Н. Харитонова. Молодежь и "народная дипломатия". Невозможное возможно?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Для сравнения приведу примеры параметров деятельности молодежных движений, во многом задающих ритм общественному диалогу в этих странах. В качестве первого примера приведу Казахстан, как образец успешного государства на постсоветском пространстве. Здесь действует достаточно большое количество организаций - так в 2006 году их насчитывалось порядка 450, среди которых «Общество молодых профессионалов», Альянс студентов Казахстана, Общереспубликанское молодежное движение «Арсы», «Социалистическое сопротивление», Конгресс молодежи Казахстана и т.д. То есть среди молодежных организаций Казахстана присутствуют как политические объединения, так и объединения «по интересам», которые как привило ориентированы на повышение социальной мобильности молодежи. Оба эти направления соединены в деятельности молодежного крыла партии «Нур Отан» - «Жас Отан», самой многочисленной молодежной организации Казахстана. Целью объединения является социальное воспитание подрастающего поколения, формирование твердых гражданских позиций у молодежи и создание мощного кадрового резерва государственных служащих. В последнее время молодежной политике в РК уделяется повышенное внимание - причем именно в рамках партийного строительства. На «Жас Отан» в этой связи Казахстан возлагает большие надежды...
Н. Харитонова. Молодежь и "народная дипломатия". Невозможное возможно?

Нужно констатировать, что у понятия «общественная дипломатия» нет устоявшегося определения. Предполагается, что это общественная деятельность граждан и организаций в международной сфере, которая направлена на реализацию личных, общественных и государственных интересов. Так уж сложилось, что в нашей стране дипломатией занимаются не только известные политологи, экономисты, военные, ученые и деятели культуры, но и простые граждане. Таким образом, общественная дипломатия способствует развитию гармоничных отношений между людьми, расширению взаимодействия между странами в различных областях нашей жизни. Более того, за ее счет на государственном уровне взаимодействие между странами может получить новый толчок, новый импульс к развитию. Ведь для того, чтобы наладить межгосударственный диалог, необходимо, чтобы контакты между народами достигли определенного градуса, иначе различного рода двусторонние соглашения рискуют остаться только на бумаге. Для того чтобы узнать страну, понять ее жителей, необходимо налаживать тот самый общественный диалог, о котором мы сегодня говорим. Таким образом, общественная дипломатия оказывается в центре внимания - роль разного рода общественных организаций, их активность во многом определяют конструктивность общественного диалога.

В рамках постсоветского пространства мы имеем совершенно уникальный опыт. Мы жили в одной стране, у нас много общего - основы общественной дипломатии у нас есть по определению. И грех ими не пользоваться. Тем более что проблем у постсоветского пространства, которое мы в большинстве случаев рассматриваем как политическое пространство СНГ и стран Балтии, огромно количество. Причем большую часть из них можно решить только сообща.

Нарастание дезинтеграционных процессов, которое мы наблюдаем сегодня, требуют активизации общественной дипломатии. Но очень часто мы сталкиваемся инертностью того поколения, которое оказывается наиболее приближенным к процессу принятия решений в силу опять же возраста. Да, существует огромное количество общественных организаций в странах СНГ и Балтии, которые как раз и выступают в роли ударной силы общественной дипломатии. Однако наиболее активными оказываются как раз именно молодежные организации. Во-первых, это другое поколение, которое частично помнит позднесоветские реалии, а, во-вторых, их сознание более свободно и восприимчиво новым веяниям и тенденциям. Другое дело, что деятельность молодежных организаций не всегда вписывается в представления правящей элиты постсоветских стран о «правильном формате» общественного диалога.

Для сравнения приведу примеры параметров деятельности молодежных движений, во многом задающих ритм общественному диалогу в этих странах. В качестве первого примера приведу Казахстан, как образец успешного государства на постсоветском пространстве. Здесь действует достаточно большое количество организаций - так в 2006 году их насчитывалось порядка 450, среди которых «Общество молодых профессионалов», Альянс студентов Казахстана, Общереспубликанское молодежное движение «Арсы», «Социалистическое сопротивление», Конгресс молодежи Казахстана и т.д. То есть среди молодежных организаций Казахстана присутствуют как политические объединения, так и объединения «по интересам», которые как привило ориентированы на повышение социальной мобильности молодежи. Оба эти направления соединены в деятельности молодежного крыла партии «Нур Отан» - «Жас Отан», самой многочисленной молодежной организации Казахстана. Целью объединения является социальное воспитание подрастающего поколения, формирование твердых гражданских позиций у молодежи и создание мощного кадрового резерва государственных служащих. В последнее время молодежной политике в РК уделяется повышенное внимание - причем именно в рамках партийного строительства. На «Жас Отан» в этой связи Казахстан возлагает большие надежды...

В качестве другого примера приведу Приднестровье - одну из непризнанных республик на постсоветском пространстве - как пример другого порядка - а именно развития государственности в статусе непризнанного де-факто государства. Масштабы двух государств несопоставимы, и проблемы которые стоят перед этими государствами разные. Нет смысла объяснять, почему в Приднестровье молодежные организации не столь многочисленны и носят как правило политический характер. Действуют молодежное крыло партии «Обновление», Общественное молодежное движение «Мы сами», «Союз молодежных организаций «Патриот». Однако громче всех сегодня в Приднестровье заявляет о себе Международная молодежная корпорация «Прорыв!». Среди инициатив корпорации - создание Международного молодежного фронта (ММФ) «Прорыв!», которую поддержали молодежные организации Абхазии и Южной Осетии. Движение создало Высшую Школу Политического Лиденрства им. Эрнесто Че Гевара, цель работы которой также формирование кадрового резерва для государственных нужд.

Таким образом - два совершенно различных по всем параметрам государства решают проблемы, которые частично совпадают - например проблему формирования новой элиты - при помощи в том числе молодежного движения. Самые мощные из них одинаково служат правящей власти и перед ними стоят схожие во многом задачи.

В этой связи возникает другой вопрос: может ли взаимодействие молодежных организаций разных стран, обмен опытом - т.е. реализация идеи народной дипломатии на таком уровне - привести к тому, что в будущем часть проблем этих государств будет решена? Почему нет? Но только задавать формат таких молодежных диалогов нужно уже сейчас. Кто знает, может, к примеру, обмен мнениями приднестровской и молдавской активной молодежи приведет к тому, что урегулирование конфликтной ситуации на Днестре пойдет быстрее?

Позитивным опытом в этой связи стал недавно прошедший в Москве «Форум Молодежных элит стран СНГ». Активные молодые люди из всех республик постсоветского пространства - аспиранты, молодые специалисты, представители молодежных организаций принимали активное участие во всех мероприятиях Форума, одной из основный целей которого было все же формирование позитивного образа России в странах СНГ и Балтии. В рамках Форума прошла серия круглых столов - «Диалог молодежи в странах Содружества Независимых Государств и возможности международной дипломатии» в Государственной Думе РФ, «Российские молодежные неправительственные проекты» в Общественной Палате РФ, пресс-конференция в РИА-новости «Положение русского языка на пространстве СНГ», где каждый имел возможность задать интересующий его вопрос и высказать собственное мнение. В рамках встреч ребята получили возможность пообщаться с ведущими российскими экспертами, представителями партий, общественных организаций и высокопоставленными государственными служащими. По итогам работы Форума была принята резолюция, в которой участники форума высказали инициативу, кроме прочего, «максимально содействовать развитию гражданской дипломатии в различных форумах - от проведения международных семинаров и конференций до системы постоянного обмена опытом и новостями, учредить Ассоциацию «Евразийская молодежная дипломатия» и т.д.

На мой взгляд, работа такого форума, который теперь стал постоянно действующим, представляет чрезвычайно интересный опыт с точки зрения развития общественной дипломатии в масштабе всего постсоветского пространства, и, конечно, с точки зрения формирования позитивного образа России, что само по себе чрезвычайно важно и актуально. Безусловно, такой опыт следует учитывать, когда мы говорим о проектах связанных с развитием общественной дипломатии, особенно на уровне молодежных организаций.

Теги: Казахстан

Поделиться: