На саммите СНГ в Бишкеке не будет кардинальных решений
Автор: ИАЦ МГУ
Участники саммита СНГ 10 октября в Бишкеке не примут серьезных решений по реформе Содружества, которые могли бы реанимировать эту организацию, уверен директор информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов.
"На встрече в Бишкеке, как это было и раньше, будут обозначены какие-то ориентиры, но кардинальных изменений, реформы Содружества ожидать не стоит", - сказал он во вторник в ходе "круглого стола", организованного РИА Новости.
По мнению Власова, новые перспективы развития у этой организации могут появиться только тогда, когда СНГ станет более компактным или же в случае возникновения какой-то внешней угрозы.
"Перелом наступит тогда, когда оно будет состоять только из тех государств-членов, которые готовы выполнять принятые (в рамках СНГ) решения. Или же когда появится какой-то внешний фактор, какая-то причина, которая заставит Содружество независимых государств теснее сплотиться вокруг своего общего исторического и экономического центра - России", - сказал эксперт.
Он также добавил, что "и тот, и другой вариант возможен, но процентная доля его реализации, крайне невелика".
По мнению Власова, на данный момент существуют лишь три направления, по которым СНГ может развиваться.
"Это гуманитарные связи, поддержание русского языка как универсального средства коммуникации на постсоветском пространстве, развитие единой образовательной модели. Все то, что называется социо-культурной и гуманитарной сферой", - сказал он.
Другим направлением взаимодействия для стран СНГ является сотрудничество в транспортной сфере.
"Даже если бы все республики СНГ однозначно решили прекратить сотрудничество в этой области, все равно ничего не получилось. Потому что вся транспортно-коммуникационная структура имеет маршруты, созданные еще в Советском Союзе, и это объективная потребность развивать эти связи и в будущем", - сказал Власов.
"И третье направление - это сотрудничество в области безопасности. Есть общие риски, есть общие вызовы, которые связаны и с религиозным экстремизмом, и проблемы наркотрафика, по всем этим и многим другим вопросам надо искать точки соприкосновения. Учитывая, что между рядом республик существуют прозрачные границы, эти проблемы надо решать сообща", - отметил он.
В то же время, по мнению аналитика, если руководители стран содружества захотят развалить эту структуру, это можно сделать очень легко.
"Надо будет ликвидировать окончательно все экономические преференции, которые еще существуют в отношениях между республиками, и второе - ввести визовый режим. После того как это будет сделано, можно будет сказать, что СНГ полностью исчезло", - сказал Власов.
Заместитель генерального директора Центра политических технологий Сергей Михеев также считает, что перспективы СНГ во многом зависят от политической воли лидеров стран Содружества, но видит в этом и положительный фактор.
"СНГ, его судьба и его политика - это явление общественное. Это не тот процесс, на который мы не можем повлиять. У СНГ есть не только дезинтеграционные резоны, но и, несомненно, большие интеграционные резервы. Вопрос в том, какие из них будут развиваться. А это целиком зависит от воли политических элит, которые входят в Содружество", - сказал Михеев.
Президенты государств-членов СНГ рассмотрят в качестве одного из основных документов на саммите в Бишкеке стратегию экономического развития этой организации.
*********************************************************************************
ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У СНГ?
АЛЕКСЕЙ ВЛАСОВ, СЕРГЕЙ МИХЕЕВ,
Москва
Алексей ВЛАСОВ, генеральный директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве при МГУ им. М.В.Ломоносова
Каждый год хоронят СНГ как организацию. Возникает вопрос, зачем нужен этот «пациент».
Первоначально он был нужен для цивилизованного развода бывших советских республик. После того, как развод состоялся, возникла новая концепция, согласно которой СНГ - это универсальная переговорная площадка, где в свободном формате могут встречаться лидеры, которые в обычном случае вряд ли сядут или, по крайней мере, с большим трудом окажутся за одним столом переговоров. Например, лидеры Армении и Азербайджана, или лидеры Таджикистана и Узбекистана.
Но для того, чтобы СНГ и дальше существовало в формате дискуссионного клуба, с учетом событий августа 2008 года, эта мотивация становится недостаточной. Возникает вопрос, какую реальную роль СНГ может сыграть в ближайшем будущем в ситуации, когда наблюдается конфронтация как внутри этой Организации, так и между Россией и Западом.
И ответ, к сожалению, по большинству позиций не оптимистичен. На мой взгляд, существует только три направления, по которым Содружество имеет перспективы.
Первое - гуманитарные связи и, прежде всего, поддержание русского языка как средства универсальной коммуникации на постсоветском пространстве, развития единой культурной и образовательной модели.
Второе - транспортно-коммуникационные связи. Здесь, даже если бы все страны-участницы СНГ решили прекратить сотрудничество в этой области, все равно ничего бы не получилось. Вся транспортная инфраструктура в той или иной степени имеет маршруты, которые были заложены еще при СССР. И развивать эти связи в будущем - объективная потребность.
Третье направление - проблемы безопасности. Есть общие риски, вызовы, связанные с религиозным экстремизмом, проблемой наркотрафика, и здесь нужно искать общие точки соприкосновения.
Если руководители СНГ захотят развалить эту структуру, то сделать это будет легко. Для этого надо ликвидировать все экономические льготы и преференции, которые еще существуют в отношениях между членами СНГ, и ввести визовый режим. Как только это будет сделано, можно будет сказать, что Содружество даже как виртуальная организация исчезло.
Кто является главным интегратором в рамках СНГ? Объективно говоря, это Россия, которая рассматривает СНГ, равно как и другие интеграционные проекты, как инструмент закрепления или отстаивания собственных интересов. А также Казахстан, для которого это отчасти имиджевый проект.
Сергей МИХЕЕВ, заместитель гендиректора Центра политических технологий
Я против того, чтобы смотреть на процесс с позиции доктора. СНГ - это явление общественное. И это явление не является законом Ньютона, объективным естественно-научным процессом, на который мы не можем повлиять. У СНГ есть интеграционные стимулы и резоны, и есть дезинтеграционные. И тех, и других хватает.
Вопрос в том, какие стимулы будут превалировать. Это зависит исключительно от воли политических элит. Нельзя сказать, что у СНГ нет предпосылок для существования. Их достаточно. С другой стороны, есть и дезинтеграционные факторы. Один из главных дезинтеграционных факторов - наличие альтернативного центра притяжения, которым являются США.
Таким образом, жива или не жива Организация, зависит от наличия политической воли, в первую очередь, у российской элиты. Российская элита является главным фактором существования СНГ. Если в России сочтут, что СНГ это уходящая реальность, так тому и быть. Если же российская элита предпримет серьезные усилия, чтобы выработать стратегию в отношении СНГ и продлить жизнь этой Организации и вообще постсоветской интеграции, у СНГ будут все шансы выжить.
Что касается России и ее интересов, то ей выгодно и полезно сохранять форму постсоветской интеграции. Я уверен, что вопрос о распаде СНГ это логическое продолжение процесса распада СССР. Распался СССР, поставили вопрос о распаде СНГ. Далее, я уверен, будет поставлен вопрос о распаде России. Лишаясь СНГ, мы делаем более актуальным вопрос распада России. СНГ необходимо России, как минимум, в качестве внешней оболочки существования российского проекта.
Если поднимать вопрос, участвовать в СНГ или нет, то пример Грузии показателен. До последнего момента она не выходила из СНГ. Сколько было слов сказано, что СНГ никому не нужно, но грузины не выходили из Содружества. Сейчас же Грузия хочет выйти из СНГ так, чтобы сохранить все то, что ей выгодно.
Серьезную роль в судьбе СНГ будет играть внешний фактор. Чем слабее будут США в определении политики в отдаленных регионах мира, тем больше будет резонов для существования СНГ. Дезинтеграционные тенденции в СНГ стимулируются в том числе с подачи западных стран и, в первую очередь, США.
Итак, у СНГ есть все шансы выжить, и есть шансы умереть. Многое будет зависеть от воли политических элит, в первую очередь, российских.
Материал основан на выступлениях экспертов на круглом столе в РИА Новости «Есть ли будущее у СНГ?», приуроченном к заседанию Совета глав государств СНГ, которое состоится 10 октября в Бишкеке.
30 сентября 2008 г.
http://www.eurasianhome.org/xml/t/expert.xml?lang=ru&nic=expert&pid=1747 .
Поделиться: