Н.Еримбетов: "Казахстанская чехарда... разъединение старых и создание новых министерств выглядит нелогичным
Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Автор: ИАЦ МГУ
Раздувание чиновничьего аппарата, разъединение старых и создание новых министерств выглядит нелогичным на фоне продолжающегося экономического кризиса. Более того, это демонстрирует еще один минус власти – в казахстанском правительстве нет преемственности, нет ответственности за промахи и нет отчета в том, что из обещанного сделано, а что так и повисло в воздухе.
Мало кто в этой чехарде будет думать об индустриализации страны – Раздувание чиновничьего аппарата, разъединение старых и создание новых министерств выглядит нелогичным на фоне продолжающегося экономического кризиса. Более того, это демонстрирует еще один минус власти – в казахстанском правительстве нет преемственности, нет ответственности за промахи и нет отчета в том, что из обещанного сделано, а что так и повисло в воздухе. Последние кадровые перестановки призваны качественно перестроить казахстанскую экономику и переориентировать сырьевую направленность на индустриально-инновационную. Но, к сожалению, и в этом новом-старом правительстве я не вижу людей, которые способны принимать адекватные самостоятельные решения. Никто из этих новоявленных молодых и улыбающихся министров не зарекомендовал себя как грамотный топ-менеджер, способный решать вопросы государственного масштаба. Единственное назначение, которое меня искренне порадовало, – это должность министра экономического развития и торговли, порученная Жанар Айтжановой. Человек, который действительно ее заслужил, человек, который пережил не одного министра, а значит, показал свою компетентность и профессионализм. Ну и то, что она женщина, – это мне особенно импонирует. Все-таки женский стиль руководства отличается от мужского в намного лучшую сторону. Я уверен, что в ее ведомстве будет порядок, будет меньше коррупции, потому что женщина сто раз подумает о своем муже и детях, прежде чем устраивать какие-то махинации. Все остальные перестановки мне непонятны. Такое количество министров для такой скромной экономики, как наша, – это большая роскошь. Вы посмотрите на любое заседание казахстанского правительства! Зал уже не вмещает всех этих министров, руководителей агентств и комитетов! Посмотрите, как они сидят, тесно прижавшись друг к другу! Зачем столько людей, если они не показывают своей эффективности? Зачем столько ведомств? Да, я понимаю, что нам надо развивать индустрию. Но с таким же успехом можно создать министерство по подготовке к Азиаде. Это ведь важно для государства? Важно! Или министерство по борьбе с наводнениями! Это еще более важно, люди ведь гибнут. Вот разделение Министерства культуры и информации на два отдельных – я понимаю. Хочется надеяться, что теперь культура дождется заслуженного внимания, а средства массовой информации, наоборот, отдохнут от очень пристального. Вряд ли казахстанские министры достойны того кредита доверия, который им в очередной раз выдал президент. То, что он их резко раскритиковал за липовые проекты, – это они еще легко отделались. Другой бы на его месте сказал: "Все, кто подвел, кто обманул и меня, и ожидания людей, кто не сделал всего в срок, встали и вышли вон! И чтоб больше я вас здесь не видел!" Но такого ни министры, ни акимы не услышали, а добровольно они вряд ли уйдут. К сожалению, они не понимают главного – что тем самым подводят президента, вредят его авторитету, убивают доверие населения к власти. Президент ведь приезжает на открытие какого-нибудь завода, торжественно разрезает ленточку, нажимает на кнопку, которая запускает производство… и уезжает. А люди остаются в справедливом возмущении. Почему президент открыл завод, а он не работает? Почему обещал рабочие места, а их нет? Боюсь, критика эта не возымеет должного внимания. Сколько поручений президента так и остались невыполненными? Почему огромный аппарат президента не следит за этим? Если поручения устные, то это не значит, что их надо прослушать и благополучно забыть. Боюсь, что после этих кадровых перестановок работа вообще утихнет. Минимум на полгода. Сейчас все будут думать, в какие кабинеты переезжать, на какие машины пересаживаться, на какие зарплаты надеяться, каких родственников пристроить… Будут вновь назначаться или меняться вице-министры, ответственные секретари, начальники департаментов, руководители комитетов… Мало кто в этой чехарде будет думать об индустриализации страны. Все опять будет начинаться заново. Это главный минус перестановок. Мало того, что на благоустройство новых чиновников и ведомств опять придется тратить средства, так еще, когда придет время отвечать за дела, ответственных как раз и не найдешь. Любой сможет отмазаться и сказать: "А это не при мне было!" или "Я в таком министерстве даже не работал! Не было его!" Не думаю, что ситуацию спасет и обмен столичных чиновников на региональных и наоборот. До сих пор не понятен принцип самой этой ротации. Конечно, для госслужащего из области это как лотерейный билет. Особенно, если это действительно толковый человек, а не просто блатной, который заменит другого блатного. А вот когда пойдет обратный процесс – из столицы в глубинку – я не уверен, что здесь не будет места для сведения счетов. Не уверен, что не будут отправляться неугодные, неудобные. Мне непонятна позиция: мол, как можно целого вице-министра отправлять в какой-нибудь регион заместителем акима? Да кресло заместителя акима нужно еще заслужить! Вице-министр, он, конечно, чиновник важный и вроде отвечает за целую отрасль… Но, по сути, от него ведь ничего не зависит. А теперь посмотрите на круг обязанностей любого заместителя областного акима! Он обязан следить и за тем, чтобы строились школы, чтобы зимой было отопление и дороги, и за тем, чтобы было меньше преступности, и за тем, чтобы в больницах не умирали дети, и чтобы старики вовремя получали пенсии… Поэтому, может, сначала пусть поработает в районе, городе и только потом выходит на уровень области? В советское время была очень четкая градация: нельзя было просто так, в одночасье стать большим начальником. Если ты не прошел все ступени в своей профессии, у тебя было меньше знаний, меньше авторитета и уж совсем не было шанса выбиться в директоры. Взлетали только люди культуры, творческие натуры. Они добивались высот благодаря своему таланту, а чиновники шли наверх постепенно. Это сейчас любое кресло можно купить, это сейчас можно стать вице-министром, едва переступив 30-летний возраст. Думаю, не будет лишним обратиться к прошлому опыту. Тогда и министр будет компетентен, и не позволит он себя дурачить, потому что знает ситуацию не понаслышке. И не придется содержать целый штат советников-помощников, которые в нужный момент поднесут ему нужную бумажку с цифрами. № 10 (471) от 22.03.2010 Нурлан Еримбетов, политолог Источник - Мегаполис
Поделиться: