Национальный проект - Астана.
Автор: ИАЦ МГУ
4июля 2008 года в городе Астане в главном корпусе Евразийского университета им. Л.Н.Гумилева планируется проведение Международной научной конференции « XXвек: история переноса столиц».
Редакция сайта публикует краткую версию доклада Алексея Власова. Полный текст выступления будет опубликован в материалах конференции.
В истории постсоветских стран не было более смелого проекта, направленного на структурирование пространства и территории, подобного тому, с которым выступил в середине 90-х годов президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Это была фантастическая, на первый взгляд, идея перемещения столицы государства из Алматы в Астану. Перенос столицы в Казахстане - не только экономический или общественно-политический акт. Это не просто коррекция идеологии механизма государственного строительства, - это смена идеи, исторического «Я» независимого государства.
В середине 90-х годов Казахстан переживал тяжелейший период становления независимой государственности. Социально-экономическая, политическая ситуация в стране были далеки от стабильности. Невыплата зарплат, шахтерские забастовки и мрачные прогнозы западных экспертов, которые твердили о неизбежном распаде страны - все эти факторы создавали особый фон президентскому решению о переносе столицы.
Республике Казахстан предрекали тяжелую борьбу за выживание, которая осложнялась неравномерным распределением населения по обширной территории страны.
Однако уже в то время просматривались сценарии выхода из кризисной ситуации, страна вступила в фазу ускоренных экономических реформ, начинали эффективно работать нефтяные и газовые контракты, было сохранено межнациональное согласие, Казахстан становился влиятельным игроком на международной арене.
И все-таки процессам внутреннего развития не хватало динамизма, уровень социального оптимизма населения был недостаточно высок, люди терпели и ждали лучшего, но веру в «светлое будущее» нужно было дополнить реалиями сегодняшнего дня.
Стратегическое мышление - характерная черта политического почерка Президента Нурсултана Назарбаева. Достаточно вспомнить «Концепцию-2030» или стратегию вхождения в число 50-и конкурентоспособных государств мира. Но план переноса столицы, это качественно новый уровень соединения стратегического замысла и его немедленного осуществления в формах, которые можно видеть, осязать, чувствовать сопричастность к вкладу в общее дело.
«Проект Астана» необходимо рассматривать в нескольких контекстах. Прежде всего, как мощный мобилизационный ресурс, который оказался способен объединить народы Казахстана через прорывную идею, ясно показывающую перспективу движения страны вперед.
С другой стороны, это психологически выверенный замысел государственной власти, «реформа сверху», которая продемонстрировала населению страны, переживавшей серьезные трудности, стратегическую цель, обращенную в будущее. Новая столица должна была превратиться в символ Казахстана, и, одновременно, стать отправной точкой создания системных атрибутов независимости, приходящих на смену отживающим символам советского, имперского прошлого.
Пространство Казахстана было «стянуто» соединением незримых линий, связывавших Астану с Западом, Югом, Востоком и Севером страны. Для государства, в котором проживает более 130 национальностей, жизненно необходимым условием существования и становления можно было считать формирование разумного баланса между регионами страны, где имелся совершенно разный этнический состав, а местные элиты к этому времени обрели чрезмерную самостоятельность и финансовые ресурсы, часто действуя автономно от воли центральных властей.
Насколько учитывал президент Казахстана данные факторы, сказать сложно. Многие обстоятельства и последствия переноса столицы стали более зримы, осязаемы на определенном временном расстоянии. Но «проект Астана», как общенациональная идея - именно эта позиция была для Нурсултана Назарбаева определяющей.
Однако дискуссии, развернувшиеся вокруг переноса столицы, показывали, что ни в обществе, ни среди казахстанской элиты позиция президента не была однозначно поддержана.
Это обстоятельство потребовало значительных усилий по разъяснению основополагающих принципов, на которых строилась логика выбора Нурсултана Назарбаева.
Многих чиновников заставили задуматься президентские слова: «на Родине не бывает плохих территорий и плохой погоды» [i] .
Но, прежде всего, следует заметить, что решение Назарбаева не было решением дилетанта, а основывалось на серьезном научном фундаменте. Был проведен тщательный анализ социальных, экономических, географических компонентов, определяющих выбор нового места для переноса столицы.
Был досконально проанализирован международный опыт переноса столиц. Как отмечал Л. Смирнягин: «Каждый такой перенос давал огромный эффект, поражал воображение современников, становился первостепенным историческим событием для страны. Чаще всего он знаменовал собою демонстративный разрыв с прошлым, провозвещение нового будущего страны. В подобных случаях столичные функции уходили из исторического центра государства, который почти всегда был крупнейшим его городом, средоточием общественной жизни на том этапе истории, который заканчивался на глазах современников. Уход из такого центра помогал новым силам, оседлавшим историю страны, освободиться от чрезмерного влияния сил прошлого» [ii] .
И все же - почему Астана (Акмола-Целиноград)?
Важную роль в принятии окончательного решения о выборе места расположения новой столицы, сыграло, конечно, осознание таких преимуществ Астаны в качестве столицы, выгодное геополитическое расположение в центральной части страны, являющейся центром коммуникационных транспортных, железнодорожных, автомобильных и воздушных магистралей.
Допускаю, что немаловажную роль сыграла историческая память о масштабном интеграционном проекте - освоении целинных земель в середине 50-х годов XX века, символом которого стал казахстанский Целиноград. Но историческая память - субъективна. Были необходимы более фундаментальные обоснования.
Так, к подготовке проекта были привлечены ученые с мировым именем, которые давали профессиональные экспертные заключения. В частности, по будущей инфраструктуре новой столицы, которая должна была кардинально отличаться от инфраструктуры прежней столицы - Алматы, как с точки зрения транспортных коммуникаций, так и с точки зрения расположения жилых кварталов и государственных учреждений. Различные направления современного зодчества Западной Европы и Америки переплелись и слились здесь воедино, приобретя новое качество. Главное же, что определило облик Астаны - местные духовные и материальные условия, особенности культуры страны и требования заказчика, желающего, чтобы столица имела лицо Востока и Запада.
Генеральный план застройки города разработан победителем международного конкурса на лучший эскиз-проект концепции строительства Астаны - всемирно известный японским архитектором Кишо Куракава. Многие части города перестраивались под правительственные и административные функции, но значительная часть города была выстроена (и строительство продолжается до сих пор) заново. По примеру таких мировых столиц, как Рим, Париж, Баку, Санкт-Петербург в основе плана застройки города лежит идея создания архитектурной оси нового административного центра.
Новая правительственная площадь является самой уникальной по масштабам и характеристикам строительства, единственная в своем роде на всем постсоветском пространстве, главный элемент нового административного центра, его украшение и гордость.
Астана сегодня символизирует собой соединение лучших архитектурных градостроительных традиций и современных технологий. Так, например, некоторые монументальные постройки новой Астаны выполнены по образцам известных в мире архитектурных сооружений. Здание «Триумф Астаны» похоже на сталинские высотки, а «Ак Орда» отдаленно напоминает Белый дом.
Так Астана постепенно становится городом, соединяющим в себе все красоты Востока и Запада, выполненные в современных технологиях. И не удивительно, что уже в 1999 году Астана добилась мирового признания. Новая столица молодого Казахстана была удостоена награды ЮНЕСКО «Город мира». Это звание присваивается новым городам планеты, которые смогли за короткое время добиться впечатляющих достижений в социально-экономическом, политическом и культурном развитии, реализовали цели по укреплению межнационального и межконфессионального согласия.
Но также важно отметить, и ту персональную ответственность за принимаемое решение, которая лежала на первом президенте Казахстана, прекрасно понимавшего всю сложность и затратность этого проекта.
Как вспоминал Садык-бек Тугел бывший тогда первым пресс-секретарем, руководителем пресс-службы акима столицы: «не так-то просто было выдержать Нурсултану Назарбаеву шквал писем, звонков, негатив в оппозиционно настроенной прессе. Понимал ли Нурсултан Абишевич, на что идет, на что решился в то время, когда в стране была масса других нерешенных, особо злободневных проблем? Понимал. Понимал и очень хорошо чувствовал личную ответственность перед своим народом, государством, историей. На карту он поставил свое честное имя, свой авторитет, свои заслуги перед страной, и - выиграл» [i] .
Таким образом, безусловно, рискованная инициатива Президента РК Н.А. Назарбаева, так хорошо понимавшего необходимость смены столицы Казахстана, оправдала себя как важнейший национальный проект. За почти десятилетний срок, прошедший с момента переноса столицы, Астана не только в полной мере обрела признание в качестве центра формирования нового казахстанского самосознания, но и продолжает развиваться в рамках госпрограммы «Расцвет Астаны - Расцвет Казахстана» [ii] .
Становится очевидным, что важнейшим последствием создания (а представляется более уместным говорить именно о создании, а не просто о переносе) нового политического центра РК был перелом в психологическом настрое общества, казахстанской элиты, восприятии Казахстана во внешнем мире.
За короткий срок, а с точки зрения истории, десять лет это песчинка в море исторического времени, Астана превратилась в ключевой бренд страны, витрину социальных и экономических успехов Казахстана. Город, воплотивший в себе уникальность казахстанской самобытности и основные тенденции развития пространства культуры глобальной, стал тем краеугольным камнем, на котором основан главный проект народа Казахстана - сильное, независимое государство, устремленное в XXI век.
Поэтому, в заключении, вновь обращусь к Vox populi, мнению простых казахстанцев: «при реализации стратегии развития Казахстана как мощной транзитного узла между Западом и Востоком, Астана будет в будущем играть не последнюю роль. У богатой благополучной и перспективной страны должна быть красивая, классная столица - как символ амбициозности и перспективности.
Мировые лидеры - президенты, премьеры и прочие иностранные гости приезжают, прежде всего, в Астану и их не может не поразить размах строительства и грандиозные реализуемые проекты столицы - какой может быть лучший пример для демонстрации перспектив и амбиций молодой страны? Я искренне верю и знаю, что Казахстан реализует все свои амбиции и станет сильной, богатой и ключевой страной региона... по крайне мере со своей стороны я сделаю все, что в моих силах».
К этим словам можно только присоединиться.
[i] Перенос столицы Казахстана в зеркале прессы и комментариях аналитиков/ Кол.авт. Междисциплинар. центр "Волхонка, 14" и Информ.- аналит. центр "Евразия" . - М.: Диалог-МГУ, 1998. - С. 67.
[ii] Год великого переноса // Коммерсантъ Власть - М., от 4.04.2008 - С. 13.
[i] От Пекина до Астаны: история переносов столиц - А.: Институт развития Казахстана, 2001.- С.167.
[ii] Там же. С. 43.
Поделиться: