Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Наверстать упущенное: Узбекистан заинтересовали белорусские наработки

Наверстать упущенное: Узбекистан заинтересовали белорусские наработки

22.11.2019

Автор: ИАЦ МГУ

Теги:

Узбекско-белорусские отношения долгие годы находились в застойном состоянии.  Поэтому официальный визит президента Республики Беларусь в Узбекистан осенью 2018 года в Узбекистан и ответный визит президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Минск, который состоялся 31 июля этого года, стали важнейшими событиями в истории двусторонних отношений. 

Накануне этого визита прошел международный форум Беларуси и Узбекистана, где было подписано 26 прямых контрактов на поставку и производство различных товаров – от продуктов питания до техники. Главы государств отметили недостаточно высокий уровень торгово-экономического сотрудничества, несмотря на сложившийся хороший политический климат, и поставили задачу нарастить товарооборот до 1 млрд.долл.

Директор Центра исследовательских инициатив «Ma’no» Бахтиёр Эргашев рассказал ИАЦ МГУ о перспективных направлениях сотрудничества Узбекистана с Беларусью, развитии образовательных проектов и крупных инвесторах.

На Ваш взгляд, какие топ-3 направления можно выделить в сотрудничестве Беларуси и Узбекистана?

Беларусь накопила очень серьезный технологический потенциал, смогла сохранить промышленность, и даже нарастить её. У страны серьезные позиции в сельхозмашиностроении. И сейчас уже есть наработки, по тому, чтобы опыт и технологии белорусских машиностроителей принести в Узбекистан. Беларусь интересна Узбекистану прежде всего как партнер, у которого есть технологии и кадры. А Узбекистан интересен им тем, что является своего рода плацдармом для выхода на Центральную Азию с ее более 60 млн. населением, плюс рядом 200 млн. пакистанский рынок, Иран и Афганистан. 

Второе направление, это сотрудничество в сфере производства, переработки и хранения пищевой продукции. У белорусских производителей есть чему учится, например, у них очень хорошие показатели по молочной продукции, кондитерской промышленности и мясо-молочному животноводству. Узбекистан сокращает посевы хлопка – это долгосрочная политика с 2013 года. На освобожденных землях выращиваются сельскохозяйственные продовольственные культуры. И это создает базу для развития производств по переработке плодоовощной продукции. 

Третье направление – образование и обмен кадрами. Например, Беларусь имеет успешный опыт формирования Парка высоких технологий. А мы только делаем первые шаги в этом направлении, в частности, создали Мирзо Улугбекский инновационный центр. И теперь, используя опыт белорусских коллег, необходимо нужно развивать эти инновационные парки, адаптируя белорусский опыт к нашим условиям. Кроме того, первые узбекские студенты начали обучаться в Белорусской сельскохозяйственной академии, так как в рамках программы модернизации нам нужны квалифицированные специалисты. 

По первым двум направлениям сейчас идет активная работа. А что касается образовательного сотрудничества, например, в Узбекистане планируется открытие большого количества филиалов российских вузов. Есть ли такие проекты с Беларусью, может у них есть такая потребность? Или только в рамках отправления специалистов на курсы повышения квалификации? 

Насколько я понимаю, работа ведется по нескольким направлениям. Первое, пока в основном отправляют наших студентов и аспирантов в белорусские вузы. Несколько вузов выбраны опорными, которые представляют для нас интерес с точки зрения инженерно-технических кадров, в области IT и ветеринарии. Второе, я знаю как минимум о двух белорусских вузах, которые собираются открывать узбекский филиал. Белорусский вуз планирует открыть филиал факультета  ветеринарной медицины, так как есть спрос на ветеринарное образование. Кроме того, в Ташкенте планируют открытие филиала белорусского политехнического института для подготовки специалистов по инженерно - техническим специальностям. 

Агентство по управлению государственными активами Узбекистана готовит IPO 20 крупных госкомпаний страны, с возможностью привлечения иностранных инвестиций. Узбекистан славится взвешенной инвестиционной политикой, где опора идет не на дешевые китайские кредиты, которые чаще всего остаются в самом Китае с точки зрения денег. Как в целом можно охарактеризовать политику по привлечения инвестиций в Узбекистан? И есть ли какие-то страны, инвестициям которых отдаются преференции?

В рамках политики экспортоориентированного развития одним из главных столпов является привлечение инвестиций и технологий. Узбекистан создает налоговые, таможенные условия для инвесторов. Трудно сказать, что есть один или два ключевых опорных стран-партнеров, которые являются основными инвесторами. Но можно выделить Южную Корею, Китай, Россию и Турцию. 

Следует начать с Южной Кореи, так как южнокорейский бизнес последние двадцать с лишним лет очень активно присутствовал и присутствует, и я надеюсь, очень долго будет присутствовать в качестве активного игрока. Между узбекскими и южнокорейскими бизнес-структурами есть понимание. Но по объемам самым крупным инвестиционным партнером последние два года является Китай. Инвестиции в подавляющем своем большинстве привлекаются не под гарантии правительства, а это частные инвестиции. Считаю, что Китай долго будет занимать позиции ведущего инвестора. Россия тоже является серьезным инвестором. Но у России проблема в том, что значительная часть инвестиций направляются в энергосектор. Другие отрасли только начинают развиваться, например, российские фармацевтические компании начали вкладываться в производство в Узбекистане. Есть подвижки в автомобилестроении. Сейчас очень активно развивается турецко-узбекское сотрудничество, пережившее периоды взлетов и падений, периоды почти полного ухода турецкого бизнеса с рынка Узбекистана. Турция очень быстро вошла в пятерку крупных внешнеторговых партнеров Узбекистана, хотя еще три года назад она была во втором десятке. Можно сказать, что  наблюдается ренессанс турецкого бизнеса в Узбекистане. Турки традиционно очень хорошо инвестируют в легкую промышленность, пищевую, в строительный сектор. 

За последние годы, были периоды, когда американские инвестиции были самыми большими, например, в 2018 году, в первой половине года, но потом последовал спад. Надо признать, что Центральная Азия для США, за исключением энергосектора, мало интересна. И какого-то особого бума американских инвестиций в экономику Узбекистана или стран Центральной Азии трудно ожидать. Есть партнеры, которым этот регион нужен и интересен – это страны-соседи. США слишком далеко от Центральной Азии и в прямом и переносном смысле.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение