Новому президенту Украины придется разбираться с наследством предшественника

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В воскресенье на Украине состоялся второй тур президентских выборов. Но, по мнению экспертов, выбранного президента не вполне можно назвать победителем. Украину он получит в состоянии тяжелом и с экономической, и с политической точки зрения. А это соответственно приведет к тому, что новоизбранный президент, скорее всего, не сможет выполнить обещания и потеряет поддержку населения. Некоторые эксперты предрекают ему участь Виктора Ющенко.
Новому президенту Украины придется разбираться с наследством предшественника

Новому президенту Украины придется разбираться с наследством предшественника. К выборам страна пришла с тяжелой экономической ситуацией, политическим расколом и практически замороженными отношениями с Россией. По мнению экспертов, ждать каких-либо заметных изменений в этой ситуации от нового президента не стоит. В воскресенье на Украине состоялся второй тур президентских выборов. Но, по мнению экспертов, выбранного президента не вполне можно назвать победителем. Украину он получит в состоянии тяжелом и с экономической, и с политической точки зрения. А это соответственно приведет к тому, что новоизбранный президент, скорее всего, не сможет выполнить обещания и потеряет поддержку населения. Некоторые эксперты предрекают ему участь Виктора Ющенко. ВВП падает, долги растут Мировой финансовый кризис серьезно подкосил экономическое состояние Украины. Реальный ВВП страны в 2009 году упал до уровня 2005 года. По сравнению с 2008 годом в первом квартале 2009−го было зафиксировано падение ВВП на 20,3%, во втором – на 17,8%, а в третьем – на 15,9%. По оценкам украинских экспертов, на восстановление после такого падения может потребоваться до семи лет. На фоне падения ВВП стремительно растет внешний долг Украины. По данным украинской прессы, за 2009 год совокупный государственный долг страны увеличился на 53,5% в долларовом эквиваленте, на 59,1% - в гривневом и составил $37,749 млрд (112,012 млрд гривен). Если пересчитать внешний долг Украины на жителей страны, получится, что каждый украинец должен $821. За последние два года эта цифра увеличилась в более чем два раза – на $439. В 2009 году на антикризисные меры правительство Украины потратила 99 млрд гривен – 10,4% от ВВП 2008 года. При этом основная масса антикризисных затрат Украины не инвестиционная деятельность, а поддержка банковской системы - долгосрочное финансирование и рекапитализация коммерческих банков. Часть средств была направлена в уставный фонд НАК «Нафтогаз Украины» для расчетов с российским «Газпромом». По оценкам украинских экономистов, на стимулирующие расходы в качестве антикризисных мер было потрачено 3,7 млрд гривен, или 0,4% ВВП. Уровень безработицы за последние два года на Украине вырос с 6,5% до 10,3%. Число работников, переведенных на сокращенный день в первом полугодии 2009 года, увеличилось в 5,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Средняя заработная плата в 2009 году составила 1845 гривен (приблизительно $240). Прожиточный минимум, установленный президентом 1 ноября 2009 года, - 744 гривны на трудоспособного человека и 776 гривен на ребенка в возрасте 6−18 лет. В то же время инфляция в 2009 году по сравнению с 2008−м уменьшилась почти вдвое – с 22,3% до 12,3%. Однако эксперты опасаются, что прошлый год был годом «отложенной инфляции», когда в преддверии выборов правительство искусственно сдерживало повышение цен. А это означает их стремительный рост сразу после выборов. Резкий скачок цен на продукты как раз произошел в начале 2010 года - около 32% в среднем по стране. В частности, цена на сахар повысилась с 6 до 11 гривен за килограмм. Министр экономики Украины Богдан Данилишин уже заявил, что экономических предпосылок для такого роста цен нет, равно как и нет дефицита пищевых продуктов. По его словам, повышение цен - это следствие искусственного нагнетания, выгодного некоторым политическим группам. Тем не менее эксперты опасаются, что в 2010 году экономика Украины преподнесет еще много неприятных сюрпризов. Глава центра политического анализа «Пента» Владимир Фесенко считает: «Новый год в экономике будет очень тяжелым. Выполнить свои обещания будет крайне сложно, это порождает политические риски для нового президента». Раскол в стране Главная проблема внутренней политики Украины – раскол между восточной и западной частями страны. Население Украины говорит на разных языках - на западе на украинском, на востоке преимущественно на русском. Часто во время политических дебатов оппоненты в прямом смысле слова говорят друг с другом на разных языках. На востоке страны афиши фильмов печатаются на украинском языке, хотя сами фильмы часто идут на русском. Производители рекламы периодически обходят закон, по которому она должна производиться на украинском языке, и вставляют в видеоролики песню на русском языке или слоган на английском. Инициативы правительства, направленные на увеличение использования украинского языка, сталкиваются с недовольством населения Восточной Украины. Осенью 2009 года Юлия Тимошенко подписала постановление, согласно которому все учителя на Украине обязаны разговаривать на украинском языке даже на переменах. И только в начале февраля 2010 года конституционный суд признал это постановление неправомерным. Восток и запад Украины разделяет не только проблема языка. Население страны имеет, по сути, противоположные взгляды на прошлое и будущее. Западные украинцы воспринимают советское прошлое как оккупацию, а украинскую повстанческую армию считают борцами за независимость. Жители восточной части страны - ветераны Красной Армии, их дети и внуки – смириться с такой позицией не могут. Так что противостояние между ними продолжается до сих пор. На западе открывают музеи, посвященные украинским националистам, и сносят советские памятники. На востоке выходят на митинги против таких действий. Ярким примером такого противостояния стало присуждение Виктором Ющенко звания героя Украины лидеру националистического движения Степану Бандере, вызвавшее широкий резонанс в обществе. Разное прошлое украинцев порождает разное представление о будущем. Западные украинцы надеются на интеграцию Украины в Европу, вступление в Евросоюз и НАТО, в то время как жители востока надеются на сближение с Россией. По словам политологов, главная проблема украинской политики в том, что сами политики не только не пытаются уменьшить раскол общества, а наоборот, используют его для своих политических целей. Генеральный директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов считает, что на Украине «нет политиков, которые были бы ориентированы на объединение электората». «Будущее за тем кандидатом, который сможет объединить Украину», - прогнозирует эксперт. Но, по мнению украинского политолога Владимира Фесенко, ситуация все-таки немного улучшается. «Высокий результат Тигипко показал, что все больше людей не хотят выбирать между оранжевыми и не оранжевыми, - считает Фесенко. – Но большинство все-таки продолжают делать именно этот выбор». С другой стороны, высокий результат Сергея Тигипко, который занял третье место в первом туре президентских выборов, по мнению политологов, говорит и о том, что жители Украины устали от знакомых политических фигур и хотели бы выбрать в президенты принципиально нового человека. Дружба с Европой и ссоры с Россией Внешняя политика Виктора Ющенко носила явный прозападный характер. Бывший министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк основными целями внешней политики называл подготовку соглашения о зоне свободной торговли с Евросоюзом, вступление в ВТО и НАТО и последующее вступление в ЕС. Официальные отношения с НАТО Украина установила в 1991 году, после получения независимости. Закон о свободном доступе сил НАТО на Украину был принят еще в 2004 году, при президенте Кучме. Но тогда Кучма старался не ссориться с Россией и после принятия этого закона выпустил указ о том, что вступление в НАТО не является целью страны. С приходом Виктора Ющенко на пост президента Украины ситуация изменилась. Новый президент поставил цель развивать отношения с НАТО, Европой и США, не обращая внимания на реакцию России. В апреле 2005 года он вернул в военную доктрину Украины слова о стратегической цели Киева – полноправном членстве в НАТО и ЕС. Некоторое изменение направления внешней политики произошло в середине 2006 года, когда правительство возглавил Виктор Янукович. Новый премьер-министр заявил, что Украина не готова вступить в НАТО, но будет стремиться к вступлению в Евросоюз. Прозападная политика Украины не привела к заметным результатам, а вот отношения с Россией на протяжении всего президента Ющенко последовательно ухудшались. Самым сложным стал 2009 год. Начался он с уже почти традиционной газовой войны, а к середине года принес несколько дипломатических скандалов. МИД Украины пригрозил объявить российского посла Виктора Черномырдина персоной нон-грата в ответ на его заявления о Викторе Ющенко и Юлии Тимошенко. 11 июня Дмитрий Медведев подписал указ об отставке российского посла, и Черномырдин покинул Украину. В конце июля из Украины выслали советника посольства РФ на Украине Владимира Лысенко, который курировал вопросы Черноморского флота РФ. МИД России ответил симметрично: Россию покинул советник-посланник посольства Украины в Москве Игорь Березкин. В августе Дмитрий Медведев обвинил Виктора Ющенко в проведении антироссийской политики и заявил, что пока не будет отправлять в Украину нового посла – Михаила Зурабова. С этого момента отношения российских властей с Виктором Ющенко фактически были прерваны. Дмитрий Медведев дал поручение Михаилу Зурабову приступить к своим должностным обязанностям только после проведения первого тура президентских выборов на Украине, когда Виктор Ющенко во второй тур не вышел. Но тяжелое внешнеполитическое наследство не должно помешать новому президенту. Ведь уже сам уход Ющенко решает часть существующих проблем. По мнению Владимира Фесенко, новый президент Украины вернется к проведению внешней политики по образцу Кучмы – выстраиванию баланса в отношениях с Россией и Западом. Другой вопрос, что реально сможет сделать новый лидер страны. По мнению Алексея Власова, президентские выборы на Украине мало что решают. За ними, по прогнозу политолога, последуют досрочные выборы в Верховную раду, потому что президенту надо будет формировать лояльное большинство в парламенте. «Никакое стратегическое планирование невозможно во время постоянных избирательных кампаний. Будут приниматься исключительно тактические решения», - считает Власов. Соответственно, все проблемные вопросы внешней политики будут «отложены в долгий ящик» и в 2010 году никаких изменений не произойдет. «Все вернется к позднему Кучме. Президент будет имитировать переговорный процесс по всем вопросам. В результате вопрос о Черноморском флоте будет отложен в долгий ящик, вопрос о вступлении в Евросоюз и НАТО тоже. Максимум, можно ожидать, новый президент снимет звание героя Украины с Бандеры», - считает политолог. Сложная ситуация в стране может сделать победителя президентских выборов проигравшим. Владимир Фесенко считает: «Новому президенту будет очень непросто. Он рискует оказаться вторым Ющенко. Не в плане идеологии, а в плане слабости, личной и институциональной». А вот Алексей Власов считает, что политическое устройство Украины позволит новому президенту свалить все на другого. «Украина – это президентско-парламентская республика. За экономику ответственность несет премьер-министр. Поэтому понятно, что первым козлом отпущения за все проблемы Украины на длительное время станет Юлия Тимошенко», - пояснил эксперт.

http://www.infox.ru/authority/foreign/2010/02/06/ukraina_novogo_pryez.phtml

Теги: Украина

Поделиться: