобальный мир.

Первым большим проектом в этом плане стал фонд «Русский мир». Он призван стать консолидирующим центром и для новых, и для уже существующих российских общественных организаций, грантовые программы фонда будут поощрять новые инициативы и отсевать «мертвые» НПО с двумя-тремя участниками. Амбиции фонда – стать организацией гуманитарного влияния наподобие Британского совета или китайского Института Конфуция.

Правда, за время существования самого понятия «российская гуманитарная программа в СНГ и за его пределами» мало что, по сути, было сделано. Росзарубежцентр лишь поддерживал затухающий огонек диаспорных организаций, не всегда имея возможности предпринять что-либо новое. Российские образовательные и гуманитарные программы зачастую натыкаются на бюрократические препоны как в странах СНГ, так и в самой РФ. Известно, какие трудности возникают перед филиалами российских вузов и тех вузов, что используют российские программы, – от проблем с лицензиями до стоимости обучения, наличия учебных пособий, унификации дипломов и организации обмена кадрами на стажировках.

Более очевидны успехи в параллельной образованию сфере – культуры и современного поп-медиаразвлечения. С одной стороны, российские медиаресурсы, интернет-зона, шоу-бизнес привлекают граждан Содружества, и это неоспоримый факт. Причем российский сегмент глобального рынка медиаресурсов вполне конкурентен. Объясняется это просто: тот продукт, что и так свободно присутствует, у наших соседей довольно низкого уровня. Таков парадокс глобального рынка, на котором наибольший коммерческий успех имеет усредненный уровень того же российского поп-медийного пространства. У наших славянских соседей или в Казахстане, где политика властей не «душит» интерес к русскому, базовые условия гуманитарного продвижения лучше. В других странах, в основном Центральной Азии и Кавказа, российские государственные культурные программы присутствуют зачастую лишь в рамках мероприятий «Год России в стране СНГ». Редко где программа «Год России» искренне оценивалась как действительно серьезное культурное событие, если, конечно, не брать в расчет официальные отчеты организаторов из МИДа, Минкультуры и Федерального агентства по культуре и кинематографии. Данные мероприятия лишь камуфлировали отсутствие современной высокой российской культуры на рынке соседей. Коммерчески успешные проекты, в основном из мира шоу-бизнеса, сами пробьют себе дорогу. Но присутствие песен группы «Ленинград» на дискотеке в Таджикистане или гастроли поп-звезды в Азербайджане не могут утешать. Не надо строить иллюзий: присутствие действительно качественных продуктов современного искусства, театральных коллективов, классических музыкальных исполнителей, прокат нового российского кино – все это невозможно без помощи государства, целенаправленной политики в этой области.

Между тем «высокие» продукты способны оценить люди, владеющие языком их восприятия. Здесь мы снова возвращаемся к замыслу фондов, иных организаций, объединяющих в свою сеть множество локальных НКО. Смысл их работы видится в двух аспектах. Первый: работа на поддержание интереса к российской культуре (обучение языку, создание библиотек, продвижение грантовых стипендий для учащихся вузов и ученых) по всем направлениям – от гуманитарных до естественно-научных знаний. Второй: исключительно образовательные программы для молодежи. Одно из ключевых направлений деятельности – рекрутирование и отправка российских учителей в различные районы стран СНГ для обучения русскому языку. Финансировать подобные проекты готов тот же «Русский мир». Стоит заметить, что молодых британских и американских преподавателей можно встретить в самых отдаленных районах СНГ.

Поддержка интереса к высоким образцам российской культуры, создание хотя бы небольших, но устойчивых «российско-ориентированных» групп в среде нового поколения СНГ требует серьезного вложения средств. Общий бюджет нескольких российских фондов в 2008 году переваливает за 500 млн. долл. Это вполне конкурентная сумма с теми средствами, что выделяются в рамках американских и европейских программ развития в странах СНГ. Однако весь вопрос: как будут распоряжаться этими средствами? Кроме банального воровства не стоит забывать и о том, как будут синхронизированы усилия.

Есть инструменты для привлечения союзников по СНГ, понимающих ценность поддержания русской культуры в своих странах, в этом плане стоит ожидать повышения активности от Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества СНГ (МФГС был создан в 2006 году, возглавляет его председатель Совета по гуманитарному сотрудничеству государств СНГ Джахан Поллыева).

В то же время необходимо вести поиск новых точек гуманитарного соприкосновения. Если развитие русского языка и культуры, деятельность ученых коллективов по анализу общего советского наследия часто сталкиваются с политическими ограничениями, то, например, работа с военными захоронениями, их розыск и восстановление могут быть налажены на паритетных основах и наверняка не вызовут отторжения у трезвомыслящих политиков в СНГ.

Наконец, имеются общие смысловые контексты и институциональные основания для координации с ближайшими союзниками в СНГ общественно-политического пространства. Необходимо двигаться по пути создания «своих» НПО/НКО для независимой оценки состояния демократии, прав человека, оценки эффективности работы государственного аппарата, уровня коррупции, выработки собственных рейтингов. Такая идея уже начала осуществляться: в конце 2007 года зарегистрирован первый некоммерческий фонд, направленный на эти задачи, – «Институт демократии и сотрудничества». Открыты офисы в Париже и Нью-Йорке. По словам его директора адвоката Анатолия Кучерены, фонд намерен создать в иностранных государствах сеть институтов и неправительственных структур, «призванных содействовать укреплению свободы и развитию демократии, популяризировать честные выборы как основной инструмент свободного волеизъявления граждан».

В случае присоединения к этой инициативе партнеров по СНГ этот шаг можно расценивать как дальнейшее отстаивание принципов свободного развития наций в рамках демократического пути, но не в качестве оцениваемого игрока, а с позиции арбитра. Это будет логично вслед за обоснованной критикой ОБСЕ и справедливым желанием реформировать эту структуру в соответствии с новыми реалиями.

В итоге мы видим, как возникает совершенно новая ситуация. С одной стороны, Россия возвращается как культурный и цивилизационный фактор в широком понимании, не только ограничиваясь пространством СНГ. Второе: Россия из оцениваемого игрока, только вступившего на путь демократии и свободного развития, превращается в арбитра этих свобод. Устанавливает правила. Пытается добиться уважения на Западе и быть законодателем и ведущим лидером для соседей в Содружестве и на Востоке, если смотреть в аспекте деятельности такой организации, как ШОС.

Но, откровенно говоря, наши соседи поверят в «миссию» России, то есть в то, что она является интеллектуальным и инновационным лидером, только после того, как в это поверят в самой России, поверят как в осуществимую реальность, а не имитацию и сиюминутный политтехнологический проект.

«Независимая газета» 21.01.08

Теги: Россия

Поделиться: