Мы наш, мы новый БРИК построим
Автор: ИАЦ МГУ

Крупнейшие по населению страны мира пытаются создать структуру, альтернативную «Большой восьмерке»
Несовершенство существующих на сегодня международных организаций и неспособность их оперативно и эффективно реагировать на важнейшие мировые проблемы уже давно порождают желание целого ряда стран найти и сформировать какие-то альтернативные имеющимся структуры. Именно этим и объясняется создание разного рода «больших» и «малых» «восьмерок», «двадцаток» и других объединений самых различных государств, которые, с одной стороны, вроде бы недовольны сложившимся положением дел в мире, а с другой - не знают, как его исправить. Недовольных своим положением в международной иерархии влияния и престижности на самом деле очень даже немало. Одним странам не нравится, что их не пускают в Совет Безопасности ООН, другим - что их голоса «не слышны» при определении повестки дня таких организаций, как Всемирный банк или Международный валютный фонд, а третьим кажется, что своими впечатляющими экономическими показателями они достойны как минимум статуса регионального лидера или по крайней мере государства, на которое хотя бы ближайшие географические соседи хотели бы равняться. «Союз недовольных и не согласных с США»
Одной из таких структур, которая пока окончательно не сформировалась и у которой нет фактически никакой позитивной программы, стало объединение четырех крупнейших мировых государств - Бразилии, России, Индии и Китая (БРИК). Саму идею создания подобного союза-объединения вынашивали в той же Москве уже как минимум с десяток лет. По началу объединиться предлагалось прежде всего с Китаем и Индией, которые вроде бы как и Россия нуждались в более весомом международном присутствии и влиянии при принятии важнейших мировых решений. Поскольку смысл подобного объединения был не столько в единстве и координации действий трех стран на мировой арене, сколько в создании своего рода «антиамериканской оси», то ничего путного из этой затеи так и не вышло. Сама же идея объединения «всех недовольных» против засилья Америки осталась, и сейчас ее уже в несколько ином виде вновь предлагается реанимировать. Названная по первым буквам стран, входящих в это аморфное объединение, организация БРИК в этом году впервые проведет встречу (не исключено, что на высшем уровне) в Москве, на которой и будет выработана хотя бы элементарная схема взаимных действий этих государств. Во время визита российского президента Дмитрия Медведева в Бразилию в ноябре прошлого года было получено официальное «добро» со стороны бразильского лидера Лулы да Силвы присоединиться к этой организации, причем Бразилия вовсе не желает оставаться в «политической и экономической тени» трех ведущих мировых государств. «Я думаю, что БРИК может состояться, и именно сейчас, в обстановке глобального кризиса, у этой структуры будут очень хорошие шансы заявить о себе в мире, - сказал бразильский президент Лула да Силва. - Нам не нравится, когда от проблем ведущей страны мира (США) должны страдать все остальные. Ведь на все так называемые развивающиеся государства приходится три четверти экономического роста нашей планеты, и мы должны обязательно воспользоваться шансом объединиться именно в это нелегкое для всех время». Теоретически в кулуарах ООН представители Индии и Китая вроде бы также высказались за создание каких-то «более эффективных, чем существующие ныне» механизмов взаимодействия различных государств в международных делах, но ничего конкретного по поводу БРИКа и объединения в него четырех ведущих мировых держав пока сказано не было. И здесь возникает резонный вопрос относительно самого смысла создания чего-то нового взамен того, что якобы давно уже не функционирует и не устраивает своей бесполезностью всех членов мирового сообщества. Нужно ли создавать в мире бесконечные «взаимозаменяющие» структуры в пику ООН, МВФ, ВБ и всему остальному, и какой смысл вкладывают в создание новых организаций те, кто намерен в них состоять? Совет Безопасности ООН как высшая форма мирового престижа
Если посмотреть на состав БРИК, то две страны, в него входящие - Россия и Китай, - являются постоянными членами Совета Безопасности ООН, а две другие страны - Индия и Бразилия - давно уже мечтают туда попасть. Интересно, что, предлагая объединиться в БРИК Индии и Бразилии, Россия уже пообещала полную поддержку и Бразилии, и Дели для проталкивания их кандидатур в Совбез ООН в качестве постоянных членов. Между тем реалии международной дипломатии совсем не те, о которых принято сообщать прессе в специально подготовленных «для внешнего потребления» коммюнике. Их «подковерная суть» зачастую оказывается прямо противоположной тому, что мировые лидеры во время двусторонних переговоров на высшем уровне проговаривают и иногда даже подписывают при большом стечении народа. Так вот, в плане расширения Совбеза ООН та же Россия (а также Китай, чего он никогда не афиширует) делают все возможное, чтобы число постоянных его членов ни в коем случае не росло. Ведь та самая «большая мировая пятерка», которая сформировалась сразу же после окончания Второй мировой войны и полномочия которой все чаще подвергаются большому международному сомнению, вовсе не намерена отказываться в пользу других стран от значительных дипломатических привилегий, которые им дает статус постоянных членов Совбеза ООН. Поэтому поддерживая тех же Индию и Бразилию в ряду постоянных членов Совета безопасности, Россия и Китай тем самым фактически снижают степень своего собственного влияния в мировых делах. Или возьмем такое явление, как членство России в так называемой «Большой восьмерке». Ни Индия, ни Китай, ни Бразилия в нее не входят, но не особо по этому поводу переживают. Да, они не сидят за общим «круглым столом», когда собираются на свои «саммит-посиделки» лидеры России и семи крупнейших западных стран. Но их в любом случае постоянно приглашают на эти саммиты, они проводят переговоры и в двустороннем формате, и участвуют в экономических дискуссиях наравне с президентами тех же Соединенных Штатов или Франции. И хотя эти три страны вроде как в «Большой восьмерке» не состоят, все прекрасно понимают, что экономический потенциал Бразилии, Китая и Индии настолько велик и настолько стремительно растет, что без их участия какие-либо договоренности лидеров «восьмерки» просто не будут иметь реального веса. Аналогичная ситуация, кстати, складывается и в отношении целого ряда других международных организаций, где Бразилия, Индия и Китай либо почти не представлены (типа ВБ и МВФ), либо на деле не играют особой роли при принятии решений. В этих же международных финансовых институтах «большая четверка» просто самой системой функционирования и назначений не имеет никаких шансов на что-то влиять - все «верхние» посты и во Всемирном банке, и в МВФ поделены между европейцами и американцами, а всем остальным странам остается только принимать к сведению любые, принимаемые этими организациями решения, не имея возможности на что-либо при этом влиять. Вроде бы тогда напрашивается необходимость организовать международное давление со стороны «всех недовольных» сложившимся положением дел. Но среди самих «недовольных» существуют такие непреодолимые разногласия, что ни МВФ с ВБ, ни ООН, ни многие другие международные институты еще долго не будут не только не реформированы, но и станут все менее эффективно работать. Создавать же нечто параллельное ООН и другим международным структурам без участия тех же Соединенных Штатов или ведущих европейских государств вряд ли возможно, потому как при всей внешне-проявляемой нелюбви к Америке тот же Китай обращается именно к США за помощью как к крупнейшему финансовому донору и ВБ, и МВФ, и ООН, и особенно управления по миротворческим операциям, где без американских денег ни одна миссия вообще не сможет полноценно функционировать. Сами себе экономисты
Еще более любопытной складывается картина в отношении возможного экономического сотрудничества между странами БРИК. Так, экономики Китая и Индии теснейшим образом завязаны на экономике Соединенных Штатов и от взаимодействия с ней очень даже сильно зависимы. От американского рынка, куда идет большая часть китайского ширпотреба и компьютерных запчастей из Индии, эти страны никогда не откажутся. Да и для Бразилии американский рынок во всех его измерениях чуть ли не основной. У России с США крайне незначительные экономические контакты (по меньшей мере для уровня взаимоотношений этих двух стран), и каким-то образом убедить три другие государства БРИК переориентировать свои коммерческие и финансовые контакты с Соединенными Штатами на какие-то другие рынки Москве ни при каких условиях не удастся. Да, можно расширять двусторонние экономические связи внутри самого БРИКа, но торговые и финансовые интересы Бразилии, Китая и Индии настолько сильно связаны с другими мировыми крупнейшими рынками (та же Юго-Восточная Азия, Япония, Латинская Америка, Африка), что по-настоящему эффективной координации всех экономических контактов между странами «большой четверки» добиться вряд ли реально. Также стоит учесть, что вся торговля той же России с Китаем и Индией - это по большей части военные поставками. А каких-то существенных двусторонних проектов в сфере промышленности, совместного производства, возведения крупных экономических объектов просто нет. Что же касается Бразилии, то все с виду разумные идеи наладить кооперацию в области освоения космоса, прокладки железных дорог в Бразилии при российском участии или осуществлении проектов по добыче природного газа больше предназначены для президентских «обменов любезностями», нежели могут привести к каким-то подлинным прорывам. Да и в экономике, как и в «большой политике», предлагаемые на высшем уровне варианты сотрудничества между странами БРИК больше несут в себе «антинаправленности», нежели чего-то созидательного и полезного для самих государств этой структуры. Очень сомнительно, чтобы эти четыре страны договорились до осуществления каких-то совместных проектов, важных для всех его участников, как и, по большому счету, в самой необходимости договоренности о подобных проектах особой не просматривается. В чем теоретически вроде бы схожи все эти четыре страны - они хотят снизить свою зависимость от американского доллара и его непредсказуемости. Но, с другой стороны, и Китай, и Россия, и Индия являются чуть ли не крупнейшими держателями американских казначейских обязательств, население этих стран хранит «под матрацами» миллиарды долларов наличными «на черный день», а крупнейшие банки этих государств, а также Бразилии теснейшим образом сотрудничают с американскими финансовыми структурами и в огромных суммах берут в США кредиты. Так будет ли жизнеспособным и влиятельным в международных делах этот самый БРИК? На ближайшую перспективу, думаю, вряд ли. Слишком сильно привязаны к Америке финансовые механизмы всех этих якобы «влиятельных и независимых государств», которые тем нее менее крайне зависят и от курса американского доллара, и от своих отношений с США в сфере политики и торговли. Для того же Китая спад в американской экономике уже обернулся миллионными увольнениями с предприятий, расположенных в КНР и работающих исключительно на рынок Соединенных Штатов. Та же Индия уже почувствовала, что значит испытывать проблемы на компьютерном рынке Америки, а Бразилия львиную долю своих природных ресурсов поставляет именно в США, в том числе и для американской автомобильной индустрии, находящейся нынче в глубоком кризисе. И тем не менее сам факт объединения стран со столь разными политическими системами, финансовыми возможностями и промышленным потенциалом говорит о том, что вся конструкция международных отношений, заложенная сразу же после окончания Второй мировой войны, полностью себя исчерпала. Как бы ни пытались сохранить ее основные инструменты те же Россия, США, Китай (прежде всего в рамках ООН), чем раньше новая архитектура международных отношений будет создана, тем эффективнее она сможет решать многие современные проблемы. В противном случае если не будет найдено какого-то всеобщего мирового консенсуса по созданию новых международных политических и экономических механизмов, весь мир так и будет пытаться создавать все новые и новые региональные и глобальные структуры, эффективность которых вряд ли окажется выше, чем у тех организаций, которые уже пусть и со скрипом, но все же пока функционируют на нашей планете.
Юрий Сигов
Поделиться:

Другие новости


Политические процессы в Туркменистане: кадровые перестановки, участие в саммитах и перемены в сфере энергетического сотрудничества

Политические процессы в Таджикистане: ротационное затишье, вызовы в сфере миграции и участие в саммите БРИКС
