Национально-культурные центры как фактор развития полиэтнического гражданского общества. На примере Республики Узбекистан.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Принимая во внимание, что Узбекистан - полиэтническое государство, строящее современное гражданское общество, в республике особое значение придается обеспечению условий и возможностей для свободного развития всех наций и народностей. В целом этнополитика РУз направлена на поощрение мультикультурализма. «К достоинствам мультикультурализма относят сохранение культурного плюрализма, признание и защиту многообразных меньшинств, отказ от ксенофобии, шовинизма, расовых предрассудков, недостатки проявляются в этнизации социальных отношений, институционализации культурных различий, игнорировании либерального принципа приоритета прав индивида»[1].
Национально-культурные центры как фактор развития полиэтнического гражданского общества. На примере Республики Узбекистан.

Российские и узбекские ученые готовят к выходу в свет новую совместную работу: "Гражданское общество: проблемы и перспективы развития".

Редакция сайта публикует материалы сборника в сокращенном варианте.

***********************************************************************************

Равшан Назаров - к.философ.н.,Институт истории АН РУз

Национально-культурные центры как фактор развитияполиэтнического гражданского общества

(на примере Республики Узбекистан)

Демократия - это не власть большинства.Это уважение прав меньшинств.

Принцип гражданского общества.

Принимая во внимание, что Узбекистан - полиэтническое государство, строящее современное гражданское общество, в республике особое значение придается обеспечению условий и возможностей для свободного развития всех наций и народностей. В целом этнополитика РУз направлена на поощрение мультикультурализма. «К достоинствам мультикультурализма относят сохранение культурного плюрализма, признание и защиту многообразных меньшинств, отказ от ксенофобии, шовинизма, расовых предрассудков, недостатки проявляются в этнизации социальных отношений, институционализации культурных различий, игнорировании либерального принципа приоритета прав индивида» [1] .

Необходимо отметить, что «юридический статус и права этнических групп, проживающих на территории Узбекистана, определены Конституцией страны, Международной конвенцией о расовой дискриминации и другими общепризнанными международными документами» [2] . Так, например, в статье 7 «Договора об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве между РФ и РУз» от 30.05.1992 г. говорится: «Высокие договаривающиеся стороны гарантируют право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, индивидуально или совместно с другими лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, свободно выражать, сохранять и развивать свою этническую, культурную, языковую или религиозную самобытность и создают условия для поощрения этой самобытности, и не допускают каких-либо попыток насильственной ассимиляции» [3] .

Согласно статье 4 Закона РУз «О государственном языке»: «В Республике Узбекистан обеспечиваются условия всем гражданам для изучения государственного языка и уважительное отношение к языкам наций и народностей, проживающих на ее территории, создаются условия для развития этих языков» [4] .

Согласно статье 56 Конституции РУз, «общественными объединениями в Республике Узбекистан признаются профессиональные союзы, политические партии, общества ученых, женские организации, организации ветеранов и молодежи, творческие союзы, массовые движения и иные объединения граждан, зарегистрированные в установленном законом порядке» [5] .

Основными законодательными актами, регулирующими организацию и деятельность общественных объединений в РУз, являются Конституция РУз (статьи 56-62); Закон РУз «Об общественных объединениях в Республике Узбекистан» от 15.02.1991 г. (с изменениями от 3.07.1992 г., 25.04.1997 г., 24.03.2003 г.); Закон РУз «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» от 2.07.1992 г.; Закон РУз «О политических партиях» от 26.12.1996 г.; Закон РУз «О негосударственных некоммерческих организациях» от 14.04.1999 г.; Постановление Кабинета Министров РУз № 180 от 8.04.2003 г. «О вопросах деятельности Республиканского интернационального культурного центра»

Необходимо отметить, что «формирование гражданского общества..., вхождение ... в международное политическое пространство возможно лишь при усвоении фундаментальных демократических ценностей, одной из которых является толерантность. Отсюда актуальность научного выяснения ее реальных основ и функционального содержания» [6] .

В духовном возрождении полиэтнического населения Узбекистана приоритетное место занимают такие специфические общественные объединения как национально-культурные центры (НКЦ). В настоящее время в Узбекистане функционирует более 130 НКЦ, охватывающих 27 национальностей, представляющих как крупные этнические группы, насчитывающие сотни тысяч (русские, таджики, казахи и т.д.), так и небольшие группы, насчитывающие лишь сотни человек (литовцы, дунгане и т.д.). Ряд этнических групп Узбекистана имеет более 1 НКЦ: корейцы - 28, русские - 19, казахи - 14, татары - 9 и т.д. [7]

Важную роль в укреплении межэтнического согласия и межкультурной толерантности играет Республиканский интернациональный культурный центр (РИКЦ), созданный Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13.01.1992 г. с целью координации деятельности НКЦ, первые из которых появились ещё в 1988 - 1989 гг. РИКЦ «является самостоятельным учреждением, оказывающим содействие государственным органам и общественным организациям в реализации политики в области межнациональных отношений, обеспечения согласия и сотрудничества представителей различных наций и народностей, проживающих в Республике Узбекистан, всемерной поддержки развития их самобытных культур и духовных ценностей» [8] .

Основными задачами РИКЦ являются:

  • участие совместно с соответствующими министерствами и ведомствами, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, городов, районов, общественными организациями в реализации единой государственной политики в области межнациональных отношений;
  • стимулирование, координация и поощрение общественных инициатив, направленных на утверждение принципов межнационального согласия, развитие культуры межнациональных отношений;
  • представление интересов культурных центров в государственных органах, координация их деятельности по вопросам реализации уставных задач, возрождения и развития самобытных национальных традиций, обычаев и обрядов представителей различных наций и народностей, проживающих в Республике Узбекистан;
  • координация деятельности культурных центров в установлении связей с родственными зарубежными организациями, оказание им в этом всестороннего содействия, создание банка данных международных правовых актов, касающихся регулирования межнациональных отношений;
  • участие в разработке и экспертизе проектов законодательных и нормативных документов, касающихся вопросов межнациональных отношений;
  • осуществление практической и методической помощи культурным центрам;
  • подготовка заключений по документам культурных центров, вносимым ими при прохождении регистрации в органах юстиции;
  • консультирование общественных организаций по вопросам поддержания межнационального согласия, развития культур и духовных ценностей представителей различных наций и народностей, проживающих в Республике Узбекистан;
  • оказание организационной, правовой, методической помощи в осуществлении научно-исследовательских работ в области межнациональных отношений, организация конференций, семинаров и «круглых столов»;
  • участие в подготовке телерадиопередач, подготовка и издание книг, брошюр, справочников, проспектов, буклетов и других видов печатной продукции, направленной на удовлетворение культурных потребностей представителей различных наций и народностей, гармонизацию межнациональных отношений;
  • ведение информационно-аналитической работы о деятельности культурных центров и создание необходимого банка данных по данному вопросу.

С образованием РИКЦ деятельность НКЦ существенно активизировалась. С каждым годом увеличивается их количество. В 1988-1990 гг. были созданы первые 9 НКЦ в Ташкенте (Азербайджанский, Армянский, Башкирский, Казахский, Корейский, Немецкий, Таджикский, Татарский, Уйгурский) и ряд НКЦ в других регионах (Таджикские в Самарканде и Бухаре, Уйгурский в Андижане, Корейские в Сырдарье, Фергане, Нукусе и т.д.). В 1991 г. таких центров было уже 35 (в т.ч. 14 - в Ташкенте), и еще три находились в стадии формирования [9] .В 1992 г. действовало уже 54 национально-культурных центра, и они получили координационный орган в лице Республиканского интернационального культурного центра [10] . К началу 1994 г. - действовало 76 центров (в т.ч. 22 - в Ташкенте) и еще 2 находились в стадии формирования [11] . К 2003 г. их стало 122 [12] , к 2008 г. - 135, в т.ч. в Ташкенте - 35, в Ташкентской области - 31, в Самарканде - 11, в Бухаре - 10 и т.д.

В течение этого периода НКЦ выросли не только в количественном отношении, но и благодаря эффективной работе заняли важное место в системе полиэтнического гражданского общества Узбекистана, зарекомендовав себя выразителями национальных интересов и особенностей своих этнических диаспор. Наибольшей активностью отличаются Корейские, Русские, Армянские, Азербайджанские, Татарские КЦ.

РИКЦ планирует и осуществляет свою работу на основе рекомендаций Общественного совета, в состав которого входит руководство Центра, председатели НКЦ, представители заинтересованных министерств и ведомств (Министерства культуры, Министерства народного образования, Минвуза и т.д.), различных общественных организаций, а также ведущие ученые республики.

По инициативе РИКЦ и НКЦ в 1995 г. было создано общественное движение «Халк бирлиги» («Единство народа») Узбекистана, которое возглавил крупный учёный и общественный деятель академик Т.Н.Долимов.

Одним из основных направлений деятельности РИКЦ является обеспечение активного участия граждан различного этнического происхождения в подготовке и проведении важных событий общественной жизни Республики, торжеств и праздников, таких как День независимости, Навруз, День Конституции, а также мероприятий, посвященных памяти исторических личностей (деятелей науки, культуры и т.д.). По инициативе и при активном участии РИКЦ регулярно проводятся конференции, семинары, беседы, «круглые столы» и т.д., посвященные актуальным проблемам современности. Особого внимания достойны мероприятия, связанные с национальными традициями, обычаями, обрядами, праздниками. Среди них можно назвать такие как Рождество, Пасха, Масленница, Пурим, Хансик, Хосил байрами, Чусок, Сабантуй и т.д. Как отмечают специалисты: «культуроформирующая функция праздника теснейшим образом связана с исследованием национального менталитета и укорена в национальных традициях. На ее основе создает национальное мировоззрение, идеология, определенный ракурс видения картины мира» [13] .

С размахом были отмечены важные юбилейные даты, такие как 125-летие Ташкентской и Среднеазиатской епархии Русской Православной церкви, 1000-летний юбилей эпоса «Манас», 660-летний юбилей Амира Темура, юбилеи таких выдающихся деятелей национальных культур как Алишер Навои, Абдурахман Джами, Имам Аль-Бухари, Ахмад Аль-Фергани, Абай, А.С. Пушкин, Махтумкули, Тарас Шевченко, Сергей Есенин, Мухтар Ауэзов, Чингиз Айтматов, Владимир Высоцкий и др.

В настоящее время РИКЦ, НКЦ, ЦС «Халк бирлиги» стараются привлечь внимание государства и широкой общественности к решению такой важнейшей проблемы как укрепление межэтнического согласия и межкультурного взаимодействия. На основе заключенных договоров ведется совместная работа с республиканским Советом Федерации профсоюзов, с НТРК РУз, с АКНАЦАЗ (Ассамблеей культур народов Центральной Азии), Комитетом женщин Узбекистана, Молодежным фондом «Камолот», с АН РУз и рядом других организаций.

В частности, совместно с Академией художеств Узбекистана организовано свыше 100 выставок изобразительного искусства. Деятельность РИКЦ и НКЦ достаточно регулярно и всесторонне освещается в СМИ. Телезрители могут получить оперативную информацию о деятельности НКЦ, о развитии этносоциальных и этнокультурных процессов по УзТВ, в т.ч. из программ «Ахборот», «Давр», «Ассалом, Узбекистон!», «Пойтахт». Более подробно о них рассказывают тематические передачи на национальных языках международного телеканала. Среди них: «Узбекистан - наш общий дом», «В семье единой» - на русском, «Умид» - на уйгурском, «Жетиген», «Замандас», «Дийдар» - на казахском, «Айчурек» - на кыргызском, «Мехрангез» и «Рангинкамон» - на таджикском, «Бизнен мирас» - на татарском, «В доброй хате» - на украинском, «Чинсен» - на корейском языках и т.д. По мнению специалистов: «мультикультурализм, являющийся необходимым условием сосуществования культур в многонациональном мире, выдвигает проблему изучения и формирования межкультурной компетентности в центр культурологических и лингвокультурологических исследований» [14] .

РИКЦ тесно сотрудничает с республиканским радио, а также с редакциями ряда ведущих газет и журналов. На страницах газет «Народное слово», «Правда Востока», «Вечерний Ташкент», «Ташкентская правда» под рубрикой «В национально-культурных центрах» регулярно и всесторонне освещается их деятельность. В 2000 году издан специальный справочник «Республиканский интернациональный культурный центр» с хроникой основных мероприятий РИКЦ и НКЦ в 1992-1999 гг. Среди изданий РИКЦ можно отметить следующие: «Культура межнациональных отношений в независимой Республике Узбекистан», Ташкент, 1995; «Узбекистан - на пути межнационального согласия». Ташкент, 1996; «Межнациональное единство - залог стабильности», Ташкент, 1999; «Сотрудничество и толерантность - факторы прогресса», Ташкент, 2001; «Национальная идея - наша идея», Ташкент, 2001; «Узбекистан - наш общий дом», Ташкент, 2001; «Этноконфессиональный атлас Узбекистана». Ташкент, 2005; «Узбекистан - страна толерантности», Ташкент, 2007 и др. Кроме того, подготовлены к печати и другие книги, брошюры, справочники. В них представлены материалы, касающиеся этнополитики Узбекистана, характеризуются роль и место РИКЦ и НКЦ в укреплении межэтнического согласия и межкультурного взаимодействия, рекомендации по их укреплению, развитию национальных культур. В 2005 г. Центром правовой и деловой информации Русского культурного центра РУз при содействии Регионального Управления Верховного Комиссара ООН по правам человека в ЦА проведен семинар «Интеграция этнических групп в полиэтническое общество Узбекистана: правовые аспекты».

В январе 2002 года РИКЦ отметил своё 10-летний юбилей, в январе 2007 г. - 15-летний юбилей. Ему были посвящены многочисленные встречи, концерты, выставки, вечера дружбы. Центральной частью юбилея стало торжественное собрание в столичном Дворце дружбы народов, в честь этой даты, и грандиозный концерт с участием самодеятельных коллективов центров и мастеров искусств. В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан и в связи с 15-летием РИКЦ 13 активистов НКЦ за большой вклад в укрепление межнационального согласия в нашей стране, активную работу по сохранению и развитию самобытности национальных культур, обычаев и традиций, плодотворную деятельность по удовлетворению духовно-нравственных потребностей граждан, активное участие в общественной жизни отмечены почетными званиями, орденами и медалями [15] .

Как отмечал первый руководитель РИКЦ К.Р. Расулов: «Межнациональное согласие является, несомненно, одним из важных факторов, обеспечивающих мир и спокойствие в нашей стране. Социально-политическое развитие и будущее любого многонационального государства естественным образом переплетается с состоянием межнациональных отношений» [16] .

В целом национально-культурные центры, функционирующие в Республике Узбекистан, вносят серьезный вклад в процесс формирования полиэтнического гражданского общества, опирающегося на принципы демократии, равноправия, социальной консолидации.

[1] Радина Н.К. Технологии межкультурного взаимодействия в российском гражданском обществе. Автореф. дисс. д.полит.н.. Н. Новгород: НГУ, 2007. С. 25.

[2] Лиманов О., Кадыров Б. Межнациональные и межконфессиональные отношения. Ташкент, 2006. С. 4.

[3] Договор об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве между РФ и РУз// Действующее международное право. Т. 1. М., 1999. С. 115-116

[4] Народное слово. 27 декабря 1995 г.

[5] Конституция Республики Узбекистан. Ташкент, 2007. Ст. 56.

[6] Касьянова Е.И. Нравственные основы толерантности в современной социокультурной ситуации. Автореф. дисс. д. философ. н. СПб: СПбГУ, 2009. С. 3.

[7] Бирлик - Единство. № 5-6 (71-72) 2003. С. 15

[8] http://culture.uzsci.net/laws/institutions/intercult5.html

[9] Земля у нас одна. Ташкент, 1991. С. 77, 79

[10] Расулов К.Р. Обеспечение межнационального согласия и мира в Узбекистане во второй половине 80-начале 90-х гг. Автореф. дисс. к.и.н. Андижан: АГУ, 1993. С. 22

[11] Народное слово. 1.01.1994

[12] Бирлик - Единство. 2003. № 5-6 (71-72). С. 15

[13] Ванченко Т.П. Культуролого-антропологические основания праздника: семантико-семиотические аспекты. Автореф. дисс. д. философ. н. Тамбов: ТГУ, 2008. С. 24.

[14] Городецкая Л.А. Лингвокультурная компетенция личности как культурологическая проблема. Автореф. дисс. д-ра культурологии. М.: МГУ, 2007. С. 10.

[15] Народное слово. 20 января 2007 г.

[16] Расулов К.Р. Важный фактор укрепления межнационального согласия// Межнациональное согласие - гарантия стабильности. Т., 1999. С. 193

Поделиться: